11 неловких моментов при общении по email

в 12:03, , рубрики: email, Блог компании Alconost, Inc., Исследования и прогнозы в IT, общение, переписка, управление проектами, этика общения, юмор

Электронная почта — неотъемлемая составляющая нашей жизни, это факт. У большинства из нас есть знакомые, которые удалили свои профили с Фейсбука или вообще отказались их заводить, взяв верх над своим эго. Может быть, вы даже знаете тех, кто горд отказом от смартфона по собственной воле. Но никому во взрослом интернетозависимом мире не позволено не иметь электронной почты.

Отказ от электронной почты сегодня сравним с отказом от телефонного номера: вы должны быть действительно на своей волне, чтобы на это отважиться.

И вот мы все пишем что-то в окнах новых сообщений, сражаемся в почтовых ящиках — вроде бы все идет хорошо. Но, как и при любом социальном взаимодействии, в электронной переписке есть свои подводные камни.

Давайте обсудим 11 самых неловких моментов, которые привносит в нашу жизнь электронная переписка.

1) Обмен репликами неравной силы

11 неловких моментов при общении по email

Если кто-то, с кем вы переписываетесь:

  • допускает опечатки, а вы — нет;
  • игнорирует правила пунктуации, а вы — нет;
  • забывает о заглавных буквах, а вы — нет;
  • затягивает с ответом на письма, а вы — нет;
  • отвечает на ваши развернутые и хорошо написанные письма коротко, —

он имеет над вами полную власть.

Неравную расстановку сил в электронных письмах можно объяснить многими факторами: разницей в карьерном положении или в возрасте, обстоятельством «клиент всегда прав», перепиской множества людей с одним адресатом. Но обычно это случается из-за того, что тому, кто пишет высококачественные письма, что-то нужно от того, кто пишет как попало. Вот так все просто.

2) Переписка с людьми из эпохи Smoke on the Water

Я не имею в виду именно тех, кому нравится эта песня. Речь скорее о тех, чья молодость пришлась на 70-е и в чьи компетенции не входят вопросы из сферы IT.

Это последние из могикан, до сих пор пользующиеся адресом на AOL. Они сканируют бумажную копию статьи и отправляют ее приложением к письму вместо того, чтобы переслать ссылку на статью. Они пишут слово «e-mail» через дефис. А о существовании опции «Ответить всем» они даже не подозревают:

11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email

Иногда вам встречаются люди, которые по необъяснимым причинам пишут письма только заглавными буквами:

11 неловких моментов при общении по email

3) Переписка с теми, кто родился до 1930 года

11 неловких моментов при общении по email

Для моей бабушки, которая при случайном сворачивании окна браузера говорит: «Аппарат сломался», слова вроде «переслать», «вложение», «ссылка» не имеют простых и точных определений. Для нее это сложные расплывчатые понятия, которые она слышит, но которых не понимает.

Электронная почта вызывает у нее такие же ощущения, какие у меня вызывает это предложение: «Центральные банки развивающихся стран ужесточают политику и осуществляют интервенции на валютных рынках в ответ на обеспокоенность в связи с возможным влиянием обесценивания валюты на инфляцию, хотя валовой выпуск нефинансовых корпоративных облигаций и коммерческих бумаг замедлился и колебания процентных ставок существенно сократились, что может также предполагать очередное повышение доходов по ценным бумагам, выраженных в виде процентной ставки».

Если вам в принципе не лень писать письмо, то с людьми, родившимися в 1920-е, лучше вести рукописную корреспонденцию. Тем более что лет через 50 будет очень круто иметь в своем распоряжении бумажный ответ от кого-то, кто родился в 1920-х.

4) Запоздавшие ответы на групповую переписку

11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email

5) Поиск подходящего приветствия для неблизких друзей

Чтобы облегчить себе жизнь, люди до некоторой степени согласовали определенные правила и нормы обращения к разным категориям людей в электронных письмах.

11 неловких моментов при общении по email

Заметили проблему?

«Здравствуйте, _____» — это дружественное обращение ко всем, кого вы недостаточно хорошо знаете; обращение с выдержанными дистанцией, нейтральностью и профессиональными рамками. Когда ваши отношения с кем-то продвигаются на шаг вперед, вы попадаете в более теплую зону «Приветствую». А c самыми близкими приветствие можно вообще опустить (едва ли кто-то начнет письмо словами: «Приветствую, мама»).

Но что делать с людьми из этой зеленой зоны — с теми, кто больше чем просто знакомые? Обращение «Приветствую» было бы чересчур формальным, но чтобы внезапно написать им без каких-либо приветствий — для этого вы общаетесь недостаточно часто. Как, черт возьми, следует начать письмо однокурснику, с которым вы общаетесь раз в два года, или бывшему коллеге, с которым вы подружились, пока работали вместе, а после почти потеряли связь?

Это нелегко. И, в отличие от всех остальных приветствий, тут требуется творческий подход. Вот несколько возможных вариантов:

Привет, Валера! — Восклицательный знак означает: «Это не простое приветствие: я улыбаюсь и проявляю эмоции, потому что мы достаточно хорошо знаем друг друга и наши отношения меня радуют».

Валерка! — Типичный приветственный ответ на «Привет, Валера!». Такой ответ подтверждает: вы достаточно близки, чтобы пользоваться уменьшительными именами. А восклицательный знак дает понять, что отвечающий испытывает такие же позитивные эмоции от дружбы, как и тот, кто написал первым.

Привет — Так в зеленой зоне решают вопрос с приветствиями не очень хорошо знакомые между собой парни или неблизкие друзья. Это эквивалент дружественному похлопыванию по спине.

Сааааш — Таким образом проблему зеленой зоны решают девочки.

Хай — Такой вариант означает: «Просто решил написать что-нибудь, ведь мы друзья, так что иногда черкаем друг другу пару слов».

11 неловких моментов при общении по email

5Б) Выбор концовки письма, адресуемого приятелю

Аналогичная ситуация. Для самого широкого круга людей у нас есть море шаблонов («Всего хорошего», «С уважением», «До встречи», «Берегите себя», «Спасибо» и т. д.), а с действительно близкими людьми формальные прощания просто не нужны. Но приятели — это совсем другая история.

Иногда я заканчиваю письмо для приятеля словом вроде «Спасибо», смотрю на это и думаю: «Нет, это слишком формально». Вздыхаю, переставляю курсор в середину слова сразу за буквой «и» и неохотно дописываю еще две «и».

Стоит отметить: одни считают, что в конце письма можно просто написать «хохо» (ведь они такие милашки), а другие — что можно подписываться первой буквой имени (так как мы, судя по всему, уже встречаемся). Когда мне попадается что-то такое, я представляю, что эти люди при написании письма выглядели вот так:

11 неловких моментов при общении по email

6) «Разговор роботов», ведь на самом деле вы не так уж и уникальны

Фразы из «разговора роботов» так часто встречаются в переписке, что вы вставляете их в свою речь просто потому, что ими пользуются все вокруг, а вы не такой уж и творческий человек.

11 неловких моментов при общении по email

Эти шаблонные фразы напоминают мне запись на моем автоответчике: «Привет, вы позвонили Тимофею. Пожалуйста, оставьте свое сообщение». Сразу за этим вспоминается сам робот, который говорит: «Оставьте свое сообщение после звукового сигнала». Тут мы — и я, и робот — одинаково выражаем свою «индивидуальность». Но альтернатива «разговору роботов», к сожалению, только одна: быть странным чудаком с непредсказуемым поведением.

В отличие от шаблонных фраз на автоответчике, общество не особенно-то обязывает нас использовать такие же фразы в электронной переписке. Но мы в большинстве своем слишком ленивы, чтобы придумать вместо них что-то свое. И каждый раз, набирая такую фразу, я испытываю небольшой приступ ненависти к себе за этот социальный конформизм.

7) Партия в пунктуационные шахматы

При личном общении у нас есть миллион утонченных способов выразить интонацию. Возможностей голоса для этого вполне достаточно даже по телефону, когда не видно выражения лица и жестов.

Но в электронной переписке мы ограничены примитивным набором символов для обозначения всех оттенков смысла, и это делает пунктуацию критически важной для общения по электронной почте. Вот несколько правил:

Некоторые люди не пользуются восклицательными знаками; в общении с ними лучше использовать точки.

11 неловких моментов при общении по email

Другие используют их всегда, и вы рискуете оказаться в немилости, если не поступите так же. Так что придется веселиться вместе с ними.

11 неловких моментов при общении по email

Это важно, потому что для ярого сторонника восклицаний разница между точкой и восклицательным знаком выглядит вот так:

11 неловких моментов при общении по email

А еще бывает редкая, но ужасная опечатка: восклицательный знак вместо вопросительного.

11 неловких моментов при общении по email

Я могу писать как с восклицательными знаками, так и без. Обычно просто подстраиваюсь под собеседника, но мне кажется, что здесь есть довольно сильная корреляция:

11 неловких моментов при общении по email

Многоточие — совсем другое дело. Некоторые используют его, чтобы добавить загадочности или угрозы… И, конечно, этот знак может быть чрезвычайно развратным.

11 неловких моментов при общении по email

8) Эпическая корреспонденция, которая не нужна никому из участников

11 неловких моментов при общении по email

Это очень странный феномен, свойственный исключительно общению по электронной почте. Так бывает, когда двое не таких уж близких друзей оказываются втянутыми во взаимно обязывающий ритуал длинных описаний собственной жизни раз в пару месяцев. Обеим сторонам тошно от необходимости отвечать на все вопросы из последнего письма и писать очередной опус о себе, и каждой из них мучительно скучно читать о жизни собеседника.

Этот цикл продолжается либо до смерти одного из друзей по переписке, либо до момента, когда кто-то из них набирается мужества не ответить на письмо — и тогда они оба наконец могут вздохнуть с облегчением.

9) Перенос концепции смеха в электронную переписку

11 неловких моментов при общении по email

Смех — замечательная составляющая голосового общения, поэтому мы попытались перенести его в электронную переписку. Но вышло не очень.

Если не считать странных людей, пишущих «лол», вот с чем мы имеем дело:

хаха — Я нахожу это либо умеренно смешным, либо не смешным вообще

хахаха — Это немного смешно

хахахаха — Это действительно смешно

ХА или ХАХА или ХАХАХАХА — Это очень смешно

хахах или хахахах — Вот такой я оригинал

По крайней мере в моем мире, если я найду что-то по-настоящему смешное, я буду использовать заглавные буквы.

И почти во всех указанных случаях тот, кто читает, представляет того, кто пишет, реально смеющимся при написании реплики, хотя на самом деле этот человек, скорее всего, выглядит как парень с картинки выше.

10) Вещи, которые ранят вас, случаются, но вы стараетесь не думать о них

11 неловких моментов при общении по email

Неискреннее «хаха» — это только начало.

Вы же в курсе, что люди иногда добавляют кого-то в поле «Скрытая копия», чтобы подключить этого кого-то к переписке втайне от остальных участников, — но знаете, чего вы не учитываете? Когда вы сами получаете от кого-то письмо со скрытой копией, о которой не знаете, — вы и есть тот самый простачок, за которым шпионят. Это расстраивает, да?

А как насчет того факта, что вы участвуете в множестве групповых переписок, единичных и периодических, и как-то по умолчанию считаете, что это единственные групповые переписки. На самом деле существует еще какое-то количество переписок внутри тех же групп — ваших друзей или членов семьи, — в которые вы не включены и о существовании которых даже не подозреваете.

Но может быть и хуже. Подумайте о случаях, когда вы пересылали полученное письмо кому-то еще, чтобы поиздеваться над отправителем. Это подло, но вы же делали это, не так ли? И разве не мерзко осознавать, что в какой-то момент вы сами являлись объектом тайных издевательств?

К счастью, мы стараемся не думать о том, что такие вещи происходят. Но они происходят.

11) Катастрофы электронной переписки

11 неловких моментов при общении по email
11 неловких моментов при общении по email

Катастрофы в электронной переписке — это отдельный вид катастроф. Они могут быть убийственными, болезненными или даже наносящими серьезный ущерб дружбе. Вот несколько примеров:

  • Вы пишете человеку X, чтобы сообщить что-нибудь плохое о человеке Y, и случайно отправляете это письмо человеку Y вместо человека Х.
  • Вы хотите ответить только человеку Х в групповой переписке, чтобы сообщить что-то личное, и случайно отправляете этот ответ на всю группу.
  • Вы пересылаете письмо кому-то и забываете, что под ним доступна вся переписка, где может быть конфиденциальная информация, возможно, даже касающаяся человека, которому пересылается письмо.
  • Вы высылаете кому-то вложение и случайно прикрепляете к письму совсем не ту и при этом обязательно ужасную вещь.

Вообще чужие истории о таких катастрофах — великий источник наслаждения страданиями других, так что если у вас они есть в запасе — делитесь в комментариях.

Переведено в Alconost Translations.

Автор: alconost

Источник

Поделиться