Как выбирать фрилансерские заказы

в 21:21, , рубрики: web-разработка, Веб-разработка, правила хорошего тона, фриланс, метки: , ,

Привет!

Мое краткое повествование могло бы быть идеальным для хаба «Я негодую», но, однако, я попытаюсь собрать в этом посте некоторые правила по тому как стоит выбирать и выполнять фрилансерские заказы (да и любые другие заказы не проходящего по официальному договору), выведенных на основе своего небольшого опыта провала в этой сфере.

Всем кому интересно, как обезопасить во фрилансе себя хоть немного, прошу под кат.


Многим покажется, что я пишу здесь чуть ли не прописные истины и вообще это всем известно, но я искренне надеюсь, что хоть кому-то мой полет мыслей на эту тему поможет и пригодится.

Множество клиентов

Множество в данном заголовке употребляется с чисто математической точки зрения. Увы, более менее адекватных и хороших клиентов лучше искать среди своих знакомых, знакомых своих знакомых и так далее. В случае выбора даже с некоторых достаточно известных ресурсов можно запросто напороться на знатного кидалу.

Поэтому, если ваши возможности поиска клиентов среди знакомых ограничены, то, перед тем как браться за проект с каких-либо ресурсов, стоит не только посмотреть отзывы о заказчике на данном же сайте, но и нормально погуглить связанные с ним данные(обычно они оставляют минимум номера ICQ, а в более крупных заказах, например, веб-сайты, которые хотят сделать более лучше). Простое гугление в течении часа даст вам хоть какое-то представление об этом человеке, но, к сожалению, только в том случае, если вы у него не первый в принципе или не первый, относящийся к этим данные.

На самом деле, самыми лучшими и дающими больше всего информации данными можно считать, например, WM-аттестат: скорее всего, если с него уже хоть кого-то (хоть как-то) разводили, то он будет просто гуглиться, ну и, естественно, можно будет найти какие-то отрицательные отзывы о нем.

Условия

Если уж наш все-таки хороший клиент прошел первый уровень отсева, стоит внимательно присмотреться к условиям выполнения работы. Хотя зачастую бывает, что условия настолько страшные, что даже проверять его уже не имеет смысла, но тем не менее, расположу этот пункт здесь вторым.

Итак, к сожалению, интернет довольно опасное место, поэтому огородить себя от возможности быть опрокинутым пытаются одновременно и работодатель и исполнитель.

Однако, некоторые условия в 80% случая выдают разводку, например мы делаем веб-сайт.

Работа на хостинге заказчика

Имеется ввиду, конечно же, до оплаты. Если сразу заказчик предполагает, что вся его разработка будет идти на его же хостинге, и не соглашается на никакие ваши условия — он почти точно пытается вас развести.
Ну или он уж очень боязливый человек, но так бывает крайне редко. Лучше не браться за такие заказы, даже тем более если они крайне интересные и дорогие.

Сдача крупного заказа частями

Например, если вы делайте крупный сервис, и сначала сдаете дизайн, потом разверстанные страницы, а только потом сам сайт. В таком случае, могут угнать часть вашей работы, что в принципе не так критично, как если бы была забрана вся, но тоже обидно.

Самое лучшее решение, это частичная оплата (можно назвать это авансом), вместе с этой частичной сдачей. Если вы справедливо получите 1/3 оплаты сначала за дизайн, потом 1/3 заказа за верстку, а потом 1/3 за весь сайт, то вы будете в достаточно выгодном положении, тем более получение частей оплаты будет мотивировать вас работать дальше. Естественно, адекватными будут и другие варианты, но важно рассматривать такие, которые были бы наиболее удобными для вас, и не отпугивали заказчика.

Крайне подозрительно, если после 50% выполненной вами работы заказчик не хочет платить хотя бы 30% суммы. Вообще, при поиски исполнителя у более менее реальных заказчиков должно быть явно процентов 50 будущей суммы оплаты, так что если он не хочет платить после этого, стоит остановится в разработке, и дождаться выгодного вам ответа, иначе, лучше распрощаться с ним. Ибо даже в самом критичном случае (например, если у него ну очень сложное положение и денег нет), за какой-то ограниченный срок в принципе можно где-то найти деньги, ну либо если уж совсем все плохо, дать хоть какие-то выгодные вам гарантии.

Очень размытое техзадание

Иногда хорошо, конечно, что техзадание есть вообще, но тем не менее, если оно построено таким образом, что каждый его пункт можно раздробить на сотню (да или даже десятку) других — это плохо. Даже если заказчик не окажется плохим парнем, который не заплатит, этот проект может превратиться в ужаснейший долгострой, который вымотает вас окончательно, и никакой радости от полученных денег в итоге не принесет. А если под этим долгостроем будет скрываться еще и разводила — то уж будет совсем грустно.

Кстати, на хабре есть много статей по правилам составления техзаданий, выгодных для обоих сторон, например, вот, вот и http://habrahabr.ru/post/138131/.

Поведение заказчика

На самом деле все пункту пересекаются между собой, поэтому тут будет немного повторений из прошлых пунктов.

Добавление пунктов в техзадание

Не стоит выполнять что-то, что выходит за рамки техзадания просто так, даже единожды. Скорее всего на вас в итоге повиснет заказчик, и будет продолжать творить новые подзадания. В случае, если он готов дополнительно платить за дополнительные требования, естественно, стоит обговорить с ним это до того как начинать их воплощать, иначе, даже если заказчик хороший и порядочный человек, он будет немножко огорчен внезапно поднявшийся ценой. Ну и естественно, если уж сам делаешь дополнительную работу, а потом просишь за нее доплату, это уж совсем не красиво, и, даже добрый заказчик, может внезапно отказаться за неимением, например, средств.

Откладываем выплату или отступаем от договора

Обычно, при выполнении таких заказов присутствуют хоть какие-то устные договоры о том, когда и как будет происходить оплата. В нормальном случае, каждый пытается идти друг другу на встречу, и, по идее, заказчик должен понимать, что исполнитель все таки работает за деньги, а не просто так.
Поэтому, если у вас уже есть более-менее (а лучше более) устраивающий вас договор, и, внезапно, заказчик начинает заявлять о том, что дескать, ваша работа выполнена не так, как требовалось (хотя вот по техзаданию все хорошо и вы сами это видите), или о том что у него нет денег, или ищет любую другую причину, не стоит сразу бросаться и выполнять все что он требует. Хорошо, если вы действительно не правы, но если все же вы явно видите, что вы правы, стоит просто подождать и посмотреть, что происходит.

Отличная схема, когда вы вроде бы общайтесь с нормальным человеком, и вот уже все доделали (и он прям такой отличный, что вы даже не брали с него денег до конца работы, но договорились, что он оплатит во время установки сайта) и вроде бы такой счастливый, а тут, вдруг, оказывается, что ему нужна еще неделька, чтобы протестировать, что не так работает и прочее. В случае подобных заявлений, очень хорошо, если они все таки поступают хоть за 10 минут до установки, тут же сразу стоит говорить что-то вроде: «Пожалуйста, тестируйте у меня, тут ведь отлично.», или, хотя бы, требовать половину оплаты до установки.

Другое дело, если данное заявление приходит после установки. Скорее всего вы уже попали в плохую ситуацию, и ваш сайт (или что-то другое) уже есть у заказчика на компьютере (или где-то еще) и даже ваше удаление не поможет. Думается, что единственное решение вот такой проблемы, это создание в вашей разработке парочки таких моментов для отступления. Хоть немного это попортит радость злоумышленника, но рано или поздно, скорее всего, ваши моменты оттуда исчезнут (хотя если их уж очень много и очень отлично запрятаны, это может продолжаться долго).

А вот если все-таки кинули

А если вас все же кинули, и вы находитесь в унынии и грусти, то лучше соберитесь и запостите на связанных ресурсах с отзывами, на ресурс, где нашли заказчика, ваши отзывы и комментарии и вашу короткую историю. Пусть хоть кто-то после вас не попадется на этот развод, и отсеет его уже по первому моему пункту.

На этом, думаю, завершу свою статью, и искренне надеюсь, что она кому-нибудь пригодится и, возможно, оградит от таких ситуаций. В комментариях хорошо было бы увидеть правила, которые я упустил.

Автор: doxa

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля