- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Основные проблемы использования видеосвязи в переговорных комнатах и их решение

В прошлый раз [1] мы подробно рассказали про различное оборудование видеоконференцсвязи для переговорных комнат.

В этой статье мы хотим рассказать про наиболее частые проблемы, возникающие при оснащении и использовании переговорных комнат. Очень часто они являются причиной низкой продуктивности переговоров.

Итак, давайте рассмотрим их подробнее:

  1. Акустические проблемы – все проблемы, связанные с качеством захвата и воспроизведения звука.
  2. Светотехнические проблемы – проблемы освещения, типа отделки интерьера, использования некачественных видеокамер.
  3. Коммуникационные проблемы – отсутствие приоритезации трафика видеосвязи на сетевом оборудовании, подключение ВКС терминала через WiFi/4G, нагрузка от пользователей сети.

Рассмотрим данные проблемы и их решения подробнее.

Акустические проблемы

Решение трудностей с восприятием голоса собеседников – первоочередная задача в проектировании переговорной комнаты под ВКС. Следствием этих проблем может стать плохая слышимость удаленных участников и неразборчивость их речи. Людям приходится не раз переспрашивать друг друга и просить повторить сказанное. Это ведет к дискомфорту общения, непродуктивности переговоров и быстрой утомляемости участников.

Наиболее часто встречаемые проблемы со звуком:

  1. Эффект эха – это ситуация, когда участник конференции вместе с речью удалённых оппонентов слышит свою речь. Эффект эха возникает вследствие того, что речь участников, воспроизведенная в динамиках удаленной стороны, возвращается через их микрофон. Для компенсации эха есть программные и аппаратные решения, называемые эхоподавителями. Эхоподавление – это процесс распознавания первоначально передаваемого сигнала, повторяющегося с некоторой задержкой, в переданном или полученном сигнале. Как только повторяющийся сигнал распознан, он удаляется путем его вычитания из переданного или полученного сигнала.

    Большинство программных клиентов видеосвязи (Скайп, Труконф и пр.) имеют в своих настройках либо встроенный программный эхоподавитель, либо автоматическую коррекцию чувствительности микрофона, для компенсации самовозбуждения.

    Основные проблемы использования видеосвязи в переговорных комнатах и их решение - 1

    Программное эхоподавление не всегда решает поставленные задачи, потому появляется необходимость в использовании более эффективных аппаратных эхоподавителей за счет наличия в них специализированных DSP-процессоров обработки аудио сигналов.

    Для малых переговорных комнат, например, отличным решением является профессиональный эхоподавитель Phoenix Audio MT107 [2]. Для больших переговорных комнат, когда необходимо микшировать несколько источников аудио сигнала (от двух до четырех), идеально подходит Phoenix Audio Octopus [3], который кроме всего прочего имеет встроенный аудио усилитель для акустической системы.

    Общая схема работы и подключения эхоподавителя на примере Phoenix Audio MT107 [2] показана на следующем рисунке:

    Основные проблемы использования видеосвязи в переговорных комнатах и их решение - 2

  2. Шумы. В нашем случае – это посторонние звуки, не имеющие отношения к речи докладчиков: техногенные шумы (кондиционеры, вентиляторы оборудования), шуршание бумаги, отодвигание стульев, покашливания и пр.

    Микрофоны для конференцсвязи ориентированы на человеческий голос, то есть на захват звуковых волн в определенном диапазоне частот. Резко возникающий шум выбивается из АЧХ человеческой речи, и система шумоподавления старается его вырезать из общего аудиопотока.
    Описанные выше решения: МТ107 [2] и Octopus [3], помимо эхоподавления, являются эффективными системами шумоподавления.

  3. Обратная акустическая связь. Если в переговорной комнате динамики расположены над микрофонами или направлены в их сторону, то при включении нескольких микрофонов с большой вероятностью будет наблюдаться наводка звука, потому что микрофоны будут усиливать звук, приходящий с динамиков, и самовозбуждаться.

    Для борьбы с этим локальным явлением применяют подавители обратной акустической связи [4].

    Принцип их работы заключается в следующем: подавитель обратной связи определяет, при каком уровне частот начинают возникать наводки и как только эти частоты резко “ползут” вверх, он их вырезает.

    Общая схема работы и подключения подавителя обратной акустической связи на примере DBX AFS2 [4] показана на рисунке:

    Основные проблемы использования видеосвязи в переговорных комнатах и их решение - 3

  4. Слабая слышимость. Складывается из двух факторов: использование недостаточно чувствительных микрофонов и систем озвучивания недостаточной мощности.

    Рассмотрим первый вариант на конкретном примере. В переговорной комнате установлен аппаратный терминал видеоконференций (Polycom, Cisco и пр.) с штатным микрофоном. Допустим, что его чувствительности не хватает на покрытие всех присутствующих в комнате людей, а аппаратный терминал не поддерживает подключение более одного штатного микрофона.
    Решением проблемы может стать подключение к терминалу ВКС микрофонов сторонних производителей через разъем mini-jack 3.5 мм, который есть в каждом терминале даже самых младших моделей.

    Это может быть конгресс-система проводная [5] или беспроводная [6]. Конгресс-система особенно актуальна, когда в комнате более 10 участников.

    Основные проблемы использования видеосвязи в переговорных комнатах и их решение - 4

    Вместо конгресс-системы посредством аудиомикшера к терминалу ВКС можно подключить систему настольных или потолочных микрофонов.

    Из настольных микрофонов для решения данной задачи подходят raven [7], которые подключаются к аппаратным терминалам через микшер и эхо/шумоподавитель [Octopus].

    Отличным рабочим вариантом потолочных микрофонов является Biamp Devio CR-1C [8], который состоит из потолочного микрофона высокой чувствительности и центрального блока.

    Системы озвучивания помещения недостаточной мощности дают слабую слышимость удаленных участников. Например, когда используются встроенные в телевизор динамики в помещении большого размера. По нашему опыту, встроенные телевизионные динамики целесообразно использовать в помещениях площадью не более 20-25 кв.м.

    В помещениях большего размера звук от телевизионных динамиков рассеивается по мере удаленности сидящих людей от телевизора. В этом случае рекомендуем использовать:
    Потолочные или настенные динамики [9] с аудиоусилителем.

    Встроенные в спикерфоны [10] динамики.

    В обоих случаях источник звука располагается ближе к людям и, следовательно, собеседников слышно лучше.

  5. Неблагоприятные акустические условия вследствие наличия в комнате большого количества звукоотражающих поверхностей, например, стеклянных стен, столов и других элементов интерьера.

    В этом случае для наилучшего захвата звука мы рекомендуем использовать конгресс-системы [11], т.к. они оснащаются микрофонами с узконаправленной диаграммой. За счет узкой направленности, микрофон [12] улавливает только голос докладчика, а все посторонние звуки, выходящие за границы диаграммы направленности, отсекаются.

    Также в подобных неблагоприятных акустических условиях хорошо себя зарекомендовали микрофонные массивы:

    • Audio Phoenix Condor [13] с интеллектуальной адаптацией уровня громкости голоса в зависимости от удаления докладчика от микрофонного массива.
    • Shure Microflex Advance MXA910 [14] с функциями автоматического микширования, коррекции частотности и снижения эхо-эффекта.

    Частично поглотить отражённый звук помогают архитектурные решения – тканевые жалюзи на окна, шумопоглощающее напольное покрытие, звукопоглощающие панели.

Свето-технические проблемы.

Сюда относятся ошибки проектирования переговорной комнаты, мешающие качественному захвату и отображению видео.

  1. Неправильное освещение. Не рекомендуется в помещении для ВКС использовать люминесцентные лампы и точечные светильники. Это приводит к неравномерному освещению и мерцанию изображения, получаемого с видеокамер. Второе иногда решается встроенным в профессиональные камеры ВКС [15] функционалом компенсации мерцания 50-60 Гц. Но зоны затемнения и засветки компенсировать функционалом камеры практически невозможно. В результате неправильного освещения, камера будет пытаться проработать то слишком тёмные участки, то засвеченные – это может привести к частой перефокусировке и смене общей яркости картинки.

    Решением подобных проблем является использование рассеянного света на базе светодиодных ламп, равномерно распределенных по потолку переговорной комнаты в зоне стола для переговоров.

    Также необходимо избегать заднюю или боковую подсветку, попадания солнечного света из окон на лица и в объектив камеры.

    Оценить навскидку качество освещения можно посмотрев на переговорную через камеру мобильного телефона в режиме видеосъёмки — это выявит основные проблемы с мерцанием света, резкой контрастностью и фокусировкой.

  2. Неоптимальные цвета интерьера и задний фон. Стена напротив камеры – немаловажная деталь в проектировании переговорной комнаты. На ней лучше разместить логотип компании и часы, показывающие местное время. В отделке комнаты лучше избегать пестрых цветов, чёрного и ярко белого цвета, сложных узоров в интерьере. Всё это может мешать камере фокусироваться, а участников отвлекать от докладчика.
  3. Неоптимальные устройства отображения и захвата видео. При проектировании средств отображения лучше исключить использование проекторов, так как они больше подходят для презентаций. Для того чтобы обеспечить необходимую яркость и контрастность, приходится приглушать свет в помещении. Тогда как при видеоконференции необходимо обеспечивать высокое качество картинки при хорошей освещённости помещения, которая требуется для качественного захвата видео. Учитывая эти требования, лучше всего использовать ЖК-телевизоры, видеостены [16] или интерактивные видеопанели [17].
  4. В качестве средства захвата видео рекомендуется использовать профессиональные камеры для ВКС. Они обладают необходимыми качествами для работы в переговорных комнатах и конференц-залах. Среди этих качеств высокая светочувствительность, функционал наклона/поворота/увеличения, встроенный функционал коррекции изображения, а также функция автоматического наведения видеокамеры на участников. Web-камеры лучше оставить для персонального использования, и уж тем более стоит избегать использования в переговорных комнатах камер встроенных в мобильные устройства или ноутбуки. Качество картинки с подобных камер сделает для Ваших оппонентов общение дискомфортным и неприятным. Те, кто принимал участие в подобной групповой конференции по Skype с ноутбука меня поймут. Понять кто из группы сейчас к Вам обращается практически невозможно – картинка нечёткая, голоса неразличимы. И это при том, что изображение транслировалось на 55-дюймовую панель в метре от стола.

Коммуникационные проблемы

Сюда относятся проблемы, связанные с каналом передачи видеоданных: недостаточная пропускная способность, большой уровень задержек пакетов, подключение по Wi-Fi, отсутствие приоритезации трафика и пр. Чем больше из следующих рекомендаций сможет обеспечить ваш сетевой администратор, тем лучшее качество видео вы получите.

  1. Использование беспроводного подключения по Wi-Fi. Терминал ВКС в переговорной комнате должен иметь проводное подключение к сети. Хотя на деле часто под столом в переговорной комнате не проведен сетевой кабель или для него не выведена розетка.
  2. Видео и аудио трафик критичен к задержкам пакетов данных в канале связи. Поэтому нужно обеспечить политику QoS, поместив трафик ВКС в отдельную подсеть или VLAN. Также нужно настроить приоритезацию и маркировку трафика ВКС, чтобы он передавался в первую очередь, а запросы от браузеров, почтовых клиентов и прочий не критичный к задержкам трафик имел приоритет ниже. Например, настроить приоритетную очередь (Priority Queue) для real-time трафика RTP, а также для трафика сигнализации, которая использует конкретные порты: 5060 UDP в случае [SIP] или 4307 [TCP], если вы используете TrueConf [18].
  3. Отказаться от ассимметричного подключения к Интернет в пользу симметричного. Асимметричное соединение, в том числе ADSL, когда входящая скорость значительно больше исходящей, может стать причиной плохого качества связи для ваших собеседников.
  4. Обеспечить высокую доступность и лучшую скорость соединения для сервера групповых видеоконференций или MCU. Исходящий трафик на сервере во время конференций значительно превосходит входящий. Поэтому имеет смысл размещать сервер в хорошем дата-центре с гигабитным интернет-каналом, подключив его к вашей VPN сети, чтобы гарантировать для всех участников конференции хорошее соединение с сервером. Кстати, программный сервер ВКС TrueConf [18] для этих целей имеет специальную версию в магазине приложений Amazon AWS Marketplace.
  5. Использовать современные решения для ВКС, т.к. они смогут быстро адаптироваться под меняющиеся условия соединения и смогут “пробить” NAT и Firewall.

Выводы

Не всегда удается спроектировать переговорную комнату “с нуля” на этапе её строительства. Часто переговорными комнатами становятся помещения смежные с общим офисным пространством или освободившиеся подсобные помещения со всеми их особенностями. Данная статья рассказала о способах решения наиболее часто встречающихся проблем.

Мы будем рады, если в комментариях к статье Вы поделитесь своим опытом или задачами, которые хотели бы решить, а мы сможем посоветовать Вам способы их решения.

Кроме этого, вы можете обратиться со своей задачей напрямую к автору данной статьи, Усиковой Татьяне usikova@unitsolutions.ru [19], и получить не только профессиональный совет, но и скидку на оборудование по промо-слову unitfix.

Автор: UnitSolutions

Источник [20]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zhelezo/255532

Ссылки в тексте:

[1] В прошлый раз: https://geektimes.ru/company/unitsolutions/blog/280990/

[2] Phoenix Audio MT107: http://unitsolutions.ru/speakerphones/226-sistema-shumopodavleniya-phoenix-audio-mt107e-hd.html

[3] Phoenix Audio Octopus: http://unitsolutions.ru/mixers/23-audiomiksher-phoenix-audio-octopus.html

[4] подавители обратной акустической связи: http://unitsolutions.ru/mixers/778-processor-podavleniya-obratnoj-svyazi-dbx-afs2.html

[5] проводная: http://unitsolutions.ru/block/824-blok-upravleniya-clevermic-cs-10u.html

[6] беспроводная: http://unitsolutions.ru/block/344-bkr-wcs-20m.html

[7] raven: http://unitsolutions.ru/widedirec/48-phoenix-raven.html

[8] Biamp Devio CR-1C: http://unitsolutions.ru/widedirec/858-devio-cr-1c.html

[9] Потолочные или настенные динамики: http://unitsolutions.ru/29-akusticheskie-sistemy

[10] спикерфоны: http://unitsolutions.ru/speakerphones/225-spikerfon-phoenix-audio-spider-mt503.html

[11] конгресс-системы: http://unitsolutions.ru/20-block

[12] микрофон: http://unitsolutions.ru/33-mikrofoni-dlya-konferenciy

[13] Audio Phoenix Condor: http://unitsolutions.ru/widedirec/343-phoenix-audio-condor.html

[14] Shure Microflex Advance MXA910: http://unitsolutions.ru/widedirec/864-potolochnyj-mikrofonnyj-massiv-microflex.html

[15] профессиональные камеры ВКС: http://unitsolutions.ru/6-ptz-camera

[16] видеостены: http://unitsolutions.ru/68-videosteny

[17] интерактивные видеопанели: http://unitsolutions.ru/77-displei-i-interaktivnye-paneli

[18] TrueConf: https://trueconf.ru/products/server/server-videokonferenciy.html

[19] usikova@unitsolutions.ru: mailto:usikova@unitsolutions.ru

[20] Источник: https://geektimes.ru/post/289175/