Меценаты Википедии. Кто они?

в 0:50, , рубрики: wikipedia, Блог компании Дару-дар (Darudar), викимедиа, Википедия, краудфандинг, меценатство, пожертвования

Примечание переводчика. Самыми популярными мотивами своих меценатских взносов в поддержку Википедии люди называют: 1. желание помочь общему делу (37%) и 2. личное обращение Джимми Уэлса (34%). При этом в России самый популярный мотив — именно обращение основателя Википедии: 75% читателей из России сделали взнос благодаря тому, что увидели его личное обращение. А еще интересно, что из всех стран, именно в России больше всего людей не знают, что Википедия существует на меценатские взносы пользователей — таких 64% из опрошенных.

Кто является меценатами Википедии? Ответы из опроса читателей.

Недавно мы завершили нашу ежегодную фандрайзинговую кампанию, и она была невероятно успешна. Наши меценаты — больше одного миллиона человек из самых разных стран — разнородная и интересная группа. Мы напрямую не собираем демографические и другие данные, но с помощью опроса читателей Википедии мы попытались понять, кто наши меценаты и что мотивирует их делать взносы в поддержку Википедии. Учтите, эти результаты получены на основании небольшой выборки нашей читательской аудитории, а не из полных данных о меценатах.
a. Всего примерно половина наших читателей понимают, что Википедия — некоммерческий проект; редакторы намного более склонны сделать пожертвование.
b. Обращение Джимми Уэйлса — популярная причина к тому, чтобы люди делали пожертвование, но мотивация людей из разных регионов различна.
c. Примерно четверть наших респондентов сказали, что сделали бы взнос; читатели из США, Египта и Индии — с большей вероятностью, чем читатели из других стран.
d. Читатели отмечают личные финансовые ограничения в качестве основной причины к тому, что не делают взнос.

a. Всего примерно половина наших читателей понимают, что Википедия — некоммерческий проект; редакторы намного более склонны сделать пожертвование.

Многие наши читатели просто не знают, что Википедия — некоммерческий проект, поддерживаемый исключительно пожертвованиями общественности. В среднем, 47% наших читателей не знали этого. Отсутствие осведомлённости было особенно высоким в России (64%), Бразилии (56%) и США (56%). Читатели в Индии (61% знает о некоммерческом статусе Википедии) и Египте (70%) оказались наиболее информированными. Читатели с академическим образованием были гораздо чаще осведомлены об этом. При более чем 400 млн. уникальных посетителей в месяц, это означает, что значительное количество людей используют Википедию, не подозревая о её некоммерческой сути.

Что интересно, 28% читателей, которые редактировали Википедию, тоже не знали, что это некоммерческий проект. При этом редакторы с большей готовностью делали пожертвование — 26% из них сделали взнос против всего около 3% из тех читателей, которые не вносили правок. В дополнение к этому, хотя почти все не-редакторы сделали пожертвование три раза и менее, 21% редакторов сделали взносы более пяти раз. Также, хотя мужчины с большей вероятностью сделали однократные пожертвования (44 процента), чем женщины (36 процентов), гораздо больше женщин делали повторные пожертвования, и 14% из них сделали взносы больше пяти раз, а среди мужчин таких меценатов было всего 6%.

Пожертвования в адрес региональных отделений были также редки — их сделали всего около 3% наших читателей. И снова редакторы (22%) делали взносы с гораздо большей вероятностью.

b. Обращение Джимми Уэйлса — популярная причина к тому, чтобы люди делали пожертвование, но мотивация людей из разных регионов различна.

В качестве двух основных причин к совершению пожертвования читатели указали: «Я чувствовал, что небольшая сумма будет востребована» (37 процентов) и «Я увидел обращение Джимми Уэйлса (основателя Википедии)» (34 процента). 61% меценатов из Канады сказали, что возможность сделать пожертвование для них — это возможность поучаствовать в общем деле, так как они не редактировали энциклопедию, а 75% читателей из России сделали взнос потому что увидели обращение Джимми. Что интересно, до 15% меценатов были смотивированы обращениями других людей в социальных сетях.

Что сподвигло вас сделать пожертвование Википедии?
Что сподвигло вас сделать пожертвование Википедии?

c. Примерно четверть наших респондентов сказали, что сделали бы взнос; читатели из США, Египта и Индии — с большей вероятностью, чем читатели из других стран.

Как упомянуто ранее, многие читатели не знают о некоммерческом статусе Википедии. После напоминания о том, что Википедия 1. поддерживается благотворительными взносами, 2. не использует рекламу и 3. ставит своей миссией распространение бесплатных знаний по всему миру, 24% из них сказали, что сделали бы взнос. Читатели Индии (42 процента), Египта (33 процента) и США (33 процента) выразили более сильное желание сделать пожертвование. Респонденты из Португалии (33 процента) также больше склонились к тому, чтобы сделать пожертвование. Респонденты из Германии (13 процентов), Франции (11 процентов) и Японии (15 процентов) были относительно менее склонны сделать взносы. Как и ожидалось, редакторы были намного более склонны поддержать проект — 49% из них ответили, что сделали бы взнос.

d. Читатели отмечают личные финансовые ограничения в качестве основной причины к тому, что не делают взнос.

Около 46% читателей, которые не делают пожертвований, ответили, что не могут позволить себе сделать это. Одним из возможных объяснений может быть незнание того, что взнос мог быть на любую сумму — наиболее частыми суммами взносов во время кампании 2010 года были $20, $5 и $10. (Данные за 2011 ещё отсутствуют, но предварительные показатели позволяют предположить, что и в этот раз эти размеры взносов преобладали). Высокая стоимость доллара тоже может иметь эффект — 68% читателей из Японии и 57% читателей из Индии указали на финансовые ограничения. Но 60% читателей из Великобритании также указывают эту причину.

Почему вы решили не делать пожертвование в поддержку Фонда Викимедиа?
Почему вы решили не делать пожертвование в поддержку Фонда Викимедиа? Пожалуйста, отметьте всё, что подходит.

Мани Панде, глава исследований в области глобального развития
Аюш Ханна, аналитик, глобальное развитие

Мы недавно провели онлайн-опрос читателей Википедии, ограниченный 250 участниками в каждой из 16 стран. Это восьмой блог-пост из серии публикаций о наших находках. Если вам интересно, вы можете узнать больше о методологии опроса здесь.

Автор: karaboz

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля