- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач

Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач - 1

В недавно прочитанной книге Дмитрия Чернышева «Как люди думают», обратила внимание на методы, которые помогают находить идеи и придумывать что-то новое. Методов, конечно, гораздо больше. Тот же ТРИЗ, о котором столько говорят, но я решила остановиться на тех, которые приводит автор книги.

Метод синектики

Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач - 2

Разработан американским изобретателем Уильямом Гордоном. Образовано из греческих корней и может быть переведено как «совмещение разнородных элементов».
Гордон считал, что основной источник креативности — в поиске аналогий и выделял четыре вида — прямую, символическую, фантастическую и личную.

При прямой аналогии

рассматриваемому объекту находится аналогия в окружающем нас мире. В природе или технике.

Символическая

— основана на использовании различных сравнений, метафор и поиске парадоксов в привычных и знакомых вещах или явлениях. Этот тип аналогии направлен на поиск необычного в обычном и обычного в необычном, то есть определение и характеристику предметов и явлений с неожиданной стороны.

Фантастическая аналогия

свободна от любых ограничений, которые накладывает на нас реальность. Представление исследуемого объекта в нереальных, фантастических условиях, где не действуют привычные законы и явления. Это позволяет придумать решение без привязки к объективной реальности.

Личная аналогия

ставит человека на место рассматриваемого объекта. Необходимо представить себя в роли изучаемого предмета и примерить на себя его функции. Личная аналогия дает возможность отбросить стереотипные ограничения мышления [1] и взглянуть на предмет с необычного ракурса.

Если еще короче, то прямые аналогии — реальные, символические -  абстрактные, фантастические -  нереальные, субъективные -  телесные.

Ярким примером применения метода синектики на практике является инновация в производстве картофельных чипсов Pringles.

Американская компания Kellogg, занимающаяся выпуском сухих завтраков, столкнулась с неразрешимой проблемой: как уменьшить объем воздуха в упаковке с чипсами, чтобы сделать ее более компактной, но при этом не допустить крошения хрупкого продукта. К решению задачи руководство компании привлекло У. Гордона. С помощью метода синектики он провел аналогию между чипсами в упаковке и опавшей листвой, которую собирают в мусорные пакеты. Сухая листва заполняет собой больше пространства, нежели влажная. Влажные листья более мягкие и пластичные, поэтому их можно упаковать в пакеты для мусора в большем объеме, и тем самым сэкономить на количестве используемых пакетов. По этой аналогии он предложил производителям новый метод формовки и смачивания сухой картофельной муки, из которой изготавливаются чипсы. Это позволило сделать упаковку более компактной.

Метод фокальных объектов

Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач - 3

Был изобретен в 1923 году. Основателем является профессор Берлинского университета Фридрих Кунце. Позднее методом заинтересовался американский исследователь Чарльз Вайтинг, который со временем доработал и усовершенствовал его.

Именно он придумал название «метод фокальных объектов». В основе названия лежит понятие «фокус», то есть подразумевается фокусировка внимания на выбранном объекте.

Процесс прост: к исследуемому объекту присоединяются свойства и характеристики других, подобранных случайным способом, объектов.

Метод состоит из шести последовательных шагов.

  1. Выбираем фокальный объект, то есть предмет, который нужно усовершенствовать или проблема, требующая решения.
  2. Подбираем несколько случайных объектов, в роли которых могут выступать различные слова и понятия. Их можно взять из книги, газеты, журнала, словаря. Это должны быть имена существительные и их тематика должна быть отличной от тематики самого объекта.
  3. Выделяем различные свойства, характеристики, функции и признаки выбранных случайных предметов и записываем на бумаге.
  4. Найденные свойства и характеристики поочередно присоединяем к главному объекту.
  5. С помощью различных ассоциаций происходит дальнейшее развитие придуманных вариантов.
  6. Оцениваем полученные результаты с точки зрения эффективности, полезности и возможности практической реализации.

Пример: Возьмем фонарик и дополним его свойствами из слов очки, валенки, парашют. Можно получить теплый (н-р ручка с подогревом), цветной (разные цвета излучаемого света), модный фонарик.

Морфологический анализ

Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач - 4

Для генерации новых идей. Придумал швейцарский астроном Фриц Цвикки. Основан на построении таблицы, в которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно получить самые неожиданные новые решения.

Последовательность действий при этом следующая:

  1. Точно сформулировать проблему.
    Например: Визитка. Более точно: яркая уникальная визитка стоматолога, которую сложно забыть).
  2. Определить важнейшие элементы объекта.
    Пример: форма, покрытие визитки
  3. Определить варианты исполнения элементов.
  4. Основная рекомендация - никаких оценок вариантов не следует проводить до полного оформления морфологического множества. Пример параметров объекта: форма визитки — шар, прямоугольник и др., покрытие — пластик, картон, колбаса и др..
  5. Занести их в таблицу.
  6. Оценить все имеющиеся в таблице варианты, проанализировать и оценить с точки зрения целей, которые должны быть достигнуты
    Примеры: круглая съедобная, прямоугольная из пластика и др. Выбрать оптимальный вариант.

    Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.

    Метод ментальных карт

    Горшочек вари или 4 метода творческого подхода к решению задач - 5

    Автор методики британский психолог Тони Бьюзен. По его мнению, креативность напрямую связана с памятью.

    Как нарисовать ментальную карту:

    1. Взять лист бумаги и написать в центре одним словом главную тему, которой посвящена карта. Заключить ее в замкнутый контур.
    2. От центральной темы нарисовать ветви и расположить на них ключевые слова, которые с ней связаны.
    3. Продолжать расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, пока тема не будет исчерпана.
    4. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося дерева надолго остается в памяти.

    Правила работы с ментальными картами:
    Техника кажется интуитивно понятной, однако приведенные ниже правила помогают существенно повысить ее эффективность.

    • Пишите одно слово на одной ветви. Такой подход значительно экономит время и место и способствует лучшей читаемости карты.
    • Располагайте лист горизонтально — такую карту будет удобнее читать.
    • Ключевые слова размещайте прямо на линиях, отображающих их взаимосвязь. Не заключайте их в какие-либо рамки. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово.
    • Используйте разные цвета для основных ветвей, чтобы они не сливались визуально.
    • Варьируйте размер букв в надписях и толщину ветвей в зависимости от степени удаленности от главной темы.
    • Располагайте ветви равномерно — не оставляйте пустого места и не размещайте ветви слишком плотно.
    • Используйте рисунки и символы (как минимум — для центральной темы, лучше — для всех основных ветвей).

    Если вы рисуете сложную карту, есть смысл вначале набросать мини-карту с основными ветвями, чтобы определить структуру будущей карты, поскольку выбор основных ветвей влияет на организация и читаемость карты

    И последний совет из книги

    «Придумать даже самую замечательную идею — это только полдела. Ее нужно донести до собеседника. Убедить его. Нет ничего страшного в том, что вашу идею сразу не примут. Билл Гейтс говорил своим сотрудникам, что, если никто не смеялся хотя бы над одной из их идей, они, возможно, недостаточно творчески подходят к работе. Это барьер, который нужно преодолеть»

    Новых творческих идей и вдохновения!

Автор: annakanunikova

Источник [2]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/veb-dizajn/276627

Ссылки в тексте:

[1] мышления: http://www.braintools.ru

[2] Источник: https://habrahabr.ru/post/352526/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=352526