- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Я давно пытаюсь осмыслить вопрос работы венчурного рынка, рынка акций:
почему стоимость акций растет?
почему инвесторы продолжают вкладывать деньги в компании, которые не приносят прибыли (с мультипликаторами [1] 20+)?
почему люди вообще верят в эти компании?
Получается так, что всё это некий займ у будущего – впоследствии купят еще дороже (даже если компания все также не приносит прибыль). Кажется, что это и есть самый настоящий пузырь, на рынке VC в особенности.
Если вдуматься, то VC - это та институция, которая позволяет прорывным технологиям и бизнес моделям получить инвестиции на развитие и поддержку, улучшить жизнь людей (иначе зачем слайд «проблемы» каждой презентации инвесторам + то, что такие компании могут дать ROI от 10 до 50Х это приятный бонус для инвесторов).
Однако, по статистике, большинство IT проектов в VC сейчас – это B2B SaaS [2] модель, которая зарекомендовала себя на примере гигантов и сейчас активно создаются компании like Uber, like AirBnB, различные маркетплейсы (например, Ozon). В случае с такими компаниями фондам нужно просто смотреть на модель и понимать: сколько вы готовы сжечь денег, чтобы ваша портфельная компания долго существовала и привлекала новых пользователей. Так как KPI портфельных компаний это: new paid users, retention, оценка компании – все эти метрики можно бесконечно улучшать, просто направив большой денежный поток на маркетинг и ФОТ топовых сотрудников.
К каким тенденциям может это привести:
VC одумаются и уйдут в сегмент DeepTech с полным осмыслением проекта, в который они инвестируют: реально ли он нужен, достойна ли эта инновация и конечный продукт жизни, или это просто хайп ничем не подкрепленный (например, Theranos [3]).
В этом случае IT проекты просто будут финансироваться другими институциями: банки, инвестиционные фонды, пенсионные фонды – те, у кого просто много денег. Интересно заметить, что процесс VC, особенно скоринг и DueDill [4]может получить большую автоматизацию: смотреть нужно только на цифры модели и на размер объема средств, который фонд готов потратить, то есть по сути оценивать стандартные IRR [5], рынок проектов по типу SaaS и маркетплейсов перестанет быть венчурным.
Модель развития фондов Rolling fund - это когда чеки небольшие, деньги от инвестора берутся по факту, а опытное управление и реальная аналитика позволяют вкладывать в проекты реально востребованные. Идеально было бы сделать Rolling fund for Venture Building, когда по сути инвесторы по подписке инвестируют в создание новых проектов с 0.
VC будут продолжать делать синдикаты с огромными оценками даже на ранних стадиях в надежде, что такой задел покажет будущим инвесторам, что и им также необходимо будет инвестировать в эту компанию. Вечный вопрос: кто тот последний инвестор, и нужна ли / жива ли будет такая портфельная компания с огромным мультипликатором, раундом?

То есть ситуация выглядит примерно так: фонды борются, чтобы попасть в синдицированные сделки с более крутыми фондами, чтобы потратить огромное количество денег в раннем раунде, чтобы дать команде деньги для печки, и она с таким ресурсом чисто за счет маркетинга смогла бы отвоевать долю на рынке, новых клиентов. Теряется тот самый sense венчура, когда он может дать деньги команде, потому что поверил в нее, потому что продукт был сделан для реальных потребителей и несет реальную ценность: решает боль, а не “nice to have”.
Если рассмотреть ситуацию для уже публичных компаний, то можно воспользоваться такой статистикой [6].
Можно смотреть на столбцы EBITDA (как много неприбыльных компаний) и соответствующий столбец оценки (можно Q2 по 2021). Кроме того, если посмотреть на средние мультипликаторы в группе, то для маркетплейсов это в среднем 10Х, но отдельные компании и правда имеют огромные мультипликаторы (25, 30, 48Х).

Из данной таблицы также можно обнаружить, что, например, такая известная и быстрорастущая компания как Groupon в настоящий момент убыточна, точно также как и OpenDoor – огромный по масштабу сервис. Еще интересен показатель DraftKings, которая при мультипликаторе 22х сжигает большое количество денег (маржа -115%). Далее «классические и непобедимые» Uber и Lyft (9x против маржи по EBITDA -40% и -80% соответственно). Очень интересна ситуация с опытным игроком на рынке ecom в России - это Ozon: GMV [7] Ozon растет в 3 раза быстрее рынка, при этом вся валовая прибыль съедается расходами на логистику.

От такой модели завышенных оценок и большого количества burn rate страдают и конечные потребители услуг таких стартапов, а также их контрагенты. Ведь, чтобы привлечь пользователей, компаниям часто приходится продавать им услуги ниже рынка, иногда ниже себестоимости, порой уходя в глубокий минус: UBER с дешевыми ценами, после того как масштабировался, стал практически регулятором в цене за перевозки (что вышло не в пользу частных водителей и таксопарков, и даже не всегда в пользу пассажиров – без UBER цена на поездку могла быть ниже сама по себе).
Другим примером проекта, который до сих пор не в лучшем положении – это DoorDash , который в начале субсидировал до 30% стоимости продуктов поставщикам и доставлял их клиентам по цене, ниже чем у поставщика. В настоящее время многие сервисы по доставке еды и продуктов в США [8] начинают поднимать стоимость своих услуг и до сих пор верят, что сетевой эффект сработает. Подмечу, что жесткий демпинг цен может разорить компании, которые честно старались делать бизнес: NextSpace хорошо чувствовала себя на рынке, до того как пришел WeWork - начал занижать цену, обанкротил NextSpace, а затем и сам загнулся.

Здесь можно подробнее обозначить, что ранее VC помогали в масштабировании и росте стартапам, а сейчас все чаще вливают деньги для того, чтобы когда-нибудь сошлась unit-экономика: то есть компании очень долго продают что-то в убыток для себя ниже себестоимости, наращивают долю на рынке, а затем верят, что при большой выручке и дополнительных инвестициях они могут так изменить технологические процессы, чтобы экономика сходилась.
Из отчета PitchBook [9] можно сделать вывод о том, что количество раундов (более 100млн$) выросло за 10 лет в 12 раз, а общее число сделок выросло в 2 раза. То есть получается, что тенденция заливать Венчур капиталом, действительно, наблюдается. И скорее всего, отсюда нельзя сделать вывод, что инвесторы не рады этому, ведь, чем выше оценки в начале, тем они еще выше в конце (то есть все хотят тратить больше денег с верой в то, что в будущем кто-то также будет верить в такую модель и поучаствует в раунде по более высокой оценке).
Сравнивая «компании с заделом на будущее» и реальные прибыльные уже сейчас компании, можно привести классический пример компании TESLA, мультипликатор которой по EBITDA равен 134Х [10], учитывая факт, что капитализация Тесла больше чем суммарная капитализация таких концернов, как Ford, Volkswagen, BMW, Nissan, а суммарная выручка этих компаний превышает выручку Тесла раз в 40. Volkswagen продал более 5 миллионов автомобилей в 2020 году, а Тесла около 500 тысяч – эти цифры могут говорить сами за себя.
Еще на сегодняшний день можно в явном виде обнаружить, насколько спекулятивна цена на акции компании, когда такие сообщества как Reddit могут путем использования мнений разгонять оценки и стоимость акций любых компаний в 5-8 раз (Gamestop или повышение стоимости акций компании в процедуре банкротства Hertz).
В защиту проектов, фондов и ситуации на венчурном рынке, хочется заметить, что такие высокие оценки и большой размер ранних раундов могут быть оправданы множеством гипотез, которые необходимо тестировать и на что нужен капитал. В подтверждение этих слов можно привести кейс китайской EdTech-компанией GSX Techedu, поднявшей 50 млн$, которая впоследствии поняла, что нужно делать пивот, и компания по первоначальной идее не отвечает правильности бизнес модели (интересный факт, что инвесторы вложились в компанию, в которой в итоге сами фаундеры отказались от первоначальной идеи).
Еще один конкретный кейс стартапа, в подтверждение слов о пузыре на Венчурном рынке, - это компания GinkGo, которая создает бактерии под заказ. Их инвестиции - это около 800 млн $, и оценка при выходе на биржу через SPAC около 23 млрд $, а затем вышел отчет известной компании [11], в котором говорится о сути бизнеса GinkGo: за счет огромных оценок и инвестиций у компании достаточно ресурсов, чтобы создавать фейковые фирмы и самой у себя принимать заказы на изготовление бактерии, таким образом увеличивая базу клиентов.
Приближаемся к кульминации того, как же сейчас можно заработать на VC без реального проекта. Здесь можно было бы разобрать кейс компании Nikola, которая без выручки и без продукта уже имеет оценку 4 млрд $, но лучше представить абстрактный проект:
Пусть мы соберем команду из выпускников лиги плюща [12] в возрасте 27-32 года из троих человек: один из которых победитель олимпиад по программированию, крутой специалист в ML и DS, другой 8 лет проработал в стратегическом консалтинге, третий имеет 2 неудачные попытки создания стартапов. Для полноты картины нам нужен 1 дружественный инвестор с желанием проинвестировать 3-4 млн $ (мы ему обещаем ROI = 4Х в течение года). Теперь продукт – пусть это будет B2B Saas, платформа которая определяет некий индекс поведения лидов на сайте и чем выше этот индекс, тем больше конверсия. Продавать мы такой Saas будем по подписке всем, у кого канал привлечения digital, ориентируясь на наш индекс, и рекомендации компании смогут увеличивать конверсии. Далее эта группа товарищей обращается к консультантам, которые в кремниевой долине за 10-15к $ разработают им полностью pitchdek и научат правильно отвечать на вопросы инвесторов и фондов, еще 30к $ уйдет на Investment memo и сбор необходимой статистики по рынкам, типам монетизации, сходимости экономики. Дальше проводим первый раунд с дружественным инвестором и на 50% инвестиций создаем фейковые сайты в большом количестве, которые платят нам же подписку. На остальные 50% генерим MVP [13] и органических пользователей.
А что в итоге? – Продукт индекса из-за большого количества метрик маловероятно реализуется, но есть ощущение, что он может получать большое количество огромных оценок, расти количественно, затратив деньги на маркетинг просто потому что основатели – крутые ребята, потому что продукт на хайпе больших данных, потому что какой-то первый инвестор уже проинвестировал 3 млн в pre-seed. Такая же история была с Theranos, которую я уже упоминал. Но на самом деле получить первые деньги от инвестора - это как вложить кучу денег в маркетинг (привлечение пользователей), а есть также масштабирование бизнеса и привлечение новых раундов инвестирования на масштабирование, но чтобы перейти от шага исследования внешних данных к развитию продукта на основе продуктовых данных необходимо развивать Data Driven подход - в своем канале (Data New Gold [14]) я как раз буду затрагивать вопросы стартапов и применения аналитики в развитии продуктов в бизнесе. Буду рад, если вся моя история - вымысел, но пока оценки и будущее компаний с высоким рейтингом свидетельствует о том, что прописанный мной выше кейс вполне возможен.

Автор: Камчаткин Владимир
Источник [15]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/analitika/371845
Ссылки в тексте:
[1] мультипликаторами: https://journal.tinkoff.ru/multilplicator/
[2] SaaS: https://en.wikipedia.org/wiki/Software_as_a_service
[3] Theranos: https://en.wikipedia.org/wiki/Theranos
[4] DueDill : https://en.wikipedia.org/wiki/Due_diligence
[5] IRR: https://www.investopedia.com/terms/i/irr.asp#:~:text=The%20internal%20rate%20of%20return,a%20discounted%20cash%20flow%20analysis.&text=It%20is%20the%20annual%20return%20that%20makes%20the%20NPV%20equal%20to%20zero.
[6] статистикой: https://miro.medium.com/max/1234/1*p4A3L0pQQsxxsfrJksTDEg.png
[7] GMV: https://finance.rambler.ru/markets/47390056-chto-takoe-gmv-obyasnyaem-prostymi-slovami/
[8] сервисы по доставке еды и продуктов в США: https://www.foodandwine.com/news/delivery-app-prices-higher-fees-2021-pandemic
[9] PitchBook: https://pitchbook.com/news/articles/2020-vc-in-charts
[10] 134Х: https://finbox.com/NASDAQGS:TSLA/models/ebitda-multiples
[11] компании: https://scorpioncapital.s3.us-east-2.amazonaws.com/reports/DNA1.pdf
[12] лиги плюща: https://trends.rbc.ru/trends/education/5d7baba39a79473b20d97344
[13] MVP: https://en.wikipedia.org/wiki/Minimum_viable_product
[14] Data New Gold: https://t.me/data_new_gold
[15] Источник: https://habr.com/ru/post/649893/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=649893
Нажмите здесь для печати.