Ура, мы облажались

в 11:05, , рубрики: закрытие, Максим Котин, Нам пишут, николай белоусов, Федор Овчинников

Максим Котин — человек, пишущий о бизнесе уже не первый год. Он работал редактором и специальным корреспондентом в «Секрете фирмы», обозревателем Forbes, редактором Slon.ru, заместителем главного редактора «Сноба». Написал книги «Чичваркин Е… гений» про основателя «Евросети» и «И ботаники делают бизнес» про сыктывкарского предпринимателя Федора Овчинникова, который провалился со своим книжным магазином. В 2013 году Котин запустил контент-бюро «Мастерская историй», которое помогает «рассказать сотрудникам, партнерам, профессиональному сообществу или широкой аудитории ваши самые важные истории».

В своей колонке Котин объясняет, почему важно рассказывать не только и не столько об удачах бизнеса, но и о поражениях. Первоначально колонка опубликована в медиуме Котина, Roem.ru приводит ее полностью с разрешения автора.

***

Чтобы понять, чего стоит человек, оказавшийся перед ним, венчурный инвестор Питер Тиль любит задавать один и тот же вопрос: какое расхожее мнение, по мнению собеседника, является в корне ошибочным?

Ответ, по мнению Тиля, много может сказать о том, в какой области человек действительно является экспертом — и насколько он способен мыслить вне рамок. Уж точно так можно узнать больше, чем из резюме.

Жаль, что старина Тиль не скоро появится в третьем Риме, финансовой столице мира, городе-герое Москва. А то я бы без труда нашел, что ему ответить (и продемонстрировать свою экспертизу).

«Большинство людей абсолютно убеждены: чтобы добиться успеха в карьере и бизнесе, нужно рассказывать о своих победах и успехах, — сказал бы я гостю нашей столицы. — Но в действительности нужно поступать наоборот: пропагандировать свои провалы».

Кажется, это полный абсурд. Если вы хотите получить новую классную работу, вы должны рассказать, как свернули горы на старой. Кому охота сотрудничать с неудачниками, которые не достигают успеха?

Если надо произвести впечатление на клиентов, стоит поведать о своем превосходном сервисе. Если вы хотите привлечь инвестора, хорошо бы рассказать, как с успехом раскрутили предыдущую компанию.

Всем нужны результаты. Деньги липнут к деньгам. Успех притягивает успех. Никому не нужны неудачники, которые потащат вас за собой на дно. Поэтому только рассказывая о своих достижениях и умалчивая о провалах, можно привлечь внимание людей и получить то, что нужно.

Только вот основатель интернет-магазина MadRobots Николай Белоусов однажды решил поступить наоборот: как-то в своем в блоге на «Хабре» он рассказал о том, как пытался заработать на торговле айфонами и, совершив несколько крупных просчетов, лишь потерял полмиллиона рублей.

Из этой истории вы можете узнать, что предприниматель Белоусов еще тот: сунулся в воду, не зная броду — и получил, что заслужил. Казалось бы, кто после этого будет принимать его всерьез?

Заметка собрала 140 тысяч просмотров (притом что «Хабр» считает только заходы читательов — реальный трафик может быть вдвое выше). Любой, кто занимается публикаций историй в интернете, скажет вам, что это, скажем так, довольно неплохие цифры.

Вы можете заметить, что всем приятно почитать про то, как кто-то облажался — но это еще не значит, что с прославленным «неудачником» кому-то захочется работать. Но после этой статьи множество людей — поставщиков, партнеров и кандидатов на вакансии — стали писать Николаю, предлагая сотрудничество.

Исключительный случай? Наоборот, опыт «Мастерской историй», а также и простое наблюдение за миром сюжетов и драм показывают, что это скорее правило.

***

Недавно создатель компании «Май» Игорь Лисиненко рассказал в РБК о том, как его развели в Польше при подписании контракта. 1600 пользователей Facebook одобрили статью: обычно счет на сайте идет в лучшем случае на сотни.

Основатель Getwear, сервиса по пошиву джинсов, рассказал о том, почему он закрыл бизнес. История набрала 40 тысяч просмотров, читатели оставили 286 комментариев. Обычная статьи на этом же сайте собирают где-то 5−7 тысяч просмотров.

Я мог бы и не приводить тут историю героя книги «И ботаники делают бизнес» (пардон, моей) Федора Овчинникова, если б она не была так красноречива. Предприниматель вообще прославился именно своим провалом с сетью магазинов «Книга за книгой» — и благодаря этому привлек выдающихся инвесторов и подрядчиков, вдохновленных соратников и преданных клиентов, построив в итоге за пару лет новый многомиллионный бизнес.

Я видел столько таких сюжетов, что готов поспорить на свой Macbook Air (по нынешним временам — бесценная вещь), что любая история провала, рассказанная честно и без прикрас, привлечет внимание людей и, главное, вызовет их искреннюю симпатию, а значит принесет огромную практическую пользу. И, наоборот, рассказ о выдающихся достижениях оставит их совершенно равнодушными — и окажется выстрелом в молоко.

Давайте начистоту: никого ваши успехи не интересуют. Всем по барабану. Хотя бы потому, что вашим успехам никто не верит. Когда вы рассказываете о достижениях, о чем думает аудитория? О том, что ей вешают лапшу на уши.

Жизнь трудна и противоречива, она полна драм, ошибок и разочарований. Мы то и дело падаем. Разбиваем колени. Утираем сопли. Теряем то, что дорого. Забредаем не туда.

Ищем свой путь. Глотаем слезы и антидепрессанты. Отдаемся забвению. Просыпаемся ночами в холодном поту. Грешим против себя. Отчаиваемся и капитулируем — чтобы снова броситься в бой.

И мы не очень ценим-то тех, кто пытается сделать вид, что у них все не так.

Да, история может закончится хэппи эндом, но только если к нему ведет череда крутых обломов (насколько я помню университетский курс античной литературы, греки называли их «перипетиями»). Под костюмом супермена должны скрываться синяки и ссадины.

Именно обломы и разбитые колени составляют суть истории. Что бы люди ни искали в историях — пустого развлечения или практических знаний — только провалы и опыт их преодоления могут им дать то, что нужно.

***

Истории провалов, как известно, позволяют нам сопереживать — и очищаться через сострадание. Они обогащают нас бесценным опытом, которым обычно делятся только с приближенными.

Хорошая история провала вызывает доверие к ее автору — ведь никто же не будет привирать, чтобы показать себя с еще более невыгодной стороны. А доверие — это валюта, куда более ценная, чем рубль, доллар и даже кувейтский динар.

Честно говоря, я чувствую себя идиотом, доказывая вам, что истории исправления ошибок и преодоления трудностей лучше, чем истории безоблачных перелетов на острова успеха и блаженства. Это все равно что убеждать, будто обед в гастрономическом ресторане вкуснее и полезнее пайка в пластмассовой миске, который плюхают вам на откидной столик измочаленные стюардессы, работающие на маршруте Москва-Сочи.

«Я хотел добиться одного, а получил совсем другое — и вот что я понял про эту жизнь» — вот вам универсальная формула, которая лежит в основе любой отменной истории, будь это хоть пост в блоге, хоть роман-эпопея «Война и мир».

Внимание, вопрос: так почему же многие люди, в общем-то зная формулу, так часто упорно пытаются нахимичить что-нибудь по-своему и сделать все наоборот, лишь хвастаясь успехами?

Если бы мы с вами находились на 43 этаже Trump Tower и любовались крышами Манхэттена, я бы сказал, что рекламирование своих ошибок — это просто крайне контринтуитивный способ достижения успеха. Никто же не выпускает рекламу стирального порошка, чтобы рассказать, как он напортачил с «волшебной формулой».

Но мы-то с вами находимся в третьем Риме, финансовой столице мира, городе-герое Москва. Ну или где-то тут — в близких к ней культурных меридианах. Поэтому я скажу еще, что ко всему прочему окружающая нас среда крайне враждебно относится к тем, кто совершает ошибки.

Это на Западе многие уже сообразили, что провалы украшают резюме не хуже побед. У нас же по-прежнему считается, что, дабы быть на коне, надо оставаться безупречным.

Когда-то в журнале «Секрет фирмы», в котором я начинал свою писательскую карьеру, придумали рубрику «Работа над ошибками», посвященную неудачным кейсам в практике российского бизнеса. Искать героев для нее было сущей мукой: мало кому из российских бизнесменов хотелось «выставлять себя дураком». По большому счету, за десять лет мало что изменилось.

***

Как ни странно, причина в том, что мы просто никак не можем распрощаться с автократией как единственной формой общественного договора.

Ведь любая авторитарная власть сакральна — или как минимум пытается таковой выглядеть. А проводники божественной воли не ошибаются. Поэтому провалы для них недопустимы.

У сакральной власти не бывает поражений — только победы (пока все не заканчивается очень-очень-очень крупным, последним поражением).

Модель, предложенная властью, воспроизводится обществом, которое соглашается терпеть такую власть. Встретить руководителя частной компании, который признавал бы свои ошибки и ценил чужой отрицательный опыт, почти так же трудно, как политика, который был бы способен выйти на трибуну и рассказать, как он напортачил.

И, главное, мы и сами не ждем того, что политик что-нибудь такое скажет. Все понимают, что без ошибок жизнь не обходится, но никто не ждет, что об этом будут говорить вслух. Нам всем не хватает здорового отношения к неудачам.

Без признания того, что провалы неизбежны, нормальное развитие невозможно. Если ты безупречен, как ты станешь лучше? Если ты хочешь выглядеть безупречным, кто тебе поверит?

В общем, когда доходит дело до историй, люди пытаются добиться успеха, используя свои успехи. А делать, мистер Тиль, скажу я вам, надо ровно наоборот — особенно в России. Это именно то, к чему мы призываем всех, кто сотрудничает с «Мастерской историй».

Вместо успехов пропагандируйте свои провалы. Все, что в дефиците, ценится выше.

Источник

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля