Беседы о Виртуальной реальности. Беседа №1. Реально о Виртуальности

в 5:40, , рубрики: виртландия, виртуальная реальность, Исследования и прогнозы в IT, реальность, социальные проекты, Учебный процесс в IT, формирование требований, Читальный зал

I ВСТУПЛЕНИЕ

У того, кто никогда не меняет взглядов, обычно нет никаких взглядов.
Альберто Моравиа.

Долгое время, проработав системным аналитиком в ИТ отрасли, я стал подмечать, что теперь по другому воспринимаю фильмы, так или иначе затрагивающие тему Виртуальной реальности («Матрица», «Начало», «Иллюзия обмана» и другие). Я ловлю себя на мысли, что пытаюсь систематизировать информацию, охарактеризовать суть и форму явлений, разложить сложные понятия на простые и представить, как это все используется в повседневной жизни. Я сейчас не имею в виду компьютерные технологии: шлемы, сенсорное обмундирование и т.п. Все что находится снаружи, не вызывает споров и неоднозначности, занятно обсудить что же там происходит внутри.

Чтобы как-то разобраться с этой навязчивой манией, я решил систематизировать и изложить свои размышления о явлении Виртуальной реальности, Измененном сознании и иже с ними, на бумаге и представить их в данной статье.

С другой стороны эта публикация является логическим продолжением моих статей «Где логика? Учимся мыслить системно» и «Социальный Организм — как форма эффективного взаимодействия команды», в которых я стараюсь популяризировать системное мышление в повседневной жизни, в быту и профессиональной деятельности.

Если Вы хотите об этом поговорить, тогда Вам сюда… Надеюсь, что будет увлекательно и не скучно.

II ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

— Что есть реальность? И как определить ее?
—Весь набор ощущений: зрительных, осязательных, обонятельных — это сигналы рецепторов, электрические импульсы, воспринятые мозгом.
Морфиус (Фильм «Матрица»)

Итак, давайте разбираться, что же это за феномен — Виртуальная реальность.

Для начала пробежимся по популярным определениям.

Классическое определение гласит: «Виртуальная реальность (англ. virtual reality) — искусственная реальность». Это как раз понятно, а вот дальше почему-то добавляется: «созданный техническими средствами мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и другие». Лично у меня возникает вопрос: а почему только при помощи технических средств можно попасть в Виртуальный мир?

То есть получается, если вы смотрите кино о пришельцах, созданное при помощи технических средств, то вы погружаетесь в Виртуальную реальность, а если вам в красках и подробностях рассказывают в темной подворотне историю, как в том самом месте, на котором вы сейчас и стоите, периодически избивают людей, и вы уже дергаетесь от каждого шороха, по спине бегут мурашки, «волосы в венах встаю дыбом», а в добавок вы отчетливо видите в каждой тени насильника, то это еще не Виртуальная реальность?

Еще не убедил? Тогда вот Вам другой аргумент. Замечали, что сейчас в кино модно стало показывать, что думает герой? Если в старых фильмах, это был голос за кадром, и он просто томно излагал мысли от первого лица, то сейчас это именно показывают, да еще как показывают, при помощи анимации или отдельного подсюжета фильма. Но ведь мысли человека это просто его воображение и его создало не техническое средство, значит, это не Виртуальная реальность. Так? Хотя поскольку нам показывают ее в фильме, созданном при помощи именно технических средств, то получается, что увиденное это все-таки Виртуальная реальность. Или увиденное об увиденном не считается?

Кстати фильм «Начало» упомянут в Википедии, как фильм про виртуальную реальность, а рассказывается в нем об управляемом, осознанном сновидении. То есть управляемые сны всё-таки признаются широкой общественностью Виртуальной реальностью.

Чтобы разобраться со всеми этими нюансами, давайте для начала отбросим навязываемые стереотипы и определим границу, где может заканчиваться объективная реальность и начинается виртуальная, то есть искусственная.

