ФРИИ ускорит рост рынка big data в России

в 10:15, , рубрики: big data, ibs, акселератор, Большие данные, венчурные инвестиции, инвестиции в стартапы, Монетизация IT-систем, Развитие стартапа, российский рынок, фрии, яндекс

У стратегических инвесторов Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) возникли задачи, требующие анализа больших массивов данных (big data). В соответствии с их пожеланиями ФРИИ инвестирует 0,5 миллиарда рублей в развитие стартапов в этой сфере. ФРИИ создаст так называемую лабораторию «больших данных», которая займется технологическим развитием стартапов: помощью в найме нужных сотрудников, закупке и настройке оборудования, развитии программных продуктов.

В ближайшие несколько лет фонд готов инвестировать в начинающие проекты до 2 миллионов рублей в обмен на долю в 7%. Максимальная сумма, которую ФРИИ может вложить в один проект с проверенной бизнес-моделью, – 324 миллиона рублей в обмен на долю до 50% компании, рассказывает представитель ФРИИ Сергей Скрипников. По его словам, сейчас фонд нашел уже четыре прикладные задачи, которые хотят решить стратегические инвесторы. ФРИИ планирует вложиться в несколько десятков стартапов.

Лабораторию больших данных во ФРИИ возглавит Анатолий Орлов, проработавший в «Яндексе» 10 лет и покинувший компанию в сентябре. После своего увольнения из крупнейшей российской интернет-компании он заявлял, что ищет «проект второй половины жизни», а просто работа за деньги его не интересует.

С 2013 года ФРИИ остаётся самым активным инвестиционным фондом в России. По данным отчёта Dow Jones, ФРИИ занимал первое место в Европе по числу сделок в первом квартале 2014 года. На 4 апреля 2015 года фонд профинансировал 150 проектов, включая 104 сделки в 2014 году. ФРИИ планирует проинвестировать 6 миллиардов рублей в 400 компаний до 2017 года.

IT-интегратор IBS недавно открыл свое подразделение для работы с «большими данными» Datalab. Представитель компании Сергей Мацоцкий полагает, что на российском рынке достаточно стартапов в сегменте big data.

Руководитель проектного офиса Yandex Data Factory Александр Хайтин согласен с этим. В декабре 2014 года российская интернет-компания «Яндекс» запустила новое направление по работе с «большими данными» — Yandex Data Factory. YDF предоставляет услуги компаниям, которые работают с «большими данными»: например, показаниями датчиков, аудио- и видеозаписями, сведениями о заказах и так далее.

Порог входа в отрасль анализа больших данных невелик: вычислительные мощности сейчас недороги и инфраструктуру можно арендовать. Разработка продукта может стоить несколько сотен тысяч долларов, а главный актив подобных компаний – инженеры и математики и на российском рынке они есть, рассуждает Мацоцкий.

Рынок big data сосредоточился вокруг потребительского поведения: это реклама и торговля в интернете, а также телематика (например, изучение поведения водителей для страховых компаний). Сейчас на аналитике больших данных лучше всего зарабатывают интернет-гиганты (в качестве примера Мацоцкий называет «Яндекс», Google и Facebook). Банковский сектор и телекоммуникационная отрасль экспериментируют с большими данными, но пока они еще не научились коммерциализировать результат, полагает он.

Спрос и предложение в сегменте аналитики «больших данных» не структурированы: заказчики не всегда точно знают, что хотят купить, а поставщики не всегда могут точно сформулировать, что продают, говорит Хайтин. По опыту YDF быстрее всего «большие данные» монетизируются в банковском секторе, ритейле и телекоммуникационной отрасли.

На прошлой неделе «ВымпелКом» (бренд «Билайн») и «Яндекс» начали стратегическое сотрудничество в области Big Data, сообщало издание Roem.ru. Отделение Yandex Data Factory разработает сервисы по прогнозу оттока клиентов «Билайн», по повышению работы специалистов по продажам в колл-центрах и по оптимизации затрат на рекламу.

При разработке сервисов «Яндекс» использует технологию машинного обучения «Матрикснет», рекламные технологии «Крипта» и Look-alike, речевые технологии Yandex SpeechKit.

В США тысячи проектов аналитики больших данных, а в России их пока десятки, говорит директор американской компании Pivotal (аналитика «больших данных») в России и СНГ Сергей Золотарёв. Он соглашается, что российский бизнес не до конца оценивает экономическую выгоду от аналитики больших данных и отечественный рынок аналитики больших данных отстает от ведущих стран на 3-4 года.

Автор: semen_grinshtein

Источник

Поделиться новостью

* - обязательные к заполнению поля