Почему самоназвания — не достаточно

в 5:40, , рубрики: Карьера в IT-индустрии, найм персонала, психология, управление персоналом, Учебный процесс в IT, хантинг, юзабилити

Поднимите руки сейчас все те, кого точно также, как и меня, достала эта бородатая присказка про то, что «настоящий эксперт по юзабилити вовсе не иллюстратор, но обязательно психолог и вообще инженер человеческих душ»? (эта статья является заготовкой для слайдшоу, с которым автор планирует ближайшие пару лет гастролировать по всем семинарам и конференциям). Я использую слово «достала», так как именно эта вот присказка смогла дотянуться до глубочайшим образом сокрытых в моей душе остатков совести и осколков тяги к правде и здравому смыслу. И вот, сейчас все эти остатки и осколки в унисон утверждают, что не может человек просто взять и назвать себя психологом или доктором, когда ему вздумается, без соответствующего образования и навыков, у нас ведь здесь все-таки не рэп.

image

Данный текст изначально задумывался как небольшая методичка в помощь всем сегодняшним специалистам по подбору кадров в сфере информационных технологий. Действительно, если люди в рамках целой профессии настойчиво хотят называть себя психологами, то давайте найдем те стандартные требования, которым они и обязаны соответствовать. Так, существующий в России «Этический кодекс Психолога» выдвигает несколько ключевых понятий, являющихся базовыми для каждого настоящего психолога, среди которых присутствуют: уважение, компетентность, ответственность и честность. Вот на этих четырех китах и попробуем с вами слепить портрет современного психолога от юзабилити.

Для начала обратимся к Википедии в поисках стартовой информации о том, что же из себя представляет настоящий законный психолог, а не просто человек, пару раз в жизни попросивший друзей под пивко потыкать в его интерактивный прототип.

Психолог (др.-греч. ψυχή — душа; λόγος — знание) — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Психолог, как правило, имеет завершенное высшее психологическое образование или прошёл переподготовку на базе высшего образования по специальности«Психология».

Хорошо, допустим, что любой и каждый член нашего профессионального сообщества UX Club в фейсбуке действительно вооружен нужным дипломом и сертификатом о такой вот переподготовке. Но кроме бумажки нужны еще и знания, вот к их перечню мы и переходим.

image

Итак, существует еще самый обыкновенный Государственный образовательный стандарт, в изучение которого мы с вами сейчас и углубимся. Оказывается, каждый, именующий себя психологом, просто обязан обладать следующими знаниями (выбираю самое вкусное и по нарастающей):

Культурология: Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Инкультурация и социализация.

Педагогика: Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функция обучения. Воспитание в педагогическом процессе.

Культура речи (не смейтесь, есть и такое): Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль
внеязыковых факторов. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

Социология (в UX без нее действительно шагу не ступить): Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное
мнение как институт гражданского общества.Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы.

Философия (ну а как, мы ведь говорим о настоящем многогранном юзабилити-эксперте, а не просто о таксисте, который всем насоветует и как надо сайты делать, и как страной руководить): Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и ненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

Экономика (все верно, проектировщик должен уметь еще и зарабатывать деньги для Заказчика): Принцип максимизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия.

Антропология: Проблема происхождения человека; индивидуальное развитие человека и конституция; популяционная и этническая антропология; экология человека.

Анатомия и физиология (типового пользователя): Микроструктура нервной ткани; онтогенез центральной нервной системы; строение центральной нервной системы; проводящие пути центральной нервной системы и черепные нервы; вегетативная нервная система. Вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов; соматические и вегетативные нервные системы; физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиология вегетативной нервной системы; организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания (дух захватило от крутого дизайна на сайтике); интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, половая дифференцировка мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга. Основные понятия физиологии высшей нервной деятельности; механизмы ассоциативного обучения, памяти и индивидуальных различий, потребностей, мотивации и эмоций; нейронные механизмы переработки информации в сенсорных системах.

Пока ничего сложного, идем дальше:

Психогенетика: Методы психогенетики и их разрешающая способность; результаты исследований наследственных и средовых детерминант в изменчивости психологических и психофизиологических признаков в индивидуальном развитии и некоторых формах дизонтогенеза; место психогенетики в системе психологических знаний.

Психодиагностика (по сути — то же самое обычное юзабилити-тестирование, только без хихикания и строго по-научному): проективные, рисуночные методики; психосемантические методы; проведение и интерпретация 8-10 универсальных методик исследования личности и интеллекта: например, Миннесотский опросник (MMPI); опросник Кеттела (16 PF), Методика исследования самоотношения (МИС), уровень субъективного контроля (УСК), рисуночные методики (РНЖ, рисунок человека), проективные методики (ТАТ, тест Роршаха), тесты интеллекта (тест Векслера); принципы построения комплексного психологического портрета личности; психодиагностические задачи и комплектование психодиагностических батарей. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики; методы постановки психологического диагноза.

Возрастная психология (моя любимая): Проблема детерминант психического развития ребенка; проблема соотношения обучения и развития; проблема возраста и возрастной периодизации психического развития; кризисы в развитии; младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст; психологические особенности подросткового и юношеского возраста; психология зрелых возрастов; старение и старость; развитие личности в условиях депривации и особых условиях.

Многовато уже цитат, да? А ведь есть еще точно такие же требования к знаниям и навыкам в областях Педагогической и Клинической психологии, Психологии труда и Психофизиологии, и даже Специальной психологии (ну это про дизонтогенез, вы же помните). Но все эти дисциплины я предлагаю устанавливать в специальные требования уже к сеньору от UX, для джуниора же будет вполне достаточно только подробно процитированных выше навыков знаний, дабы полноправно именовать себя психологом и знатоком пользовательского поведения. Ну и портфолио на Дриббле, как без него, оклады в 200 тысяч рублей ведь на дороге не валяются.

В целом данную статью предлагаю использовать именно как чеклист или даже опросник для проверки юзабилити-экспертов на соответствие заявленным навыкам или же ак тестовое задание для проверки реальных знаний при наборе на очередную вакансию UX специалиста. Ну чтобы случайно не нанять опять художника-иллюстратора вместо истинного знатока человека.

Автор: protogui

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js