- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Будущее VR-технологий в киноиндустрии

Будущее VR-технологий в киноиндустрии - 1 [1]

Фото Maurizio Pesce [2] CC [3]

Мы в «Аудиомании» [4] стараемся делится в своем блоге самыми интересными материалами из сферы аудиотехники и аудиотехнологий (а еще делаем дайджесты [5]). Например, в одном из недавних постов [6] мы разбирались, как связаны музыка и физиология, а в 32-м выпуске подкаста «Звук» рассказывали [6] о том, как создается звуковое окружение для фильмов и сериалов. Также один из материалов [7] мы посвятили теме домашних кинотеатров, где постарались ответить на вопрос, чем они отличаются от своих старших собратьев.

Сегодня нам бы хотелось продолжить тему кино и обсудить одну из последних иммерсивных технологий, интенсивно набирающих популярность в разных сферах деятельности. Речь, как вы уже догадались из заголовка, пойдет о виртуальной реальности. Что такое технология VR, для чего она нужна и есть ли у неё будущее – мы расскажем в этой статье.

2016 год можно смело назвать годом виртуальной реальности (VR). Все крупные корпорации – Sony, Samsung, Google, Microsoft, HTC – занимаются разработкой очков виртуальной реальности и других устройств, помогающих погрузиться в виртуальный мир с головой.

Большой толчок в развитии эта технология получила после того, как в 2014 году компания Facebook купила (тогда еще небольшую) организацию Oculus за 2 миллиарда долларов.

Что такое VR?

VR, или виртуальная реальность, – термин, используемый для описания мира, созданного в компьютерной среде, с которым человек может взаимодействовать с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Погрузиться в этот мир позволяют очки виртуальной реальности – это устройство с экраном, разделенным напополам перегородкой. Для каждого глаза выводится специальное стереоскопическое изображение, благодаря которому создается ощущение протяженности пространства и рельефности предметов. Для более полного погружения в виртуальный мир используется стереозвук – в зависимости от того, откуда он исходит, вы будете слышать его тише или громче.

Будущее VR-технологий в киноиндустрии - 2

Фото Pargon [8] CC [3]

Можно подумать, что это новая технология, однако первые очки виртуальной реальности разработала корпорация Philco еще в 1961 году. Свой продукт они назвали Headsight, который умел определять положение головы пользователя и направление его взора, но был достаточно громоздким. Современные очки гораздо более компактны.

Применимость технологии

Сейчас виртуальную реальность пытаются использовать во всех развлекательных, а также научных сферах: кино, игры, обучение, эксперименты и пр.

Например, с использованием очков VR можно проводить эксперименты на labonlaptop [9] или посмотреть, как выглядит солнечная система на materialworlds [10]. Студенты-медики больше узнают о хирургии, проводя операции в условиях, максимально приближенных к реальным, или изучают [11] анатомию человека.

В развлекательной сфере все становится намного сложнее и запутаннее. Что только не пытаются сделать люди, чтобы погрузиться в виртуальный мир. В игровой сфере сейчас происходят значительные изменения, когда вместо привычных клавиатуры c мышкой появляются специальные «футуристичные» контроллеры.

В киноиндустрии с VR все сложнее. Не так-то просто применить технологию, позволяющую смотреть по сторонам, в кино. Да, становится интереснее, ведь можно увидеть намного больше вещей, но есть вероятность упустить главное – смысл фильма.

В обычном кино нет такой проблемы. Мы смотрим фильм так, как хотел его показать режиссер. И другого варианта у нас нет. С использованием VR у режиссера нет возможности приковать внимание зрителя к определенному объекту или сцене.

Чтобы понять, о чем идет речь, посмотрите короткометражный фильм HELP, снятый Джастином Лином (Justin Lin). В данной картине слишком много «точек интереса». Это и инопланетный монстр, и убегающие люди, и разрушающееся окружение. Чтобы за всем уследить, нужно просмотреть ролик не один раз, а это крайне неудобно, особенно если нечто подобное будет идти на больших экранах.

Есть мнение, что с появлением VR в кино, обычные фильмы уйдут на второй план и в них не будет большого интереса. Такие же слова звучали, когда кино начали выпускать в 3D-формате. С помощью очков создавался эффект того, что изображение буквально выпрыгивало из экрана. Хотя кино в 3D продолжают снимать и по сегодняшний день, оно пользуется меньшей популярностью, в сравнении с «классическими» фильмами.

Похожая участь ожидает и VR-фильмы. Всему виной новизна и пока еще малая популярность технологии, а также физические особенности VR-шлема – он очень тяжелый, и смотреть в нем двухчасовой фильм крайне неудобно. За это время зритель просто устанет двигать головой и начнет смотреть в одну точку. А если не разглядывать все вокруг, то в чем тогда смысл виртуальной реальности?

Еще одной проблемой является сложность съемки. VR-технология позволяет смотреть на 360 градусов, потому не до конца понятно, где прятать камеры, свет и всю остальную аппаратуру.

Дэвид Пог (David Pogue) в своей статье [12] на Scientificamerican поделился ощущениями от просмотра первых VR-фильмов:

Lost [13]

«Дебютный анимационный фильм от компании Oculus Story Studio рассказывает историю о том, как робот ищет своего хозяина ночью в лесу. Чтобы привлечь внимание зрителя, мимо него пролетает светлячок или птица. Также воспроизводятся звуки, задающие направление движения. К сожалению, очень мало интерактивности – все основные действия происходят прямо перед вами, и если отвернуться в другую сторону, то их попросту пропускаешь».

Backwater [14]

«Экспериментальный VR-фильм от автомобильной компании Mini. Они постарались рассказать историю, но она воспринимается как-то неправильно. Актеры стоят настолько далеко, что невозможно разглядеть их лица, да еще и двигаться нельзя. Если начать оглядываться, то опять же пропускаешь что-то важное. Честно говоря, без VR эта история выглядела бы лучше».

В конце Пог говорит о том, что VR скорее станет нишевым продуктом, как это случилось с 3D-принтерами или сегвеями.

Как должно быть

Так что же тогда должно произойти в VR-фильме, чтобы его было интересно смотреть?

В 1903 году вышел 12-минутный фильм «Большое ограбление поезда» [15], в котором рассказывается о том, как четыре бандита пытались ограбить поезд, но были застрелены.

Мы обратили на него особое внимание, потому что в свое время он наделал немало шума. В фильме рассказывалась история. До этого в них показывались сцены из повседневной жизни, спортивные мероприятия или фарсы, которые снимались на стационарную камеру за один дубль.

В «Большом ограблении» впервые были применены техники монтажа, элементарные спецэффекты, а действие фильма разворачивалось в разных местах. В финальной сцене, Джастин Д. Барнс, один из грабителей, в упор стреляет в камеру. Людей, которые пришли посмотреть фильм, это изрядно напугало.

Для VR-индустрии нужно такое же «Ограбление», которое подтолкнет кинокомпании к созданию фильмов. Любую историю интересно слушать, если она правильно подается, будь то фотореалистичные голограммы или кукольный спектакль. Если история адаптирована под стиль, то смотреть ее будет интересно и захватывающе.

Надевая очки виртуальной реальности, человек погружается в «другой» мир, поэтому здесь недопустим такой монтаж, где сцена резко обрывается. Все должно быть плавно, резкие движения камеры дезориентируют зрителя или, того хуже, навредят его здоровью. VR-технологии создают эффект присутствия. Эту особенность нужно использовать по максимуму.

Давайте перейдем к примерам и разберем фильмы, в которых был бы интересен такой подход.

«Парк юрского периода» [16]

Вспомните сцену, где тираннозавр нападает на машину с детьми, а главный герой пытается отвлечь его сигнальным огнем. А теперь представьте, что вы наблюдаете за всем этим со стороны. Вы пытаетесь закричать, отвлечь динозавра на себя и… Он поворачивается и идет на вас. Конечно, чтобы не отходить от основного сюжета фильма, динозавр в итоге все равно бы пошел на главного героя, но было бы приятно и захватывающе почувствовать себя частью кинокартины.

А для тех, кто испугался и не пытался отвлечь динозавра, была бы другая сцена, где ящер сразу идет за огнем.

Будущее VR-технологий в киноиндустрии - 3

Кадр из фильма «Парк юрского периода» / Universal Studios / Amblin Entertainment

«Западное крыло» [17]

В этом сериале есть сцена, которая снималась в один дубль и длится три минуты. Люди переговариваются между собой, идут по коридору, спускаются и поднимаются по лестницам. Оператор специально останавливается, чтобы перейти к одной группе и послушать их диалог, или, наоборот, ускоряется, дабы догнать другую.

