- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Почему Почта России продаёт WMZ по 38 рублей или как найти новость «под ногами»

Приветствую, гиктаймяне!

Нас на Roem.ru часто спрашивают: «Как вы находите новости, которых ни у кого нет? Вам, наверное, их приносят?» (например, вчера мы опубликовали текст о том, что Почта России продаёт WMZ по 38 рублей [1], позавчера о том, что Николай Заярный, основатель стартапа Eviterra.com, громко закрывшегося в начале 2014-го года, объявлен в федеральный розыск [2])

Почему Почта России продаёт WMZ по 38 рублей или как найти новость «под ногами»

Если бы новости нам приносили, это, конечно, было бы неплохо. К сожалению, жизнь устроена немного сложнее: публикуя лишь то, что «приносят» издание достаточно быстро отстает от конкурентов, которые ещё и сами что-то находят, теряет имя, аудитории и, в конечном итоге, идёт к краху.

Есть несколько вполне рабочих техник, помогающих обеспечить своё издание претендующее на освещение бизнес-вопросов «мясом» — новостями, ради которых к вам будут ходить.

Нацеленность на то, что вы напишете вещь, которой ни у кого нет

Этот пункт важен по той причине, что как только вы начинаете писать что-то, чего ни у кого нет, причём на уровне анализа бизнеса чуть более высшем, чем «диванная аналитика», вы тут же получаете в качестве аудитории сотрудников компаний из той сферы, про которую вы пишете.

При этом «то, чего ни у кого нет» это не обязательно какой-то суперэксклюзив, добытый с риском для жизни в ночной засаде, когда вы с фотоаппаратом сторожите Аркадия Воложа и Михаила Рогальского на выходе из ресторана после подписания договора о продаже Auto.ru компании «Яндекс» [3], вовсе нет. На самом деле, это могут быть более простые вещи, появляющиеся практически из воздуха, как кажется стороннему наблюдателю

  • Обобщение нескольких событий («Яндекс» купил несколько крупных медиапроектов и рекламную сеть AdFox — есть причина, по которой это сделано, об этом можно написать)
  • Вербализация общеизвестных, находящихся на виду фактов — «Король-то голый!». «Avito.ru запустил новую рекламную кампанию на ТВ», «Трафикогенерация „Яндекса“ в сентябре ставит рекорды». Ценность здесь вы можете обеспечить тем, что возьмёте комментарии участников рынка: они, зачастую, интересны другим игрокам.
  • Конверсия темы из других областей. Например, чисто финансовая новость «ЦБ борется с обналичиванием по всей стране» [4] даёт сигнал интернет-компаниям, хитрящим с налогами, о том, что надо обеляться, рано или поздно заставят. С учётом того, что фонд оплаты труда у айтишников занимает существенную долю в расходах, тема налогов всегда является очень болезненной

«То, чего ни у кого нет», может быть не только информацией, которая раньше нигде не публиковалась, но и взглядом на уже известные события со стороны участников рынка, о котором вы пишете.

Вы должны понимать устройство бизнеса «своих» ньюсмейкеров

К сожалению, практически ничего из вышеизложенного списка вы не сможете применять на практике, если не будете понимать, что и как устроено в реальной жизни.

Мне в этом смысле было легко: я являюсь учредителем компании ООО «Роем», которая делает Roem.ru и её гендиректором. Как правило, это ситуация редкая: задача редактора это, типа, только тексты. Безусловно, что административные обязанности отнимают у меня заметное время, однако именно благодаря им я более-менее могу разбираться в том, что лучше, онлайн-бухгалтерия или 1С из коробки, какие налоги платятся на сотрудников и как меняется отношение государства к налогообложению бизнеса.

Понятно, что этот путь можно рекомендовать не всякому, но здоровое любопытство, общение с ньюсмейкерами не только по рабочим вопросам, но и «за жизнь», вполне способно сформировать у журналиста куда более подробную картину окружающего мира. Если даже не личное общение, то хотя бы чтение интересных блогов, хороших изданий и интересных комментаторов на них. А лучше и то, и другое

При этом надо понимать: вам всегда будет куда стремиться в познании. Вы находитесь снаружи бизнеса о котором вы пишете, а не внутри, вы всегда будете понимать происходящее хуже чем инсайдер. Если вам кажется, что вы всё поняли — вы ошибаетесь. Или перед вами ньюсмейкер о проекте которого не стоит писать. Такое иногда тоже случается.

Постоянное слежение за новостным фоном, происходящими событиями. И за собой

Журналисту важно не только писать, но и читать: восполнять коробочку знаний об окружающем его мире. Иначе он не сможет находиться на переднем крае информационного фронта

Один из самых лучших IT-журналистов России Павел Кушелев, рассказывал мне, что он тратит в день, целенаправленно, на чтение новостей, по паре часов. При этом неизвестно, когда всё это прочитанное ему пригодится и в какой степени: может быть через неделю, может быть через полгода.

Из этого есть ещё один вывод: журналисту важны когнитивные способности мозга [5], прочитанное желательно удерживать в памяти, чтобы понимать, о чём говорить с ньюсмейкерами. Курение и алкоголь ведут к сокращению продуктивной карьеры, не говоря уже о краткосрочных последствиях.

А уже упоминавшиеся новости о WMZ за 38 рублей и сообщении, о розыске Николая Заярного, родились из похода на почту, где я обратил внимание на агитку о продаже карточек WebMoney и из чтения Facebook, где я не постеснялся сказать юристу Заярного [6], что тема нам интересна.


Разумеется, всё вышеизложенное — не свод догм, которых необходимо придерживаться. Более того, и их соблюдение не гарантирует успеха в профессии. Но я надеюсь, что вы чуть лучше будете понимать работу СМИ и сделаете чуть меньше ошибок и при написании о ком-то и при прочтении статей, имеющих отношение к вашей профессиональной предметной области. Не стреляйте в журналистов — они действительно работают так, как умеют.

Если есть какие-то вопросы по теме, я готов ответить в комментариях.

Автор: sinodov

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/zhurnalistika/71665

Ссылки в тексте:

[1] Почта России продаёт WMZ по 38 рублей: http://roem.ru/2014/10/14/russianpost109572/

[2] объявлен в федеральный розыск: http://roem.ru/2014/10/13/addednews109474/

[3] о продаже Auto.ru компании «Яндекс»: http://roem.ru/2014/06/16/rogalsky_krasava101364/

[4] «ЦБ борется с обналичиванием по всей стране»: http://www.kommersant.ru/doc/2586088

[5] мозга: http://www.braintools.ru

[6] сказать юристу Заярного: https://www.facebook.com/Ilya.S.Novikov/posts/10202169450117520?comment_id=10202170292298574&offset=0&total_comments=7

[7] Источник: http://geektimes.ru/post/240270/