Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс

в 16:23, , рубрики: BMW, Железо, мультимедиа, навигация, метки: , ,

Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс
Доброго времени суток, уважаемые! Написать сей пост меня побудило обсуждение в одном из топиков, где люди выражали свое недовольство штатными навигационными комплексами многих автомобилей. В итоге, раз уж автомобильная тема получила на хабре такое развитие, затронем нави. В этой теме я попытаюсь поподробнее раскрыть суть работы подобных систем. И, коли уж я тесно работаю с BMW, возьму ее за основу.

Немного истории

Из 90-х

Для начала, как мне кажется, стоит отправиться назад в прошлое, чтобы увидеть, откуда есть пошла навигация.
Одним из первых автомобилей на европейском рынке, оснащенных штатной навигационной системой, была BMW 7-й серии (заводское обозначение е38). Компьютер мог похвастаться дисплеем с соотношением сторон 4:3, кассетной декой (веяние того времени) и достаточно неплохим по тогдашним меркам качеством отображения цветов. Стоит отметить уже тогда достаточно глубокую интеграцию c остальными функциями автомобиля, а именно радио, бортовой компьютер, опциональные тогда cd-чейнджер и тв-тюнер. Архитектурно все это хозяйство состояло из самого бортового монитора (на фото ниже)Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс,
радиомодуля BM24 и непосредственно навигационного компьютера MK1. Если более подробно остановиться на нем, то можно увидеть слот для навигационного CD-диска, а так же выделенный зеленой стрелкой отдельно расположенный GPS-модуль (сам антенный модуль+гироскоп).Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс
Это основа, заложенная в середине 90-х, являлась постоянной буквально до следующего века. Шли годы, менялись радиомодули, диагональ дисплея возросла до 6,5 дюймов с форматом 16:9, CD-диски уступили свое место носителям с картами на DVD, GPS полностью переехал в навигационный ЭБУ, но суть была той же. С пользовательской стороны же все по-прежнему управлялось кучей кнопок, правым энкодером на бортовом мониторе с ветвистыми подменю.

Начало двухтысячных

По этому же пути шли остальные автопроизводители пока в конце 2001 года не появилась новая «семерка» BMW…
Отличия со стороны железа? Да, у нас имелось радио, переехавшее в головное устройство, оптическая шина передачи данных, но для пользователя было важно совсем другое: большой монитор, расположенный в центре передней панели, который находился там на равных правах с комбинацией приборов и всего один, расположенный под рукой, управляющий элемент, — контроллер системы iDrive. Принцип меню был полностью переделан, получалась некая «роза ветров». Соответственно, для того чтобы попасть в тематический раздел (Навигация, Коммуникация, Климат и т.п.), нужно было сдвинуть контроллер в соответствующую сторону. А уж там, вращением и нажатием выбирать и подтверждать нужную функцию. Хорошая, казалось бы, идея была напрочь убита ужасной реализацией: пункты меню были запутанны, логика перемещений неестесвенна. Система базировалась на Windows CE. Аппаратная же реализация, насколько я помню, оставалась за Alpine.
Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс

Следующее обновление головных устройств произошло спустя смешные по автомобильным меркам два года. Оно привнесло смену операционной системы на VxWorks, интеграцию навигационного модуля в головное устройство. ЭБУ, имеющий название CCC (Car Communication Computer) стал чуть ли не первым блоком от BMW, содержавшим в себе большое количество реальных и виртуальных блоков (тюнер, аудио-контроллер, антенный модуль, шлюз обмена данными, базовую операционную систему и ее приложение). Здесь следует отметить постепенную интеграцию, при которой множество систем упаковывались в одну «коробку». Для пользователя же суть изменений свелась к упрощению основного меню до четырех пунктов против первоначальных восьми; появлению, наконец-то, кнопки «Menu», с помощью которой можно было вернуться в корень системы; а так же отсутствию необходимости лезть в багажник ради того, чтобы вставить диск с картой (привод теперь располагался в центральной консоли). Субъективное же сравнение говорило о несколько большей тормознутости системы, но несколько большем «юзабилити». К слову, поддержка такого популярного формата, как mp3 пришла только в 2005 году. Последующие улучшения добавили пикселей монитору и клавиш-закладок, на которые водитель мог повесить нужные ему меню или функции.
Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс

Настоящее

И вот, наконец, сентябрь 2008 года, новая «семерка» и новая нави aka CIC (Car Infortainment Computer) производства Harman Becker. По сравнению с тем, что было раньше, это настоящий «вау»! Дисплей с HD-разрешением 1280х480, операционная система на основе QNX, размещенная на жестком диске объемом 80 гб. Главное же, качественно иная система навигации с 3d-прорисовкой, возможность записи своей музыки на жесткий диск (а точнее выделенный 12-гигабайтовый сектор) и воспроизведение DVD-видео. Контроллер обзавелся шестью дополнительными клавишами быстрого доступа, что, вкупе с полной переработкой меню и более быстрым процессором добавило системе скорости. Так же, автопроизводитель сделал очередной шаг в борьбе с пиратством. Парой абзацов выше можно было увидеть, что навигационные карты распространялись на CD/DVD. Естественно, даже 5-7 лет назад сделать его копию не составляло никакого труда. Решение от BMW? Раз уж навигационные данные переехали на встроенный накопитель, они защитили его так называемым FSC (Freischalt Code). Грубо говоря, это так называемый ключ, которым защищается карта, которую хочет купить клиент. Теперь диски, это просто диски, и производитель продает их по самой обычной цене, вместо этого зарабатывая по 200 евро за набор цифр и букв, которые клиент должен будет ввести для обновления карты.
Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс

Штатные навигации на примере BMW, краткий экскурс

К слову об очередных парадоксах: жесткий диск в этом блоке — ноутбучного форм-фактора 2,5" с интерфейсом IDE. С чем это связано — тайна для меня. Так же, большинство клиентов марки интересует, почему они не могут слушать музыку с внешнего носителя, а лишь только сохранять на HDD, почему нельзя смотреть видео и пр. Ответ в данном случае прост: большинство возможностей, отсутствующих в функционале встроенного блока предусмотрены в качестве опций. И ни один производитель не даст слушать музыку с айпода в «базе», если это можно продать как отдельную опцию за отдельные деньги.

Еще?

Что дальше? Дальнейшая интеграция, встроенные в головное устройство телефонные модули, внешние usb, а так же более плотная интеграция с телефонами и смартфонами (доступ в интернет, локальный поиск Google, BMW Apps и прочая). Надеюсь, у меня будет возможность вам об этом рассказать.

Автор: Th3CaT

Поделиться

* - обязательные к заполнению поля