В результате создается впечатление, что зритель идет среди них и слышит все разговоры. Здесь также стоит отметить работу со звуком, несмотря на то, что в кадре меняются действующие лица, диалоги других людей по-прежнему слышно – они не замолкают. А вот и сама сцена [18] из сериала.

«Начало» [19]

Фильм, который идеально подходит для формата VR. Было бы интересно увидеть некоторые сцены с других ракурсов, а также от лица главных героев.

Вспомните момент, где на Ариадну нападает подсознание Кобба – его умершая жена Мол.

Будущее VR-технологий в киноиндустрии - 4

Кадр из фильма «Начало» / Warner Bros. / Legendary Pictures / Syncopy Films

Было бы интересно увидеть сцену, от лица Мол, как она нападает на них. В фильме Кобб предупреждает Ариадну, что подсознание может напасть на них. Представьте, что в этот момент он взглянул бы на зрителя, тем самым предупредив и его об угрозе.

Или вспомните момент, где Артур бежит по вращающейся комнате. Мы видим эту сцену только со стороны, но было бы интересно увидеть её от лица Артура.

Будущее VR-технологий в киноиндустрии - 5

Этот фильм полон тех моментов, которые хотелось бы посмотреть в VR, но их можно перечислять бесконечно. Поэтому давайте подведем итог того, что должно присутствовать в любом VR-фильме, и чему стоит уделить больше внимания:

  • Позволить зрителю ощутить себя частью фильма (пример с «Парком юрского периода»);
  • Позволить зрителю наблюдать сцену с разных ракурсов;
  • Позволить зрителю побыть одним из главных героев (посмотреть сцену от первого лица);
  • Затронуть больше органов чувств зрителя, тем самым сильнее погрузив его в атмосферу фильма (использовать костюмы, перчатки, дополняющие виртуальную реальность).

Необходимо проработать каждую сцену, переходы и смонтировать все так, чтобы не было заметных «швов». За этой индустрией огромное будущее, и то, как она будет развиваться, зависит от желаний зрителя и технических решений кинокомпаний.

P.S. Интересные материалы из нашего блога:

Автор: Аудиомания

Источник [26]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/virtual-naya-real-nost/161882

Ссылки в тексте:

[1] Image: http://geektimes.ru/company/audiomania/blog/278788/

[2] Maurizio Pesce: https://www.flickr.com/photos/pestoverde/

[3] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[4] «Аудиомании»: http://www.audiomania.ru/

[5] дайджесты: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/278728/

[6] постов: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/277930/

[7] материалов: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/276454/

[8] Pargon: https://www.flickr.com/photos/pargon/

[9] labonlaptop: http://labonlaptop.com/

[10] materialworlds: http://www.materialworlds.com/

[11] изучают: http://www.makeuseof.com/tag/6-virtual-tours-human-body-free-interactive-anatomy-lessons/

[12] статье: http://www.scientificamerican.com/article/pogue-the-first-wave-of-vr-movies-reviewed/

[13] Lost: http://www.imdb.com/title/tt4911372/

[14] Backwater: http://www.imdb.com/title/tt5476226/

[15] «Большое ограбление поезда»: http://www.imdb.com/title/tt0000439/

[16] «Парк юрского периода»: http://www.imdb.com/title/tt0107290

[17] «Западное крыло»: http://www.imdb.com/title/tt0200276/

[18] сама сцена: https://www.youtube.com/watch?time_continue=20&v=il-DowDFDo4

[19] «Начало»: http://www.imdb.com/title/tt1375666/

[20] «Смотрим дома»: Dolby Atmos и его друзья: http://www.audiomania.ru/content/art-4677.html

[21] Домашний кинотеатр: Альтернатива «большому киноэкрану»: http://www.audiomania.ru/content/art-4678.html

[22] Строим домашний кинотеатр: акустическая обработка помещения: http://www.audiomania.ru/content/art-4640.html

[23] Строим домашний кинотеатр: выбор акустики, ее установка и настройка: http://www.audiomania.ru/content/art-4641.html

[24] Новая эра в домашнем кино или стоит ли ждать чудес от 4К и UHD-Blu-ray?: http://www.audiomania.ru/content/art-4465.html

[25] Выбираем проекционный экран для 4К-видео: место для маленького пикселя: http://www.audiomania.ru/content/art-4543.html

[26] Источник: https://geektimes.ru/post/278788/