- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 1Вот уже более пяти лет Гарри Бринул (Harry Brignull), независимый дизайнер пользовательских интерфейсов из Лондона, собирает уникальную коллекцию DarkPatterns.org [1] — так называемых тёмных паттернов [2] — реальных примеров, как профессионалы используют специфические приёмы веб-дизайна для обмана интернет-пользователей и побуждения их к «нужным» действиям. Например, принуждения к покупке ненужного товара или переходу по рекламной ссылке.

Коллекция Dark Patterns — вовсе не ошибки дизайна, совсем наоборот. Это результат работы грамотных специалистов, которые сознательно применяют своё мастерство в нечистоплотных целях. Они могут назвать это «эффективным дизайном» или «продающим сайтом», но суть именно в манипуляциях с целью получения выгоды.

К сожалению, в последнее время некоторые сайты снова вернулись к этим грязным трюкам. Это видно на примере онлайн-газеты Boston Globe [3], которая из-за кризиса на рынке СМИ прибегла к обманным приёмам для увеличения количества платных подписчиков.

Предположим, вы открываете статью «Открытое письмо к Берни Сандерсу [4]».

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 2

Появляется всплывающее окно с предложением оформить подписку. Здесь используется небольшой трюк: кнопка «Закрыть» отрисована очень слабо контрастным фоном, так что её трудно заметить. К тому же, она перенесена в нестандартный левый верхний угол. Разработчики рассчитывают, что некоторые пользователи не заметят кнопку и оформят подписку.

Если вы всё-таки нажали «Закрыть», манипуляции продолжаются.

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 3

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 4

В нижней части страницы всплывает хорошо заметный неубираемый баннер, снова с предложением оформить платную подписку. Опять же, этот баннер сам по себе назойливый, но вполне приемлемый. Однако, в тексте сказано, что подписка стоит «всего 99 центов в неделю», а вот это уже неправда, как мы увидим ниже.

Перейдём по ссылке Subscribe Now.

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 5

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 6

Здесь становится ясно, что 99 центов в неделю — не настоящая цена. Коммерческие компании часто предоставляют скидку при подключении услуге или в начале подписки, это нормально. Проблема в том, что Boston Globe вообще не указывает настоящую цену, которую начнёт брать через четыре недели. Это вводит в заблуждение пользователя.

Если нажать Sign Up, то мы увидим ещё больше тёмных паттернов.

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 7

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 8

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 9

На странице указана сумма, которую снимут за первый месяц ($3,96). Настоящая цена указана ниже, мелким шрифтом. Она подобрана таким образом ($3,99 в неделю), чтобы не сильно отличаться от заявленной красной цены, так что пользователю не сразу придёт в голову, что цена значительно возрастает: далее идёт отсчёт не по месяцам, а по неделям. Вдобавок, слева пользователя по умолчанию подписывают на три маркетинговые рассылки.

На следующих этапах оформления подписки реальная стоимость больше не показывается ни разу. Чтобы узнать её, нужно зайти в раздел FAQ по маленькой ссылке в правой части страницы.

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 10

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 11

Среди вопросов о кроссвордах, некрологах и гороскопах спрятан вопрос «Сколько стоит подписка на цифровую версию».

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 12

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 13

Там указано, что настоящая цена вовсе не $0,99 в неделю, как было в рекламном объявлении, и даже не $3,99 в неделю, как сообщалось на странице оформления подписки, а… $6,93 в неделю! Почти в два раза дороже или в семь раз больше, чем на рекламном баннере. Эта цена вступает в силу только через год, так что обычному подписчику трудно будет заметить, что со счёта начали списывать больше денег, если только он не изучает детально банковские выписки. Очень грамотный приём!

И наконец, последний ход. Если пользователь всё-таки заметил неладное и попробует отказаться от подписки, то его ждёт небольшой сюрприз.

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 14

Веб-сайты продолжают использовать «тёмные паттерны»: интерфейсы, предназначенные для обмана - 15

По любым вопросам в редакцию можно обращаться по электронной почте или через онлайн-чат, но отказаться от подписки можно только по телефону (вероятно, после долгого ожидания на платной линии), при этом со счёта продолжат списываться деньги до конца текущего «четырёхнедельного периода».

К сожалению, эти и другие тёмные паттерны нередко встречаются на вполне респектабельных и приличных сайтах, в том числе российских. Так можно увеличить продажи в краткосрочный период, но в долгосрочной перспективе они наносят ущерб репутации бренда.

На сайте Dark Patterns все типы манипулятивных приёмов веб-дизайна разбиты по категориям.

Библиотека тёмных паттернов

  1. Приманка и переключение [5]. Пользователь совершает одно действие, а вместо этого происходит нечто другое.
  2. Замаскированная реклама [6]. Баннеры маскируются под контент или навигацию, чтобы поощрить пользователя нажать на рекламу.
  3. Скрытая детализация [7]. Вместо доставки каждый месяц подробной детализации в почтовый ящик пользователя, сервисные компании пытаются заставить пользователя самого её проверять. Подразумевается, что он забудет это сделать.
  4. Принудительное продление [8]. Пользователь подписывается на бесплатную пробную услугу, но ему принудительно продлевают платную подписку.
  5. Принудительное раскрытие информации [9]. Чтобы предоставить пользователю бесплатную или дешёвую услугу, его заставляют раскрыть некую персональную информацию, которая на самом деле необязательна для совершения транзакции.
  6. Спам френдов [10]. Приложение просит авторизации, а потом публикует сообщения в социальной сети от имени пользователя, направляя спам на его френдов.
  7. Скрытая стоимость [11]. На последнем этапе оплаты за товар пользователю вдруг предлагают оплатить ещё небольшую сумму (комиссия, страховка, налог и т.д.).
  8. Смена фокуса [12]. Внимание пользователя специально привлекают к постороннему объекту, чтобы отвлечь внимание от главного.
  9. Предотвращение сравнения цен [13]. Практика обфускации ценовой информации разными способами: изменение количества товаров в упаковке, изменение размера упаковки и т.д.
  10. «Цукеринг приватности» [14]. Практика использования приёмов веб-дизайна и фразеологизмов, чтобы склонить пользователей к нужному выбору. Термин «цукеринг» (zuckering) для подобных действий предложил использовать Фонд электронных рубежей.
  11. Ловушки [15] предполагают создание ситуации, когда пользователю будет максимально сложно отказаться от сделанного выбора, отменить своё действие (например, отменить платную подписку на журнал).
  12. Блокировка [16]. Интерфейс затрудняет для пользователя желаемое действие, помещая перед ним на экране посторонний объект. Например, появление рекламы на кнопке паузы в видеоплеере.
  13. Сюрприз в корзине [17]. Добавление лишнего товара в корзину покупателя.
  14. Вопросы с подвохом [18]. Обращение к пользователю сделать выбор, когда при беглом прочтении текста создаётся одно впечатление, а при внимательном — совсем другое. Эта уловка основана на том, что пользователи склонны невнимательно читать тексты в интернете («сканировать» их по диагонали).

Автор: alizar

Источник [19]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/yuzabiliti/119412

Ссылки в тексте:

[1] DarkPatterns.org: http://darkpatterns.org/

[2] тёмных паттернов: https://habrahabr.ru/post/198044/

[3] примере онлайн-газеты Boston Globe: https://rationalconspiracy.com/2016/04/24/dark-patterns-by-the-boston-globe/

[4] Открытое письмо к Берни Сандерсу: https://www.bostonglobe.com/opinion/editorials/2016/04/22/open-letter-bernie-sanders/AfEtRwYJmTJ5lTNIuw4q8O/story.html

[5] Приманка и переключение: http://darkpatterns.org/bait-and-switch/

[6] Замаскированная реклама: http://darkpatterns.org/disguised-ads/

[7] Скрытая детализация: http://darkpatterns.org/faraway-bill/

[8] Принудительное продление: http://darkpatterns.org/forced-continuity/

[9] Принудительное раскрытие информации: http://darkpatterns.org/forced-disclosure/

[10] Спам френдов: http://darkpatterns.org/friend-spam/

[11] Скрытая стоимость: http://darkpatterns.org/hidden-costs/

[12] Смена фокуса: http://darkpatterns.org/misdirection/

[13] Предотвращение сравнения цен: http://darkpatterns.org/price-comparison-prevention/

[14] «Цукеринг приватности»: http://darkpatterns.org/privacy-zuckering/

[15] Ловушки: http://darkpatterns.org/roach-motel/

[16] Блокировка: http://darkpatterns.org/road-block/

[17] Сюрприз в корзине: http://darkpatterns.org/sneak-into-basket/

[18] Вопросы с подвохом: http://darkpatterns.org/trick-questions/

[19] Источник: https://habrahabr.ru/post/282644/