Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной

в 7:15, , рубрики: Веб-разработка, демпинг, Песочница, метки:

image

Поводом для написания этой заметки послужила дискуссия, разгоревшаяся по статье о туристических сайтах, специфике их создания и ценообразования. А цитата, ставшая эпиграфом для заметки, принадлежит топ-менеджеру одного из агентств, участвовавших в дискуссии и разрабатывающих туристические сайты как раз за 8 000 рублей и даже за 4 000 рублей.

Откуда дровишки?

Честно говоря, я была заинтригована. Каким образом столичное агентство, продавая сайты по такой цене, умудряется существовать. И чтобы понять, откуда такие суммы, мы решили немного посчитать и вытащили из запасников свои данные по трудозатратам на создание простого сайта типа визитки. Расчеты по туристическому сайту отложили на потом.

Итак, по расчетам трудозатрат, стандартный небольшой сайт с уникальным дизайном требует порядка 20 часов работы нескольких сотрудников: менеджера, программиста, дизайнера, верстальщика, контентщика и тестировщика. 20 часов работы студии, оцененные в зарплатах, стоимости рабочих мест и амортизации оборудования, обязательных страховых и налоговых выплатах с зарплат – это примерно 17 000 рублей или 850 рублей за час работы. Это себестоимость и цена стандартного простого сайта без учета лицензии, в случае выбора платной CMS. А теперь сюда добавляем прибыль (она как-бы должна быть), учитываем необходимость вложения некой суммы в фонд развития (обновление ПО, оборудования и пр.), расходы на обучение персонала (тоже не обойтись), налоги (чтобы спать спокойно). Чтобы компания хотя бы держалась «на плаву», закладывать сверх себестоимости придется не менее 10 000 рублей. Итог – не менее 27 000 за сайт с уникальным дизайном на бесплатном движке. Но это сайт с индивидуальным дизайном. Мы его брали для пристрелки, и результаты такого сравнения будут не репрезентативны.

Пробуем удешевить, и отказываемся от уникального дизайна. Кстати, для многих представителей малого бизнеса и небольших туристических агентств, отказ от уникального дизайна — единственно верное решение, ведь сделать дизайн уникальным и качественным в рамках минимального бюджета крайне сложно. Исключив уникальный дизайн, еще и соорудили готовое коробочное решение, чтобы минимизировать участие в создании проекта дорогостоящих специалистов. Безубыточную стоимость коробочного стандартного сайта типа визитки удалось снизить до 10 000 рублей. Без учета оплаты лицензии Битрикс. С визиткой все ясно, возьмемся за туристический сайт.

Что почем и почему

Что касается конкретно туристических сайтов, то здесь трудозатрат нужно поболее, потому что у турсайта есть своя специфика, в частности, архитектура, предполагающая взаимосвязь модулей каталогов стран, курортов и отелей, а также наличие свободно переключаемых коннекторов с поисковыми базами туристических систем. Но коробочное решение и в этом случае выходит в разы дешевле создания проекта «с нуля».

Кстати, ценник на эти ресурсы на рынке веб-разработок колеблется от 500 000 до 25 000, при разработке сайта «с нуля». И от 13 000 до 4 000 и даже 1 500 рублей за готовые ресурсы. 500 000 – это само собой уникальный и эксклюзивный дизайн, динамический прототип, персональный менеджер, хороший кофе на встречах, удобная переговорная, достойное впечатляющее портфолио. 13 000 за готовое коробочное решение тоже понятно. Но откуда берутся цены за турсайт в нижнем ценовом сегменте — 25 000 и 1 500 рублей? Какой туристический сайт можно сделать за эти суммы? Есть несколько вариантов обоснования подобных предложений:

• Все без исключений дешевые и мегадешевые сайты делаются на бесплатных CMS. Если говорить именно о простых сайтах-визитках и типовых туристических ресурсах, то чаще всего используется WordPress и админки собственной разработки,
Мухи Сайт — отдельно, котлеты SEO — отдельно. Самый простой прием, когда сайт сооружается без учета каких-либо SEO требований, даже таких простейших функций, как автоматическое формирование title. Более того, некоторые сайты по демпинговым ценам продаются вообще с отключенным SEO модулем. Хочешь – ковыряйся и включай сам. Не хочешь или не можешь – мы сделаем это за дополнительную плату,
• Шаблонный дизайн – это естественно,
• Неполное осмечивание. Когда в тарифе, договоре или ТЗ на сайт написано «проектирование-разработка-внедрение», эти три пункта впоследствии можно раздуть до очень впечатляющих цифр. Или наоборот, когда пункт «наполнение контентом» ограничивается заполнением главной и контактной страницы. Все. «А что вы хотели за такую сумму? Вот страницы – вот контент». Ведь сколько чего и чем наполнять — не оговорено.

Конечно, старапу и начинающему турагентству, еще не вышедшему на стабильную прибыль, практически невозможно выделить 25, 30, 60, 100 тыс. рублей на сайт с индивидуальным дизайном и кучей клевых примочек. И не надо. На первом этапе достаточно недорогого коробочного готового решения, которого хватит «за глаза». Причем разница в 6-9 тыс. рублей между качественным и «сляпанным на коленке» готовым сайтом, будет практически незаметна для бюджета сейчас, зато аукнется проблемами с юзабилити, продвижением, доработкой и расширением функционала потом.

И да
• Из правила всегда возможны исключения. Редко, но возможны. Иногда демпинговую цену за вполне достойный сайт выставляют для быстрого вхождения на рынок или при первом заказе, добиваясь лояльности клиента,
• Готовый сайт с шаблонным дизайном, вполне уместный для начинающей компании, будет mauvais ton для известной туристической сети,
• И то, что дешево для московского турагентства, может оказаться непомерно дорого для регионального.

Так что наше маленькое исследование касалось только предложений по Москве. Но как ни крути, регионы или Москва, если пройтись по разным ценовым предложениям и готовым работам, в большинстве случаев приходится соглашаться с правотой мудрой народной пословицы «хорошо дешево не бывает».

Автор: ndemina

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля