- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Зачем ритейл и бизнес по доставке товаров переходят на IaaS: обзор кейсов

Сектор e-commerce растет во всем мире. Это отражается и на смежных сферах. Например, на доставке товаров. Внедрение ИТ-технологий уже изменило работу курьерских служб и других сервисов доставки. В этой статье поговорим о том, какую роль здесь играет IaaS.

Зачем ритейл и бизнес по доставке товаров переходят на IaaS: обзор кейсов - 1 [1]
/ фото Vetatur Fumare [2] CC [3]

Готовность к повышенному спросу

Праздники и сезонные распродажи — не только возможность заработать для ритейлеров и курьеров, но и испытать на прочность свою инфраструктуру.

Крупные курьерские службы, такие как UPS, вроде бы научились справляться с сезонным наплывом заказов и извлекать из него прибыль. Количество заказов, доставленных в недавние новогодние праздники, выросло [4] на 7%, а вместе с этим и выручка компании. Однако, еще в прошлом году у UPS, обслуживающей крупнейших ритейлеров в США, были проблемы [5] с доставкой. Распродажи годом ранее оказались рекордными, и логистические сети не выдержали такого наплыва. В результате заказы доставлялись с задержками.

Схожая ситуация сложилась в Сингапуре после Дня холостяков в прошлом ноябре. Курьерская служба Roadbull не смогла доставить [6] вовремя посылки из-за рекордного количества заказов — компании нужно было обработать на 70% больше посылок по сравнению с непиковыми периодами.

Зачем ритейл и бизнес по доставке товаров переходят на IaaS: обзор кейсов - 2
/ фото Mike McCune [7] CC [8]

Резкий скачок потребительского спроса выявляет не только неготовность физически обслужить заказы, но и технологические проблемы. В 2016 году к традиционному кибер-понедельнику оказались неготовы [9] сразу несколько крупных ритейлеров — QVC, Walmart и Newegg в их числе. Их инфраструктура не выдерживала наплыв обращений клиентов. Такое происходит из года в год. В 2017 году по итогам распродаж из-за технических проблем ритейлеры, а значит и службы доставки, упустили [10] 13% потенциальных заказов. Сайты Macy's и Lowe в разгар распродажи оказались недоступными.

В 2015 году Flipkart — крупный индийский ритейлер — готовился к своей традиционной сезонной распродаже. За год до этого его инфраструктура дала сбой [11], и тысячи клиентов остались недовольными. Чтобы избежать ошибок, Flipkart установил новое оборудование, но сайт все равно оказался недоступен в день акции. Число посетителей оказалось больше, чем ожидала компания.

Подготовить собственное оборудование как продавцам, так и службам доставки непросто, как и предсказать точный объем трафика в пиковые периоды. Не стоит забывать, что «наплывы» бывают не только сезонными, но и внезапными [12].

То, что необходимо предпринять в момент пиковой нагрузки, — увеличение мощностей [13]. Расширение физической инфраструктуры сложно произвести за считанные минуты. На это нужны деньги и время. Кроме того, после окончания сезонов распродаж встает вопрос избыточных мощностей — нужно решать, как окупать содержание неиспользуемых серверов до следующих акций.

Облако помогает динамически масштабировать мощности в соответствии с нагрузкой на сервер. Например, в предновогодний период нагрузка на инфраструктуру курьерской службы Dostavista кратно возрастает [14]. IaaS при этом обеспечивает стабильную работу сервиса за счет оперативного наращивания ресурсов. В этом смысле компания использует подход аналогичный своей курьерской модели — в момент повышенного спроса она увеличивает количество работающих курьеров. В Dostavista в облако вынесли почти все БД, а также сервисы для обработки и хранения информации.

Еще один пример использования облака — служба доставки ритейл-оператора 7-Eleven. В 2015 году во время проведения крупной распродажи служба столкнулась со сложностями [15] при доставке посылок из-за устаревшей системы учета товаров и логистических проблем. Магазины 7-Eleven «завалило» заказами, доставка запаздывала, а клиенты негодовали. На тот момент компания не располагала необходимой ИТ-инфраструктурой для обработки заказов.

Решили проблему с помощью комбинации облака и мобильных приложений. Ранее в 7-Eleven использовали таблицы Excel для отслеживания товаров. Теперь каждое отделение использует мобильное приложение, чтобы отмечать прибытие и отправку товаров. Эти данные отправляются в облачную систему в режиме реального времени, что позволяет службе отслеживать количество посылок в каждом магазине и оптимизировать работу на системной уровне.

IaaS позволяет автоматически масштабировать сервисы, чтобы обрабатывать заказы при пиковых нагрузках. Использование такой модели помогает компании ежедневно отправлять 1000 заказов в 370 отделений 7-Eleven, что на 300% больше, чем без использования облака. Благодаря масштабируемости служба доставки уже справилась с главными распродажами 2016 и 2017 года.

Виртуальное расширение бизнеса

Одна из причин задержек и потерь товаров — проблема «последней мили [16]», то есть финального этапа доставки. Чем ближе курьерская служба к получателю физически, тем легче избежать потерь и задержек. Расширять ИТ-инфраструктуру службу доставки в новые регионы не так просто — нужно докупать оборудование, размещать его и обеспечивать поддержку. IaaS решает эту проблему за счет упрощенной миграции [17].

Здесь можно снова вернуться к рейсу 7-Eleven. В ее распоряжении были склады — физические точки сети магазинов. Облако позволило добавить ИТ-инфраструктуру в каждый из них без дополнительных затрат, а также внедрить в каждой необходимые сервисы — например, централизованный учет запасов.

Еще один способ стать ближе к получателю — постаматы. В России пионером этого рынка выступает компания PickPoint. За несколько лет количество автоматизированных терминалов выросло [18] с нуля до 2800.

На начальном этапе в PickPoint работали с собственным железом, однако его возможностей оказалось недостаточно для потребностей бизнеса: серверы нужно было постоянно обновлять и подстраивать под скачки нагрузок. Тогда в PickPoint решили перенести часть ИТ-инфраструктуры в облако. Сегодня все терминалы соединены с серверами приложений, где проходят основные процессы — от обработки запросов до разрешения выдачи.

На определенном этапе компания столкнулась со сложностью: офис PickPoint находится в Москве, а база и серверы приложений для постаматов — в Санкт-Петербурге. Организация нуждалась в более широком канале от головного офиса до облачного ЦОД. Самым экономичным решением стала миграция инфраструктуры постаматов в Московский ЦОД ИТ-ГРАД.

Для переноса использовали резервные копии и инструмент для организации гибридного облака и автоматизированного переноса виртуальных машин между различными дата-центрами и облаками — vCloudConnector [19]. На перенос одной виртуальной машины в 100 Гб уходило в среднем около часа — мигрировала не только инфраструктура, но и офисные сервисы, поэтому корректно удавалось обслуживать только поочередный перенос серверов.

Зачем ритейл и бизнес по доставке товаров переходят на IaaS: обзор кейсов - 3
/ фото PickPoint [20] CC [21]

Есть и другой кейс с международной сетью ресторанов Vapiano. Изначально она полагалась [22] на собственные серверы в штаб-квартире, но по мере расширения обратилась к гибридной облачной модели. Дело в том, что затраты на хранение данных росли, и ограниченность ресурсов препятствовала внедрению новых решений. У компании появились планы по созданию мобильных приложений для заказа и системы оплаты специальными картами в заведении, и мощности IaaS-инфраструктуры стали хорошей основой для внедрений этих идей.

На облачную платформу перенесли наиболее ресурсоемкие рабочие нагрузки Vapiano, в том числе корпоративное хранилище данных, сайты, которые разместились на четырех виртуальных машинах.

За счет миграции вычислительная среда компании стала более гибкой, надежной и масштабируемой. Кроме того, благодаря политике провайдера компании удается соблюдать закон о персональных данных [23] на новых рынках. Йерун Тиммер (Jeroen Timmer), директор отдела международных информационных технологий и управления процессами в Vapiano, говорит, что миграция помогла «снизить объем рутинного администрирования и сосредоточиться на открытии ресторанов и предоставлении отличного опыта гостям», а также «избежать необходимости управлять инфраструктурой».

Зачем ритейл и бизнес по доставке товаров переходят на IaaS: обзор кейсов - 4

Еще один пример стремительно расширяющегося бизнеса — сервис доставки блюд из ресторанов Delivery Club. Он растет [24] с 2009 года, и в определенный момент руководство приняло решение диверсифицировать ИТ-инфраструктуру. Как рассказывал ИТ-директор компании Евгений Сальников, это решение побудило сервис обратиться к модели IaaS. Уже в 2015 году вся система Delivery Club располагалась на облачной платформе ИТ-Град.

Это позволяло расширяться в новые регионы, открывать новые заведения, не переживая, выдержит ли приложение рост трафика. В 2016 году Mail.ru Group приобрела [25] Delivery Club, и появилась задача [14] перенести всю инфраструктуру сервиса на корпоративную облачную площадку. Это не стало проблемой — здесь были использованы инструменты для миграции [26] между облаками.

Подведем итоги. Службы доставки товаров активно используют IaaS и другие облачные модели. Это позволяет им распределять ресурсы, экономить на физической инфраструктуре, реагировать на сезонные наплывы заказов, расширяться географически и наращивать внутренние сервисы для улучшения клиентского опыта.


