Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции

в 13:17, , рубрики: бизнес-модели, Блог компании Pokupo, венчурные инвестиции, викимарт, инвестиционная модель бизнеса, инвестиционные пузыри, Развитие стартапа, теория большего дурака, Управление e-commerce, эксист, Юлмарт, метки: , , ,

Декабрь. Скоро Новый год. Лёгкий мороз. Вечереет. В московском офисе суета сует. Не предновогодняя весёлая. Страшнее. Кто-то объясняет настойчивому раздосадованному клиенту, что офис временно не работает, и просит обратиться в понедельник. Пробежал один из многочисленных менеджеров с системным блоком под мышкой. Следом за ним ещё один — бухгалтер с офисным стулом. Оба одеты, направляются к выходу. Получили “зарплату”. На выходе сталкиваются с бывшим гендиром, как его, Максим… а впрочем неважно. Максим глядит на это безобразие и сразу понимает — всё. Ещё прохаживается по офису, заглядывает в свой бывший кабинет в надежде отыскать какой-то позитив, но возвращается домой даже без “какого-то”. Открывает Фейсбук и пишет: “Всё...”.

Знакомо? Только речь о декабре 2017-го. Или 2020-го. Не имеет значения. И это не Викимарт.

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 1
Фото с сайта atner.livejournal.com. Викимарт. Тимбилдинг уже не нужен. Усы нужны для расчёта с кредиторами

Есть такая теория. Упомянута в заголовке. Вышла в свет она на рынке ценных бумаг. И гласит о том, что при торговле ценными бумагами на их качество можно не обращать внимания, поскольку всегда найдётся “дурак” глупее вас, и купит эти бумаги, причём с той же целью — продать “дураку бОльшему”.

Причём здесь Викимарт?

Причём. Компания была основана в 2008 г. двумя студентами Стенфорда, Максимом Фалдиным и Камилем Курмакаевым. В одном из интервью Фалдин говорил, что строил компанию по инвестиционной модели, т.е. для развития компании предполагалось иметь в будущем инвесторов.

Суть любой инвестиционной модели:

  1. Простая привлекательная идея
  2. Хороший показатель EBITDA
  3. Минимальные долгосрочные риски
  4. Диверсификация

Если кратко, суть, заключается в создании привлекательности, в возбуждении желания инвестировать в компанию. Достаточно легко Викимарт этого добился. Уже в 2009 г. при обороте в $99 тыс. к компании присоединился крупный инвестиционный фонд Tiger Global Management, с которым Викимарт и поднялся на высоты российских топов e-commerce (13-е место в 2011 и 23-е в 2014-м). В 2012-м размер инвестиций достиг $30 млн.(при обороте в $110 млн.), а также появился загадочный российский инвестор, о котором можно только домысливать. И, наконец, апогей — $40 млн. от Финпромбанка в 2014 г. (оборот $250 млн.). К слову, Финпромбанк исчез с лица российской банковской системы в сентябре 2016 г. На Викимарте уже тогда стоило поставить точку.

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 2
Фото с сайта Сиб.фм. Викимарт падал оттуда.

Проблема инвестиционной модели заключается в нескольких вещах.

Во-первых, инвестиции отстраняют от управления основателей компаний. Сколько бы долго основатель не оставался формально у руля, но дух компании выветривается, главную роль начинают играть инвестированные средства, а люди, их вкладывающие, ни о каком духе не ведают, а требуют лишь отдачи от вложений и стремятся всё контролировать.

Во-вторых, инвестиции — вредны, как любые “лёгкие” деньги. Приходит расслабление, упование на то, что теперь всё не может не решиться за счёт огромных вливаний. Инвестиции лишают компанию естественного развития. Искусственные революции всегда бьют больно.

В-третьих, инвестиции несут в компанию профессиональных топ-менеджеров, большинство которых научены лишь хорошо осваивать бюджет, создавая привлекательный облик в цифрах и показателях. Отличие этого облика от первоначальной привлекательности того же Викимарта в том, что под обёрткой уже нет толкового содержания.

В-четвёртых, исходя из первых трёх проблем, можно с уверенностью сказать, что инвестиции требуют бОльших инвестиций. И критическая точка рано или поздно наступает.

