- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Нейротеатр: технологии Университета ИТМО помогают создавать «искусство новых медиа»

Нейротехнологии — обычно предмет медицинских или военных разработок. В крайнем случае — основа нового высокотехнологичного стартапа. Однако в Университете ИТМО считают, что нейротехнологии вполне могут служить не только науке, но и искусству. Поэтому в прошлом месяце на фестивале Geek Picnic в Санкт-Петербурге состоялась премьера экспериментального проекта в жанре «нейротеатр». О том, что это такое и как работает NEU-theatre, расскажем ниже.

Нейротеатр: технологии Университета ИТМО помогают создавать «искусство новых медиа» - 1 [1]/ Фотография Университета ИТМО

Проект NEU-theatre

Нейротеатр — это, по сути, сплав искусства и технологий. На Geek Picnic этот жанр был представлен выступлением танцоров, использовавших нейроинтерфейсы. Они считывали эмоции артистов и передавали их внутреннее состояние с помощью музыки, света, цвета, проекции и ритма.

Танцоры на выступлении работали с так называемым синестетическим шаром — он позволял «отобразить» эмоции исполнителя. Кроме того, его можно было использовать, чтобы менять звуковое сопровождение перфоманса.

Нейротеатр: технологии Университета ИТМО помогают создавать «искусство новых медиа» - 2
/ Фотография Университета ИТМО

Весь этот хайп вокруг нейроинтерфейсов хорош тем, что люди вспоминают о том, что у них есть мозг [2]. И что его возможности стоит использовать и развивать более активно

– Юрий Дидевич, медиахудожник, один из создателей NEU-theatre

По сути, нейротеатр — это пример того, как наш мозг [2] становится центром особого направления в искусстве. Оказывается, наши эмоции могут творить аудиовизуальную реальность, благодаря которой артист становится еще ближе к зрителю. Это уже даже не иммерсивный спектакль, когда можно оказаться участником представления — такой формат позволяет лучше понять, что творится у артиста в голове, — буквально.

Кто создавал

Создатели проекта NEU-theatre: российский медиахудожник, музыкант, лектор Института Art&Science Университета ИТМО Юрий Дидевич, Высшая школа светового дизайна Университета ИТМО и танцевальный коллектив Stage DFT.

Юрий Дидевич много лет занимается вопросами интеграции компьютерных технологий и искусства. В 2014 году его спектакль «Нейроинтегрум» был поставлен на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге. Нейротеатр NEU-theatre — еще один проект Юрия, объединяющий искусство и ИТ.

Нейротеатр: технологии Университета ИТМО помогают создавать «искусство новых медиа» - 3
/ Фотография Университета ИТМО

Высшая школа [3] светового дизайна Университета ИТМО — это и образовательный, и экспериментально-практический проект, объединяющий обучение, науку и искусство. В Высшей школе светового дизайна проводятся исследования городской среды, работает проектная лаборатория, направление Light & Art занимается созданием световых инсталляций и световым сопровождением фестивалей. Кроме того, там можно получить образование [4] по профилю «Световой дизайн» — в школе открыты магистратура и аспирантура, курсы повышения квалификации и летняя школа.

Такое сочетание науки и искусства организаторы нейротеатра считают максимально перспективным:

Было бы здорово, чтобы ученые, в том числе, российские, перестали относиться к искусству как к чему-то ущербному. Это очень хорошее сочетание — ученого и его научного подхода и художников, людей, воспринимающих мир несколько иначе. Это может привести к очень интересным результатам

– Юрий Дидевич

Как это работает

На первый взгляд может показаться, что нейротеатр — это просто мультимедийный перфоманс с музыкой, светом, цветом и танцорами. На самом деле артисты, занятые в представлении, действительно передают аудитории свое состояние — нейроинтерфейс анализирует их мозговую активность и «выдает» определенную аудиовизуальную картинку.

Нейротеатр: технологии Университета ИТМО помогают создавать «искусство новых медиа» - 4
/ Фотография Университета ИТМО

Программа анализа мозговой активности — разработка авторов NEU-theatre (проект практически полностью основывается на собственных разработках его создателей). В основе такого анализа лежит изучение биоэлектрогенеза и работа по фиксации и расшифровке нервных импульсов, которые генерирует мозг [2] человека.

При таком подходе в равной степени важными становятся и искусство, и технология (ПО), и конкретный инструментарий — интерфейсы, с которыми работают художники и артисты. Кстати, Юрий Дидевич отметил, что он и его коллеги ожидают появления более доступных устройств и интерфейсов для фиксации и распознавания эмоций — спроектированных специально для артистов.

Принцип работы нейротеатрального инструментария и вообще нейротеатра не нов — первые попытки зафиксировать состояние человека на сцене появились еще в начале ХХ века (тогда для этого использовались даже гальванометры). Впоследствии интерес к этому жанру то угасал, но снова возвращался — не в последнюю очередь благодаря новостям о достижениях ученых. Можно сказать, что сейчас нейротеатр переживает свое второе рождение — и дает артистам уже совершенно новые технологические возможности.

О чем еще мы рассказываем на Хабре:

Автор: itmo

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/vizualizatsiya-danny-h/260410

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/333042/

[2] мозг: http://www.braintools.ru

[3] Высшая школа: http://cld.ifmo.ru/

[4] образование: http://cld.ifmo.ru/education/master-and-postgraduate

[5] Как складывается карьера после Университета ИТМО: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/332824/

[6] Как Университет ИТМО помогает организаторам Кубка конфедераций и ЧМ-2018: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/331986/

[7] Как семантические технологии улучшают онлайн-образование: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/331410/

[8] Часть 1: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/331270/

[9] Часть 2: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/331662/

[10] Часть 3: https://habrahabr.ru/company/spbifmo/blog/331750/

[11] Источник: https://habrahabr.ru/post/333042/