P.S. Несколько материалов по теме из Первого блога о корпоративном IaaS:

Автор: ИТ-ГРАДовец

Источник [34]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/virtualizatsiya/276686

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habrahabr.ru/company/it-grad/blog/352398/

[2] Vetatur Fumare: https://www.flickr.com/photos/10047629@N04/9210603918/

[3] CC: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

[4] выросло: https://www.usatoday.com/story/money/2018/02/01/ups-reports-growth-more-shoppers-demand-fast-delivery/1085839001/

[5] были проблемы: http://www.businessinsider.com/ups-faces-delays-with-surge-of-holiday-packages-2017-12

[6] не смогла доставить: http://www.straitstimes.com/singapore/customers-see-red-after-courier-service-roadbull-fails-to-deliver-goods

[7] Mike McCune: https://www.flickr.com/photos/mccun934/11184349836

[8] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[9] оказались неготовы: http://adage.com/article/cmo-strategy/ecommerce-won-big-marketers-ready/306921/

[10] упустили: http://www.businessinsider.com/retailers-missed-188-billion-opportunity-2017-12

[11] дала сбой: http://indianexpress.com/article/technology/technology-others/bigbillionday-gets-flipkart-millions-of-unhappy-customers/

[12] внезапными: https://www.troyhunt.com/brief-lessons-on-handling-huge-traffic-spikes/

[13] увеличение мощностей: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/kak-spravitsya-s-pikovymi-nagruzkami-pri-pomoshhi-iaas/

[14] кратно возрастает: http://iaas-blog.it-grad.ru/kejsy/kak-iaas-pomogaet-servisam-dostavki-opyt-rossijskix-i-zarubezhnyx-kompanij/

[15] столкнулась со сложностями: https://www.cw.com.hk/cloud/royale-int-l-directs-taobao-shipments-for-7-eleven-cloud

[16] последней мили: https://en.wikipedia.org/wiki/Last_mile_(transportation)

[17] упрощенной миграции: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/pereezd-v-oblako-transformaciya-texnologij-i-biznesa/

[18] выросло: http://iaas-blog.it-grad.ru/kejsy/pickpoint-pervaya-v-rossii-set-postamatov-5-let-v-oblake-iaas/

[19] vCloudConnector: http://iaas-blog.it-grad.ru/resheniya/vcloud-connector-gibridnoe-oblako-na-praktike/

[20] PickPoint: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Postamat_menu.JPG

[21] CC: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Postamat_menu.JPG%23

[22] полагалась: https://customers.microsoft.com/en-us/story/vapiano

[23] соблюдать закон о персональных данных: https://www.it-grad.ru/services/iaas/fz-152/

[24] растет: http://iaas-blog.it-grad.ru/kejsy/delivery-club-kak-oblako-iaas-pomogaet-v-organizacii-servisa-po-zakazu-dostavki-edy/

[25] приобрела: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/11/03/663520-mailru-delivery-club

[26] инструменты для миграции: http://iaas-blog.it-grad.ru/resheniya/migraciya-mezhdu-oblakami-c-ispolzovaniem-instrumentov-vmware/

[27] Как IaaS-облака помогают в проектах по сервисной разработке: http://iaas-blog.it-grad.ru/kejsy/azoft-kak-iaas-oblaka-pomogayut-v-proektax-po-servisnoj-razrabotke/

[28] 9 полезных советов для плавного перехода в облако: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/9-poleznyx-sovetov-dlya-plavnogo-perexoda-v-oblako/

[29] Первые шаги после аренды облачной инфраструктуры: http://iaas-blog.it-grad.ru/funkcionalnost/iaas-pervye-shagi-posle-arendy-oblachnoj-infrastruktury/

[30] IaaS в финансовых организациях: правовые вопросы: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/legal-issues-of-using-cloud-technologies-by-financial-organizations/

[31] Лучшие практики миграции и развертывания инфраструктуры в облаке IaaS: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/luchshie-praktiki-migracii-i-razvertyvaniya-infrastruktury-v-oblake-iaas/

[32] Почему хороший IaaS-провайдер не должен иметь собственный ЦОД: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/pochemu-xoroshij-iaas-provajder-ne-dolzhen-imet-sobstvennyj-cod/

[33] BIM уходит в облака: ключевые решения для информационного моделирования: http://iaas-blog.it-grad.ru/tendencii/bim-uxodit-v-oblaka-obzor-klyuchevyx-reshenij-dlya-informacionnogo-modelirovaniya/

[34] Источник: https://habrahabr.ru/post/352398/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=352398