И в-пятых, инвестиции подрывают здоровую конкуренцию. Если например, строит региональный ретейлер свою сеть. Выручкой доволен, в инвестициях не нуждается, живёт, что называется, по средствам, постепенно расширяется. Но в регион приходит большой игрок с инвестиционной иглой, и региональный ретейлер конкуренцию, конечно, не выдерживает. Идёт поглощение или банкротство. В зависимостя от интересов инвесторов ретейлера-гиганта. То есть однозначно от инвестиционной модели страдает малый и средний бизнес.

В случае с Викимартом критической точкой стали проблемы Финпромбанка на фоне шаткого положения всей российской банковской системы. Несмотря на то, что перепродажа контрольного пакета акций вышла спонтанной, в большей степени связана с введённым санкциями против зарубежных фондов, каким являлся TGM, то есть фонд не намеревался избавиться от активов, сделал это вынужденно. Но в конечном счёте, бОльшим дураком здесь оказался Финпромбанк. Да и сам фонд трижды обманывал себя, вливая дополнительные инвестиции, имитируя развитие и надеясь на прибыль. Если бы не Финпромбанк, крайним бы остался Tiger Global Management.

Оговоримся про дурака — ни в коем случае мы не бросаемся ругательствами. И в данной статье дурак лишён нами какой-либо эмоциональной окраски и является только элементом теории. Который можно с лёгкостью заменить на, скажем, “недальновидного инвестора”, но тогда “теория бОльшего недальновидного инвестора” будет очень резать слух.

Случаи перепродажи активов компаний в последнее время очень участились. Инвестиционная модель и теория бОльших дураков стремительно развиваются как в онлайн, так и в оффлайн-ретейле. Взять любого продуктового ретейлера, будь то топ-гиганты X5 или Магнит, или же региональных монстров вроде Новосибирского Холди, или Кемеровского Чибиса. Последний, к слову в 2016 году стал банкротом, проиграв конкуренцию в том числе компании “Холидей” с инвестициями ведущих российских олигархов Мамута и Вексельберга. А к концу декабря 2016 года у самого “Холидей” появился первый иск о признании банкротом. Первый ли это звонок или досадная случайность? Известно одним лишь тенденциям…

Но вернёмся к представителям электронной коммерции, точнее мультиканала. Инвестиционная модель может иметь форму объединения активов нескольких компаний. Но суть от этого не меняется.

Ирония “Техносилы”

В 2009 году при неизменно нарастающем обороте, третья по величине сеть бытовой техники и электроники “Техносила” (после вездесущих “Эльдорадо” и “М-Видео”) была продана МДМ-банку, взявшемуся погасить её долги. За два года долги опять наросли, и в 2011 суд признал ретейлера банкротом. Но «Техносила» не канула в лета, а была приобретена компанией “Dauria”, которой понадобился год, чтобы погасить очередные долги, после чего она была продана Михаилу Кокоричу. Путём нехитрых манипуляций в конечном счёте “Техносила” полностью оказалась в руках группы “Сафмар” (владельцы — семья Гуцериевых — Шишхановых). При этом ею уже был поглощён “Техношок” и Е-96.

Наконец, кульминация, она же крупнейшая сделка M&A года, наступила опять же аккурат к концу 2016 года. Числящаяся неизменно догоняющей, “Техносила” за 4 дня середины декабря приобрела за фантастические миллиарды денег и “Эльдорадо”, и “М-Видео”. При этом сам бренд “Техносила”, вероятнее всего, исчезнет. Останется только звучное “Эльдорадо”. Что-то вроде свадьбы восставшей из пепла принцессы со сменой фамилии и обезличением будущего рода.

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 3
Фото с сайта lenta.ru. Михаил Гуцериев колдует над интернет-ретейлом

Но всё же сказка 2016 года пока выходит со счастливым продолжением. Однако миру не ведомы истинные состояния дел. Ретейлеры любят хвастаться только оборотом да завышенной прибылью. А за кулисами наверняка есть множество непогашенных кредитов и прочих долгов, которыми удаётся ловко оперировать, закрывая бреши инвестициями “Сафмар”. Продолжаться это будет, пока не пропадёт интерес олигархов. А дальше — очередной “бОльший дурак”, имя которого мы непременно и, возможно, скоро узнаем. Всё потому, что бизнес у нас любят строить быстро и не на века.

Что общего у Эксиста с Юлмартом?

Когда владельцу онлайн-магазина по продаже автозапчастей Exist.ru Владиславу Доморацкому его совладельцы предложили купить их долю за $25 млн., он посчитал цену завышенной, и в целом не был готов расставаться с партнёрами. Предложил $10 млн. Отказались. Проблема в том, что компания юридически разделена надвое: Эксист-М и А+А Эксист Инфо. Первой владеет Доморацкий, второй его партнёры Юрий Буковников, Юрий Поляков и Валерий Чикин. После отказа от покупки А+А Эксист Инфо, отношения между совладельцами ухудшились. Началась междоусобица: предъявление претензий, накручивания оплаты за дополнительные оказываемые услуги и т.п. Затем Буковников и компания обратились с тем же предложением о продаже к инвестиционной группе Альфа-групп. Которая как раз интересуется такими “специальными предложениями”. Покупая спорные акционерные доли по дисконту, продают по рыночной стоимости. После того, как Доморацкому стало известно об участии Альфа-групп, он сделал неожиданный ход — предложив им свою долю, которую также оценил в $10 млн.

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 4
Фото с сайта forbes.ru. Владислав Доморацкий. Всё сам, своими руками.

В результате самобытный, не похожий на остальные, до 2016-го года своим закулисьем никому неизвестный интернет-магазин, в 2014-м признанный самым крупным в онлайн-ретейле с выручкой в 35 млрд.рублей. Который добился того, чего добился, вообще без привлечения сторонних инвестиций. Сейчас трещит по швам. Причём трещит в попытке консолидации собственных активов. Пока неизвестно, чем закончится спор, но судя по действиям Доморацкого, ему дороже собственный развивающийся бизнес без личного участия, нежели разваливающееся на отдельные лоскуты раздираемое всеми одеяло. В любом случае, Эксист вступает на инвестиционный путь.

Альфа-групп — изощрённый в подобных противостояниях игрок. Как правило, стратегия заключается в сведению оккупируемой спорной компании в банкроты с последующим перераспределением долей (например, подобным образом Альфа-групп поступила с владельцами Балтийского банка Андреем Исаевым и Олегом Шигаевым, когда те начали делить банк). Примером не совсем удачного, но ещё не закончившегося участия Альфа-групп в делёжке, служит Юлмарт.

Для самой компании, к слову, в 2015-м, опередившей в рейтинге “ТОП-100 интернет-ретейлеров”, тот самый Эксист, год 2016-й заканчивается плачевно. Если о долгах авто-ретейлера ничего неизвестно, то в отношении Юлмарта в арбитражных судах находится целая кипа исковых заявлений. Непоследнюю роль в их появлении сыграло участие Альфа-групп. И непоследнюю же роль сыграло в появлении Альфа-групп в Юлмарте противостояние совладельцев Михаила Васинкевича и Дмитрия Костыгина. Сложные манипуляции в покупке-продаже и переуступке прав требования по долгам привели к тому, что Юлмарт остался без управления. Теперь главный акционер компании Дмитрий Костыгин, с одной стороны, и ещё один акционер Михаил Васинкевич и Альфа-групп, с другой, ведут компанию к банкротству. Иск о введении данной процедуры инициировал Костыгин, через посредника в лице Балтийской электронной площадки, после того, как Альфа-групп заблокировала ряд ключевых решений в совете директоров. И этот шаг поможет Костыгину, в случае признания Юлмарта банкротом, встать первым в очередь кредиторов, а значит, по правилам, назначить своего арбитражного управляющего. Что повышает его шансы на дальнейшее единоличное распоряжение активами компании.

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 5
Фото с сайта vedomosti.ru. Альфа-групп грезит о захвате мира

Следует уточнить, что Дмитрий Костыгин — человек в Юлмарте промежуточный. Основателем сети является Алексей Никитин, создавший Юлмарт из разорившейся сети магазинов компьютерной техники Ultra Electronics. После основания Никитин привлек в компанию Васинкевича, который позвал бывших владельцев продовольственных магазинов “Лента” Костыгина и Августа Мейера. Проинвестировав Юлмарт на $200 млн, Костыгин и стал главным акционером, но человеком пришлым, по выражению Васинкевича, неэффективным, тратящим доход компании не на погашение множественных кредитов, а на личные проекты. По словам же Костыгина, Юлмарт в прошедшем году не досчитался 10 млрд. рублей выручки именно из-за дестабилизирующей тяжбы с ним миноритарных владельцев во главе с Васинкевичем.

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 6
Фото с сайта 1prime.ru. Дмитрий Костыгин играет в шахматы Юлмартом

В целом, Юлмарт являет собой ещё один пример вредности инвестиций извне. С одной стороны, молниеносное увеличение доходов компании, масштабное расширение, с другой, огромные долги и борьба за власть.

О величайшем

Если бОльший дурак не успевает избавиться от обесценивающихся активов, его именуют величайшим.

Инвестиционная модель функционирует, но не работает. В той мере, в какой предполагается. Чистую прибыль от инвестиций получают редко, если смотреть на ведущие интернет-компании.
Если взглянуть на первую двадцатку крупнейших интернет-магазинов по итогам 2015 года, то выйдет, что лишь четверть из них никогда не привлекали сторонние инвестиции и ни с кем не объединялись ради выживания или наращения прибыли. Рассчитывая только на свои силы. Среди таких вот самоучек, помимо Эксиста, числятся: магазин одежды WildBerries, сеть офисных продуктов Komus, сеть компьютерной техники DNS и онлайн-сеть строительных материалов Петрович. Но даже по этой пятёрке есть сомнения, ведь не все компании склонны афишировать своими финансовыми потоками. Например, взять магазин одежды WildBerries — одна из самых закрытых компаний Рунета. Аналитики Fast Lane Ventures, например, знают о закрытых инвестиций от непубличных холдингов, совершенных в эту компанию.

Остальные компании из этой двадцатки либо привлекали инвестиции (Юлмарт, Озон, Ситилинк, Связной, КупиВип, Холодильник), либо в целом представляли собой лишь очередной инвестиционный продукт какой-нибудь империи (множество проектов Отто-групп, например, или Утконос Мордашёва), либо за счёт консолидации сократили двадцатку до 18-шки (уже звучавшие Эльдорадо, Техносила и М-Видео).

К чему стремится компания с инвестиционной моделью? Взять, например, группу Отто или Озон. Или же любого оффлайн-ретейлера. Первоочередная цель — наращивание оборотов, расширение сети, увеличение выручки. При этом о прибыли речи нет. При сверхбыстром расширении всё съедают расходы на это расширение. Наращивание оборота — конечно же, требует постоянных дополнительных вливаний.

Вреден ли такой безудержный постоянный рост? Конечно, если ретейлер гонится за вторичными показателем оборота или выручки, не задумываясь о том, что нужно оптимизировать, чтобы нарастить главный показатель — прибыль. В конечном счёте, инвестор этого ретейлера остаётся в дураках. Если же реализовать активы вовремя не удастся, как в случае с Викимартом, или же в недалёком будущем с Юлмартом, бОльший дурак становится величайшим. Но он не одинок. Ведь потребитель, ради денег которого всё делается, тоже остаётся в дураках, ему некуда идти со своими деньгами. Но ещё хуже то, что страдает российская экономика в целом. Постоянное раздувание пузырей происходит сейчас в небывало массовом масштабе. И на раздувание уходят тонны инвестиций и кредитов — ни те, ни другие не вернуть при схлапывании пузыря. А потянет ли российская экономика очередное финансовое оздоровление — тот ещё спорный вопрос.

В Китае есть целые города, которые строили на будущее, не задумываясь о платёжеспособности населения, и которые сейчас выглядят хуже Чернобыля — ведь они новые, яркие, блестящие. Но пустые. Как вам та же пустота, но в российских гипермаркетах, логистических центрах и в интернет-ретейле в целом?

Викимарт и “теория бОльшего дурака” в электронной коммерции - 7
Фото с сайта libo.ru. Китайская Припять

И в конце мудрость от Тони Шея, уже цитируемая не только нами, но и используемая крупными интернет-предпринимателями: “Если у вас есть возможность развиваться без фондов, делайте это до последнего”. Делайте. Опыт Викимарта, Юлмарта, Эксиста и других вам в помощь.

Автор: Pokupo

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля