- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Цифровые государства»: как они развивались

В прошлой статье [1] мы разобрались, что из себя представляют цифровые государства по своей сути, на каких идеях они базируются и какими были первые работающие системы в США и СССР.

Теперь предлагаем перейти к важному периоду, когда возможность объединения разрозненных технологий на одной платформе встретилась с желанием сделать их массовыми.

«Цифровые государства»: как они развивались - 1 [2]
/ PXHERE [3] / CC [4]

Навстречу потребителю

В обзоре первых систем цифрового государства мы остановились на 1980-х годах и отметили, что в Штатах к тому времени сформировались тематические исследовательские группы и были внедрены несколько ИТ-решений. Например, подача налоговых деклараций через единый информационный портал.

В 90-х термин «цифровое государство» еще не существовал. Его предложили позже, но отдельные идеи уже были в ходу. В 1993 году президент США Билл Клинтон озаботился проблемой эффективности госаппарата и сформировал аналитическую группу. В том же году она представила доклад, в котором предлагались шаги по снижению уровня бюрократии и переориентации на нужды граждан.

В 1997 году вышел [5] отчет «Модернизация госсистем на основе информационных технологий [6]». В нем была сформирована основная идея ЦГ — министерства должны были начать использование ИТ для повышения эффективности взаимодействия граждан, бизнеса и государства. Особое внимание в отчете уделили синергии госуслуг и технологий. На основе этих наработок был сформирован «Меморандум о цифровом государстве [7]». Он был адресован руководителям исполнительных органов и ведомств, которые позже подключились к работе.

В меморандуме был изложен ряд руководящих принципов концепции ЦГ. Один из основных принципов относился к работе с информацией и предписывал организовывать ее не по отдельным ведомствам, а по категориям услуг. Второй принцип — открытость и удобство взаимодействия граждан с государственными организациями и предоставление информации в понятном виде. Третий — безопасность и конфиденциальность такого взаимодействия.

В декабре 1999 года администрация Клинтона осуществила [8] первые попытки внедрения систем цифрового государства в масштабе страны. К 2000 году уже 43% американцев были обеспечены [9] доступом в интернет, так что ситуация располагала к реализации идеи общедоступного цифрового портала госуслуг. Он был запущен в 2000 году на домене FirstGov.gov, сейчас — переименован в USA.gov.

В 2001 году Джордж Буш сменил Билла Клинтона на посту президента США. Его президентская программа содержала развитие концепции ЦГ: «Расширенное цифровое государство [10]» предусматривало необходимость совершенствования ИТ в госсекторе, упрощение бизнес-процессов и объединение информационных потоков различных правительственных министерств и ведомств.

Для достижения этих задач в 2002 году была учреждена специальная рабочая группа. Она выбрала [11] 24 инициативы и подготовила экономическое обоснование для каждой из них, оценив потенциальные затраты, выгоды и риски. В их числе были такие сервисы, как E-Authentication (портал цифровых подписей); GovBenefits.gov (портал государственных льгот); Business Gateway (портал для бизнеса).

Центральным событием в процессе расширения систем ЦГ стало принятие «Закона о цифровом государстве [12]» в 2002 году. Его положениями учреждался специальный отдел в Административно-бюджетном управлении и поощрялось использование ИТ в оказании госуслуг и межведомственных коммуникациях.

В 2003 году была опубликована [13] обновленная стратегия цифрового государства. Она ставила интересы граждан в центр внимания — в документе встречались такие словосочетания, как например «доступ в три клика».

Другие значимые идеи касались межведомственной коммуникации, привлечения и удержания квалифицированной рабочей силы для поддержки всех ИТ-инициатив. В течение года с публикации закона были запущены такие порталы, как volunteer.gov (для координации волонтерских групп) и regulations.gov (для публикации официальных документов госорганов).

Стратегия также коснулась рекомендаций по работе с информационной архитектурой правительственных предприятий (Federal Enterprise Architecture Framework). Первая версия лучших практик была запущена [14] в 1999 году. В ее основе лежит Модель Закмана [15].

Основная задача — повысить эффективность работы министерств и ведомств. В стратегии цифрового государства 2003 года подчеркивалась роль этого свода лучших практик. Он стал одним из первых вариантов комплексного подхода по централизации и объединению информационных услуг.

Исследование [16] 2004 года, проведенное Американской ассоциацией государственного управления и ООН, подтвердило, что все усилия правительства США не прошли зря — страна опередила остальные государства-члены ООН в развитии систем ЦГ.

Однако, в большинстве случаев гражданам все еще приходилось либо по телефону, либо лично обращаться за получением госуслуг. Проблема заключалась еще и в том, что электронные формы нужно было зачастую дополнять бумажными заявлениями с подписью, а в отдельных штатах просто не было доступа к каким-либо электронным госуслугам. Сложилась ситуация, когда имелась вся необходимая инфраструктура, законодательство и стратегия, но не было единого формата работы систем ЦГ. С этим властям предстояло разобраться в следующие годы.

«Цифровые государства»: как они развивались - 2
/ Flickr / Tony [17] / CC [18]

Азиатское цифровое государство

Не только власти США были озабочены переходом на новый уровень управления государством и госуслугами. В лидерах наряду с западными странами с высоким уровнем проникновения интернета встречаются и азиатские государства.

Так, больших успехов на пути к построению цифрового государства достиг Сингапур. Уже в 80-х страна приступила к реализации национального плана по «компьютеризации». В его рамках был создан Национальный компьютерный совет (NCB). Одним из важных направлений его работы стала компьютеризация госуслуг. На первых этапах совет занимался автоматизацией рабочих функций и документооборота в правительственных учреждениях.

В 1989 году был запущен TradeNet — портал, который служил единой платформой для торговых и логистических операций. К 2000-му в стране сформировалась стратегия IT2000 Masterplan [19]. Значительная ее часть посвящена консолидации ИТ-ресурсов вокруг решения задач граждан страны. В итоге был предложен «План действий по внедрению концепции ЦГ» на 2000-2003 годы. Его основный посыл — правительственные ведомства больше не должны быть изолированными друг от друга и предоставлять комплексные услуги.

Например, с 2003 года все жители Сингапура в возрасте от 15 лет могут подать заявку на получение SingPass [20] — цифрового удостоверения личности для совершения операций с правительственным порталом онлайн-услуг.

Свои программы по созданию цифрового государства были и у Китая, и у Южной Кореи. Но мы остановимся на Японии, которая сегодня входит в число лидеров в сфере цифровизации госуслуг. В период с 1999 по 2005 года правительство Японии предложило несколько направлений развития ЦГ: Основные принципы [21] общества, основанного на информации и коммуникациях; Закон [22], регулирующий эти принципы; программа e-Japan [23], объединяющая все меры по построению цифрового общества; и, наконец сама программа [24] по построению ЦГ.

Уже в 1997 году в стране была запущена единая информационная платформа, которая объединила министерства и ведомства — WAN Kasumigaseki [25]. Важным шагом для распространения концепции ЦГ стало принятие [26] в 2000 году Хартии глобального информационного общества. Главная мысль заключалась в том, что всем людям должны быть доступны блага этого общества. Документ был предложен к подписанию членам Большой восьмерки. Россия стала одной из стран, подписавших Хартию.

Зарождение цифрового государства в России

Еще до подписания Хартии в России предпринимались попытки цифровизации государственного сектора, например, создание «Концепции государственной информационной политики [27]». К 1998 году ее подготовил профильный комитет Государственной Думы. В концепции прослеживается аналогия с другими документами того времени, созданными в США. Интересы общества находились в приоритете, а ИТ служили инструментом для их обслуживания.

Идейным продолжением концепции стала федеральная программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года [28]». Она рассматривала как практические вопросы вроде формирования инфраструктуры, так и социально-экономические и нравственные аспекты работы с ИТ на государственном уровне, соблюдение культурно-исторических традиций, ценностей и идеалов. Документ так и не был утвержден. Таким образом, к подписанию Хартии глобального информационного общества Россия пришла без действующего плана или проекта цифрового государства. Тем не менее, как и другие члены Большой восьмерки, страна взяла на себя обязательство развивать ИТ-сектор на благо общества.

Конкретные меры были предприняты с запуском федеральной программы «Электронная Россия». Она была запущена в 2002 году, но ее реализация осложнялась [29] тем, что только 19% правительственного персонала и 1% государственных чиновников имели доступ к Сети. Ситуация отражалось в индексах готовности к цифровому государству — в течение десяти лет России не удавалось продвинуться дальше 50-го места. В 2003 году в числе лидеров находились [30] США, Чили, Австралия, Мексика и Великобритания. В 2005-м [31] — США, Дания, Швеция, Великобритания, Южная Корея. Россия находилась между Уругваем и Республикой Беларусь.

Однако, уже в 2003 году в России начал реализовываться [32] проект по широкомасштабному внедрению информационных технологий в федеральных ведомствах. По словам Леонида Реймана, занимавшего в тот момент должность министра информационных технологий и связи, около 80% ведомств и министерств перешли на электронный документооборот в начале 2000-х. Однако, подводя итог программы, министерство было вынуждено констатировать [33] неутешительные результаты. «Электронная Россия» не достигла своих целей, но, как позже говорил [34] Леонид Рейман, заложила важные основы для развития систем ЦГ в России.

О том, как продолжалось развитие ЦГ у нас и в других странах, расскажем в следующей части.

Еще несколько постов из корпоративного блога 1cloud:

Автор: 1cloud

Источник [39]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zakonodatel-stvo-i-it-biznes/275547

Ссылки в тексте:

[1] прошлой статье: https://habrahabr.ru/company/1cloud/blog/349902/

[2] Image: https://habrahabr.ru/company/1cloud/blog/351362/

[3] PXHERE: https://pxhere.com/ru/photo/742902

[4] CC: https://creativecommons.org/publicdomain/zero/1.0/

[5] вышел: https://govinfo.library.unt.edu/npr/initiati/it/index.html

[6] Модернизация госсистем на основе информационных технологий: https://govinfo.library.unt.edu/npr/library/announc/access/acessrpt.html

[7] Меморандум о цифровом государстве: https://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PPP-1999-book2/pdf/PPP-1999-book2-doc-pg2317.pdf

[8] осуществила: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un-dpadm/unpan043654.pdf

[9] были обеспечены: https://en.wikipedia.org/wiki/Internet_in_the_United_States%252523Access_and_speed

[10] Расширенное цифровое государство: https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/infocus/technology/tech4.html

[11] выбрала: https://www.whitehouse.gov/sites/whitehouse.gov/files/omb/assets/OMB/inforeg/egovstrategy.pdf

[12] Закона о цифровом государстве: https://en.wikipedia.org/wiki/E-Government_Act_of_2002

[13] была опубликована: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan032372.pdf

[14] была запущена: https://en.wikipedia.org/wiki/Federal_enterprise_architecture%252523History

[15] Модель Закмана: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B0

[16] Исследование: https://publicadministration.un.org/egovkb/portals/egovkb/Documents/un/2004-Survey/Complete-Survey.pdf

[17] Tony: https://www.flickr.com/photos/zuk0/15252002324/

[18] CC: https://creativecommons.org/licenses/by/2.0/

[19] стратегия IT2000 Masterplan: http://choo.fis.utoronto.ca/fis/respub/it2000.html

[20] SingPass: https://www.quora.com/What-is-SingPass

[21] Основные принципы: https://japan.kantei.go.jp/it/it_basiclaw/it_basiclaw.html

[22] Закон: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan044343~1.pdf

[23] e-Japan: https://japan.kantei.go.jp/it/network/priority-all/index.html

[24] программа: http://www.e-gov.go.jp/en/pdf/en/promotion_plan.pdf

[25] WAN Kasumigaseki: http://unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/apcity/unpan002417.pdf

[26] принятие: http://www.mofa.go.jp/policy/economy/summit/2000/documents/charter.html

[27] Концепции государственной информационной политики: http://www.iis.ru/library/sip/sip.ru.html

[28] Развитие информатизации в России на период до 2010 года: http://www.iis.ru/library/isp2010/isp2010.ru.html

[29] осложнялась: https://en.wikipedia.org/wiki/E-Government_in_Russia

[30] находились: https://publicadministration.un.org/egovkb/portals/egovkb/Documents/un/2003-Survey/unpan016066.pdf

[31] 2005-м: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2005-Survey/Complete-survey.pdf

[32] начал реализовываться: http://russoft.org/docs/?doc=524

[33] было вынуждено констатировать: http://www.cnews.ru/reviews/free/gov2011/articles/article2.shtml

[34] говорил: http://www.comnews.ru/node/50469

[35] Виртуальные столы и окна: о видах предоставления удалённого ресурса: https://1cloud.ru/blog/udalennyj-dostup-k-kompyuteru-s-pomoshchyu-vdi?utm_source=habrahabr&utm_medium=cpm&utm_campaign=business-laws&utm_content=blog

[36] Компьютерный класс в облаке: преимущества и возможности: https://1cloud.ru/blog/komputerny-class-v-oblake?utm_source=habrahabr&utm_medium=cpm&utm_campaign=business-laws&utm_content=blog

[37] Для чего нужно объектное хранилище для файлов в облаке: https://1cloud.ru/blog/obektnoe-hranilishe?utm_source=habrahabr&utm_medium=cpm&utm_campaign=business-laws&utm_content=blog

[38] Зачем RAID-массивы виртуальным машинам: https://1cloud.ru/blog/raid-massiv-v-virtualynoy-mashine?utm_source=habrahabr&utm_medium=cpm&utm_campaign=business-laws&utm_content=blog

[39] Источник: https://habrahabr.ru/post/351362/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=351362