Но вернемся к определениям. Справедливости ради отмечу, что я нашел и такую сноску: «До эры компьютерных технологий под виртуальностью понимали объект или состояние, которые реально не существуют, но могут возникнуть при определённых условиях». Лично мне, это определение больше импонирует. Но это пожалуй исключение, а большинство источников, описывающих явление Виртуальной реальности, связывает его только с компьютерными технологиями. Вот например одно из разъяснений, найденных в интернете: «Виртуальная реальность (искусственная реальность, электронная реальность, компьютерная модель реальности, virtual reality, VR, 3d virtual reality) — искусственно создаваемый мир, в который погружается человек. Однако, попадая в виртуальный мир, вы понимаете, что находитесь в искусственно созданном пространстве, то есть вы в состоянии отделить реальность от виртуальности». Если все-таки допустить, что Виртуальный мир это любой воображаемый мир и не важно, что его породило информационные технологии или например сон, то можно придраться и к этой формулировке. Ведь бывает, что на самом деле не можешь разобраться в воспоминаниях, сон это был, или реально случилось в жизни, то есть нереально отделить реальность от виртуальности. Спорно? Возможно. Но раз уже повернули эту тему в неестественную для нее позицию, то продолжим в том же духе…

А скажите например, как с точки зрения ощущений человека может отличаться просмотр компьютерной программы, демонстрирующей виртуальный мир, ну например мир животных или просмотр в кинотеатре фильма с теми же героями? На мой взгляд, в обоих случаях присутствует идентичность впечатлений. Вы справедливо возразите, но ведь и там и там используются технические средства. А не спешите — это только присказка.

Идем дальше, чтение энциклопедии о животных с картинками, конечно отличается от просмотра фильма в кинотеатре, но по большому счету, для человека с воображением, самоощущения схожи. В воображении дорисовываются сюжеты и действия, которых в книге нет. Особенно если мы читаем детям. Замечали? Мы же хотим передать им натуральность ощущений, рычим, шипим и извиваемся, при этом в своем воображении отчетливо прорисовывая, каждую мелочь. Их же, детей просто так не обманешь – тут нужна натуральность, вот и скрючиваем пальцы в когтистые лапы хищника и нависаем над чадом со страшными гримасами. И если вы все сделали правильно, и он наконец заплакал, то испугался он не вас, а того воображаемого виртуального чудовища, которого вы ему так феерично демонстрировали.

Или вот, например, под впечатлениями похода в зоопарк, можно увидеть некое его продолжение или вариацию в своем сне. Припоминаете? При этом во сне, ощущения, наверное, еще ближе к реальности чем в кинотеатре. Но ведь этого мира на самом деле нет, он существует только в воображении человека. Получается это тоже Виртуальная реальность, хотя порождена она не техническими средствами, а самым что ни на есть “натур продуктом”.

Дальше по списку – мир иллюзий. Глядя на фокусы, связанные с оптическим обманом, мы видим то, чего нет на самом деле, а если иллюзионист задействует звуки, вибрацию, запахи и другие спецэффекты (не обязательно технические) то комплекс ощущений заставляет поверить в волшебство. Люди видят, слышат, ощущают нереальные явления, которые невозможно объяснить (не зная секрет фокуса) — разве все это не Виртуальная реальность? В подобные же иллюзии человек может погрузиться под воздействием гипноза или какого-то другого психологического воздействия. Тут очень кстати пришлось слово «погрузиться», как-то уж очень органично оно приклеилось к упоминанию о Виртуальной реальности. Я на представлении гипнотизера лично наблюдал, как человек под воздействием гипноза, собирал цветы на пустой сцене и ведь он видел их, возможно даже ощущал запах. Неужели это не Виртуальный мир?

Под воздействием, любого из вышеперечисленных способов, человек осязает и ощущает нечто, чего нет в действительности, в данном месте, в текущий момент времени. То есть, это искусственно вызванные впечатления человека, в подавляющем большинстве случаев, вызванные преднамеренно. По своей сути Виртуальная реальность имитирует воздействие на человека реальных явлений, которые организм способен воспринять, а точнее сказать, которые он может восстановить в своей памяти на основе личного жизненного опыта. Таким образом без человека, Виртуальная реальность не существует, она является лишь субъективным представлением объективной реальности.

Есть еще один важный момент, на котором я хочу заострить ваше внимание. Часто в разговоре люди, применяют выражение Виртуальный мир, к компьютерной программе, электронной презентации, конкретной социальной сети, но это как раз реальные явления — код созданный программистами. А Виртуальная реальность не бывает в компьютере, на экране, в интернете и вообще нигде, кроме воображения человека.

И вот еще, в литературе, в дополнение к рассмотрению вопроса о Виртуальной реальности, можно встретить разъяснения о «Добавленной реальность», и пугающие призывы ни в коем случае не путать их друг с другом. Проявление «Добавленной реальности» мне проще проиллюстрировать подсмотренной из жизни ситуацией, когда на дороге в потоке машин, Вы слышите, как сначала зарождаются звуки, подобные громогласному Зевсу, но отдаленно напоминающие музыку, которые уже отчетливо слышны, но само транспортное средства пока еще не видно. И вот вообразите, по мере продвижения потока автомобилей, Вы уже с интересом вглядываетесь в движущуюся массу и ожидаете увидеть сего дивного участника дорожного движения, способного изрыгать такие оглушительные звуки, аки раскаты грома. А в результате, в 99% случаев это оказывается старенькая Жигули, подпрыгивающая на дороге при каждом ударе барабана-бочки. При любой погоде у нее открыты стекла, а из окна выглядывает лучезарное от гордости лицо владельца. Вся эта феерия рассчитана на восхищенных и удивленных зрителей, открывавших рты и замерших в восторге и изумлении. Ну как-то так он видимо это представляет. Так вот этот самый антураж, на мой взгляд, и есть Добавленная реальность, позволяющая обладателю старой колымаги ощутить себя полубогом в колеснице.

Интересная тема, идущая рука об руку с Виртуальной реальностью – Измененное состояние сознания. Следуя уже выработавшейся традиции, пойдем по определениям. «Измененное состояние сознания (ИСС) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями», это классическое определение Арнольда Людвига. А по А. Ревонсуо — «главным характерным признаком изменённых состояний сознания являются системные изменения (относительно нормального состояния сознания) связи содержания переживаний с реальным миром, то есть в ИСС присутствуют искажения представления внешней реальности или осознания себя в виде галлюцинаций или иллюзий, причём эти искажения складываются в глобальное изменение репрезентаций». По теории состояний сознания, выделяется 3 нормальных состояния: бодрствование, сновидение и глубокий сон. Плюс добавляют состояние гипноза, или транса. Отдельно, видимо где-то сбоку, стоит то самое измененное состояние сознания, которое может выступать фоном к остальным нормальным состояниям. Интересно и доходчиво о природе измененного состояния, его влиянии на индивидуума и даже на целые сообщества, можно прочитать в (1).

И вот это все читалось и воспринималось органично, пока не возникли сёстры Вачовски со своим фильмом Матрица, которые зародил смутные сомнения, поставив с ног на голову саму точку отсчета, и заставив зрителей усомниться, что же всё-таки является нормой и реалиями, а что лишь ее проекцией в воображении. Оно конечно понятно, фантастика, выдумка и все такое, но осадчек остался. К этой теме мы еще вернемся в следующих разделах.

Я мог бы и дальше развлекать вас подобными жизненными ситуациями, но формат статьи заставляет уже закруглиться и подвести какие-то итоги в наших размышлениях. Стало быть, в результате всех этих умозаключений можно точно резюмировать лишь то, что Виртуальная реальность – это плод воображения в сознании человека, создаваемый и управляемый внешним воздействием.

А по сему получается, что у человека с воображением, жизнь, бурлящая в его сознании (Виртуальном мире), куда красочнее, насыщеннее и интереснее чем протекающая снаружи. Или иными словами, реальность – это лишь подобие детской раскраски для творческого человека, вооруженного набором ярких фломастеров.

А теперь, для того чтобы перейти от общих субъективных рассуждений к более детальному пониманию явления Виртуальной реальности, необходимо систематизировать факты и предположения изложенные выше.

1. Области проявления Виртуальной реальности

Итак, в результате я взял на себя смелость выделить следующие области, позволяющие заступить за грань объективной реальности:

  1. Компьютерные технологии;
  2. Сны;
  3. Некоторые литературные произведения и фильмы. Сказки, фантастика, приключения и т.п.;
  4. Представления с преднамеренным обманом. Фокусы, аферы и т.д.;
  5. Внушение. Гипноз, религия и т.п.;
  6. Воздействие психотропных средств. Наркотики, алкоголь, лекарства и т.п.;
  7. Воздействие природных явлений. Резкий перепад давления, психические заболевания, клиническая смерть и т.п.

Определившись с общим понятием Виртуальной реальности и оттолкнувшись от способов погружения в нее, перейдем к более детальному анализу этого феномена.

2. Участники Виртуальной реальности

Основной вывод, который мы вынесли из наших рассуждений – это то, что Виртуальная реальность возникает только в умах людей и возникает она под воздействием внешних причин. То есть говоря о Виртуальном мире, мы всегда подразумеваем, человека разумного, который его воспроизводит в своем сознании. Назовем его Резидент (Residentis — пребывающий) — физическое лицо, имеющее постоянное местопребывание в некой стране (в нашем случае в стране иллюзий), имеющее в ней «центр своих жизненных или деловых интересов». Как Вам? По моему идеально подходит.

Так же мы отметили, что виртуальная реальность возникает в сознании человека под неким внешним воздействием, То есть Резидент, чаще всего, воспроизводит реальность которую организовал и привел в действие Создатель, (человек, явление природы, и т.п.). Хотя в некоторых случаях, Резидент и Создатель может быть одним и тем же лицом.

Еще один важный аспект для воспроизведения Виртуальной реальности — Территория, площадка, на которой разворачивается Виртуальное действо (компьютерная программа, сон, фильм, психологическое представление и т.п.).

Все вышеперечисленное в этом разделе — материальные составляющие, являющиеся объективной реальностью и существующие по эту сторону Виртуального мира, А вот все действующие лица, которые участвуют в воображаемых событиях – это уже субъективная, Виртуальная реальность. Назовем их Актанты — (французский actant — «действующий») в лингвистике — активный, значимый участник ситуации. Именно они помогают ощущать взаимодействие с кем-то. Например, имитировать общение. По факту может оказаться, что за Актантом в Виртуальном мире находится реальный человек, еще один Резидент, участвующий в Виртуальном акте на данной Территории. Но общаетесь Вы в этом случае не с человеком, а с его проекционным восприятием, дополненным чаще всего его скрытыми амбициями, которые он не может реализовать в жизни.

По ту строну реальности могут еще использоваться пассивные Объекты Виртуальной реальности, которые Создатель приготовил для придания ей большего разнообразия и соответствующего антуража. Хотя следует отметить, что объекты могут выступать и ключевой фигурой действа в виртуальном мире. Например, в случае гипноза, о котором я рассказывал чуть раньше, была дана установка собирать цветы. Цветы в данном случае являются ключевым объектом – целью Резидента. Очень эффектно о заполнении пространства объектами в управляемом сне (Виртуальном мире), рассказывается в фильме «Начало».

Ну и наконец, в Виртуальном мире должен быть какой-то экшин, все должно двигаться и создавать иллюзию жизни. Соответственно должен быть какой-то волшебный Механизм, приводящий “потусторонние” субстанции, окружающие Резидента, в движение.

А теперь, чтобы «один раз увидеть» это все, приведу схематичное представление.

Беседы о Виртуальной реальности. Беседа №1. Реально о Виртуальности - 1

3. Общие характеристики Виртуальной реальности

Те свойства, которые я нашел в литературе (2), меня не впечатлили (по Н. А. Носову). Поэтому, проводя аналогии между перечисленными выше источниками, воссоздающими Виртуальный мир, давайте вместе найдем общие свойства и характеристики и те, которые кардинально отличаются. Поскольку мы взяли за основу точку зрения, что Виртуальный мир может порождаться не только техническими средствами, то я соответственно исключу из рассмотрения свойства, связанные с техническими параметрами (длительность задержки сигнала, разрешение картинки и т.д.).

Первое, на что стоит обратить внимание, это возможность (или невозможность) Резидента изменять, происходящее в Виртуальной реальности. В компьютерной игре, чаще всего, заложены широчайшие полномочия для влияния на ход виртуальных событий (конечно в рамках, дозволенных Создателем — разработчиками программы). Под воздействием гипноза, погоду в Виртуальном мире делает исключительно гипнотизёр, хотя его возможность, скорее всего тоже ограничены: прошлым опытом ощущений Резидента, а также степенью его подверженности гипнотическому воздействию. А вот в сюжете фантастического фильма, ничего менять не получиться, можно только пассивно наблюдать за происходящим. Хотя, справедливости ради отмечу, что даже в этом случае, слушая впечатления зрителей, понимаешь – увидели то они не совсем одно и тоже, особенно если автор хотел оставить незаконченность или использовал неоднозначность сюжета. Получается, что зрители фильма домысливают недосказанное, опосредовано влияя на экшен. Причем немаловажно, что каждый воображает то, что является наиболее значимым именно для него. Этот момент очень интересен, и мы его еще обязательно затронем в нашей беседе позже. Таким образом, мы можем зафиксировать первое свойство Виртуальной реальности, как степень возможности Резидента влиять на ход событий в ней, или — степень возможной реакции.

Разные Территории (мы о них говорили выше), помогающие воспроизвести Резиденту Виртуальный мир, вызывают разную степень реалистичности его реагирования на виртуальные события. Например, наблюдая за человеком в шлеме Виртуальной реальности можно увидеть, как реагируют его мышцы, на воображаемое воздействие: он пытается телом удерживать равновесие, ловить руками воображаемые предметы и т.п. Добиться такой реакции, при чтении фантастического произведения, вряд ли возможно. Таким образом следующей характеристикой Виртуальной реальности будем считать — степень вызываемой реакции Резидента на события в ней, или — уровень погружения.

Исследуя дальше различия в примерах Виртуальной реальности можно заметить разную степень синтетичности сюжета (событий, явлений, образов и т.п.). То есть степень отчужденности от того, что может существовать в реальном мире. Например в симуляторах пилотирования самолетов, уровень синтетичности сюжета очень низкий: взлет, разворот, посадка – все происходит как в реальном полете. А вот в играх фэнтези очень высокий, всё-таки убивать огнедышащих драконов в повседневной жизни вряд ли кому-то приходится очень часто, ну максимум 1-2 раза в жизни и то в детстве. Хотел поменять слово «синтетичность» на «реалистичность», но воздержался, потому как бывают мультики ну такие реалистичные, но вот синтетика в них при всем том ощущается.

А парой к синтетичности сюжета, можно выделить натуральность представлений. То есть степень совпадения визуальных образов, звуков, запахов, вибраций, тактильных ощущений и других мировосприятий с реальными. Например, сам сюжет игры может быть близок к реальному, а вот ее видеоряд больше похож не на фильм, а на рисованный мультик. Соответственно натуральность представления в этом примере будет низкая.

Еще одной интересной на мой взгляд характеристикой, является возможность погружения в одну Виртуальную реальность — группы людей. То есть предоставление возможности для группы людей одновременно стать Резидентами на одной виртуальной Территории и наблюдать, ощущать, участвовать в одном и том же виртуальном акте. Назовем это — ограничение Территории по количеству Резидентов, а также качеству их взаимодействия. В литературе (3), встречается подобная характеристика, называемая «информационное пространство». Определяется она, как «аспекты специфики пространственно-временных отношений в биологических и социальных (в последних — особенно) системах». А в (1) можно даже встретить термин «Гиперреальность», характеризующий взаимодействие большого количества Резидентов, «участвующих в виртуальном процессе». Видимо в фильме Матрица рассказывается именно о таком масштабе.

4. Резюме раздела

В результате анализа явления «Виртуальная реальность», мы установили:
1. Действующие лица и окружение:

  • Резидент – реальный человек, который воспроизводит Виртуальную реальность в своем сознании;
  • Создатель – реальный человек (или природное явление) создающий условия для воспроизведения и(или) приводящий в движение Виртуальный мир в воображении Резидента;
  • Территория – технологическая или природная площадка, организованная Создателем и являющаяся субстратом для воспроизведения Виртуальной реальности Резидентом;
  • Актант – воображаемый, активный и значимый участник Виртуального мира. Воображаемый участник может быть проекцией реального человека — другого Резидента. Позволяет имитировать взаимодействие (общение);
  • Объекты – пассивные объекты Виртуальной реальности, типичные для данной виртуальной территории. Позволяют имитировать эффект присутствия;
  • Механизмы – возможности, позволяющие предать Виртуальному миру динамику. Позволяет имитировать иллюзию движения.

2. Свойства и характеристики:

  • Возможность Резидента влиять на ход событий в Виртуальной реальности;
  • Уровень погружения в Виртуальный мир;
  • Синтетичность сюжета;
  • Натуральность образов;
  • Ограничение на количество Участников-Резидентов и качество их взаимодействия.

Список литературы

1. А. В. Россохин, В.Л.Измагурова. Личность в измененных состояниях сознания. Москва: Смысл, 2004 г.
2. Н.А., Носов. Виртуальная психология. Москва: «Аграф, 2000 г.
3. А.Ф., Иванов. Об онтологическом статусе виртуальной реальности.

Автор: Алексей Радзишевский

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля