Джон Уитни как пионер компьютерной графики и IBM 2250 как инструмент создания компьютерных видеоэффектов

в 13:13, , рубрики: Блог компании IBM, джон уитни, Железо, История ИТ, компьютерная графика, компьютеры, Настольные компьютеры

Джон Уитни как пионер компьютерной графики и IBM 2250 как инструмент создания компьютерных видеоэффектов - 1
Джон Уитни и Источник: hackpad.com

Задолго до начала активного распространения компьютерной графики в фильмах и мультиках, еще до основания компании Pixar сама компьютерная анимация существовала в зачаточной форме. Десятки лет назад никто не рендерил видеоряд на ПК, не было и смоделированных компьютером декораций.

Но в то время жил и работал человек, который сделал все это возможным. Речь идет о Джоне Уитни, пионере компьютерной графики. У него был довольно широкий круг интересов, и особенно ему хотелось узнать одно — можно ли при помощи компьютеров создавать произведения искусства, художественные работы. Вряд ли для кого-то из читателей Geektimes ответ «да» окажется сюрпризом. Джон Уитни смог реализовать свою идею, причем сделал это с размахом.

Уитни сначала работал с аналоговыми ПК (создавал он их самостоятельно). Наиболее известным его проектом в этом плане является спирографическая анимация (заставка) к фильму Альфреда Хичкока «Головокружение», созданная в 1958 году. Для разработки этой анимации он и его брат построили специальный компьютер, взяв за основу прибор управления зенитным огнем — предиктор Керрисона.

Джон Уитни как пионер компьютерной графики и IBM 2250 как инструмент создания компьютерных видеоэффектов - 2
Вот из этого был сделан аналоговый компьютер, который позволил добиться анимационной последовательности, известной многим по упомянутому выше фильму (источник: Wikipedia)

Уитни начал экспериментировать и с другими типами анимации, в результате ему удалось добиться многого. Механические его компьютеры позволили, к примеру, сделать это:

Такая графика была новой для своего времени, мало на что похожей. Спустя некоторое время Уитни стал работать в IBM, поскольку корпорацию заинтересовали его проекты. Это случилось в 1966 году. Возможности компании позволили Уитни начать работать уже с полноценными компьютерами, более того, с наиболее продвинутым на то время мейнфреймом линейки IBM System/360. IBM System/360 (S/360) — семейство компьютеров класса мейнфреймов, которое было анонсировано 7 апреля 1964 года. Это был первый ряд компьютеров, в котором проводилось чёткое различие между архитектурой и реализацией. Благодаря этой системе удалось создать полноценную визуализацию с аудиосопровождением. Мейнфрейм можно было обновлять, добавляя более совершенные модули.

Отметим, что дальнейшим развитием IBM/360 стали системы 370, 390 и System z (новейший представитель линейки — IBM z13s). Архитектура IBM/360 была настолько удачной, что стала де-факто промышленным стандартом вплоть до сегодняшнего дня
Спустя несколько лет Уитни стал создавать еще более совершенные анимации, наподобие этой:

Это видео было создано при помощи векторного дисплея. Здесь используется «гармоническая прогрессия» и арабская архитектура в качестве основы. С музыкой Manoochehr Sadeghi графика стала почти идеальным сочетанием видео и звука. Уитни также работал с одним из первых цифровых графических инструментов — IBM 2250. Здесь есть ЭЛТ монитор, цифробуквенная клавиатура, оптоволоконный световой стилус и программируемая клавиатура.

Джон Уитни как пионер компьютерной графики и IBM 2250 как инструмент создания компьютерных видеоэффектов - 3
Доктор Джек Цитрон за работой

На 2250 Уитни работал с модифицированным набором переменных и операторов для FORTRAN, который получил название GRAF (Graphic Additions to FORTRAN). GRAF был создан специально для него программистом Джеком Цитроном (Jack Citron). Уитни с успехом использовал новый софт в своих работах, в том числе в документальных фильмах для IBM.

С GRAF Уитни удалось собрать сложные визуальные паттерны в единую систему, в которую был добавлен цвет и даже звук. Работало это следующим образом:

1. IBM 2250 использовался для задания параметров последовательности изображений;
2. При помощи перфокарт производилось управление такой последовательностью с использованием модифицированной 35-мм камеры;
3. 35-мм негатив проявлялся, и графические последовательности обрабатывались, с добавлением цвета при помощи DIY-оптического принтера, созданного Уитни.

Техника развивалась, и Уитни создавал все более совершенные графические элементы:

Именно благодаря этому человеку мы получили компьютерную графику, ведь Уитни смог добиться признания компьютерной техники теми же художниками, которые теперь, пересев за ПК, стали называться уже графическими дизайнерами. Возможно, и без Уитни прогресс в этой сфере был бы заметен, но современный мир выглядел бы чуть по-другому, это несомненно так.

Автор: IBM

Источник


* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js