- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

RTCP как инструмент администратора телефонии

Каждый, кто занимался организацией телефонии, сталкивался с фразой «Плохая связь!».
А что такое «плохая связь»? С одной стороны это субъективный параметр, с другой стороны это вполне конкретные цифры. Полагаться на субъективные оценки пользователя мы не будем, потому что это не «тру». Попробуем оценить качество связи вполне конкретной цифрой.

image

Итак, как оказывается, за нас уже все придумали, нам лишь нужно взять инструмент в руки и адаптировать его под себя. Нам понадобиться Asterisk версии старше 11 и умение немного программировать. Краткая справка от вики:

RTCP (англ. Real-Time Transport Control Protocol — протокол управления передачей в реальном времени) — протокол, используемый совместно с RTP. Протокол описан в RFC 3550,[1]. RTCP базируется на периодической передаче управляющих пакетов всем участникам сессии, используя тот же механизм рассылки, что и для пакетов данных.

Протокол RTCP используется для передачи информации о задержках и потерях медиа-пакетов, джиттер-буфере, уровне звукового сигнала. Также передаются метрика качества сигнала (Call Quality Metrics) и Echo Return Loss.

Начиная с 11 версии, астериск через AMI присылает событие RTCPReceived и RTCPSent. Наиболее интересно для нас RTCPReceived, поскольку оно несет важную для нас информацию.

Выглядит оно так:

Event: RTCPReceived
privilege: reporting,all
sequencenumber: 23177
file: manager.c
line: 1696
func: manager_default_msg_cb
channel: SIP/MainAsterisk-0000113f
channelstate: 6
channelstatedesc: Up
calleridnum: 79914099
calleridname: RC
connectedlinenum: unknown
connectedlinename: unknown
language: ru
context: TO_REGION
exten: 680000130
priority: 1
uniqueid: 1481711487.11714
linkedid: 1481711487.11714
to: Адрес астериска:12611
from: Адрес пира:14555
rtt: 0.0272
ssrc: 0x73f52b22
pt: 200(SR)
reportcount: 1
sentntp: 1481712636.17532474232832
sentrtp: 9159680
sentpackets: 57246
sentoctets: 9159360

report0sourcessrc: 0x3098e4b3
report0fractionlost: 0
report0cumulativelost: 0
report0highestsequence: 7177
report0sequencenumbercycles: 1
report0iajitter: 3
report0lsr: 2726085614
report0dlsr: 0.0590

Интересные для нас поля:

channel — имя ассоциированного канала
from — IP удаленного пира
rtt — «задержка», точнее круговая задержка [1]
sentpackets — колличество отправленых пакетов
sentoctets — колличество байт отправленых
report0cumulativelost — количество потерянных пакетов, с начала сессии

Схема хождения пакетов RTCP:

image

R-Фактор lite

Конечно, интересно получить итоговое качество канала в виде %. Для этого есть два параметра:

R-фактор и MOS. Более подробно ознакомиться сними можно тут [2]

Вычислить их точно мы, конечно же не можем, но можем сделать свою lite-вресию.

Общий алгоритм вычисления может выглядеть так:

— Считаем максимальную задержку (RTT) на всех плечах и берем за аксиому, что проблемы со слышимостью начинаются при 1000 мс.
— Считаем процент потерь (максимальный) и берем за аксиому, что при 40 процентах качество связи не приемлемое.

Итого, вычисление R-фактора может выглядеть так:

R=100-(MaxRTT/10+2*MaxLostPackets)

Оценка:

80-100% — хорошее качество звука
60-79% — удовлетворительно
<60% — Качество звука ужасное

Где применить?

На данный момент «играемся» с этим. Была написана программа для визуальной оценки.
Кроме того есть в планах вычислять автоматически для каждого звонка и класть в CDR дополнительным полем, что позволит оценить не только качество определенного звонка, но и направлений в целом в разрезе временных периодов.

Ссылка на программу [3]
Проверенно для Asterisk 13, будет ли работать в младших версиях — не знаю.

UPD:

Как положить вычисленное значение в CDR?

На самом деле тут все проще, чем кажется. Не нужно делать интеграцию в своем скрипте или программе с базой данных и делать UPDATE.
Достаточно после каждого вычисления R-фактора через тот же AMI интерфейс установить канальную переменную:

Action: Setvar
Channel: Имя канала, для которого вычислили R-фактор
Variable: CDR(r-factor)
Value: Значение, которое вычислили

И если в таблице CDR, есть столбец r-factor, оно заполниться этим значением. Кончено же, в эту переменную лучше класть усредненное значение за весь звонок.

Автор: xomiakba

Источник [4]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/asterisk/221536

Ссылки в тексте:

[1] круговая задержка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0

[2] можно тут: http://www.tamos.ru/htmlhelp/voip-analysis/mos_rfactor.htm

[3] Ссылка на программу: https://sourceforge.net/projects/rtcpviewer/

[4] Источник: https://habrahabr.ru/post/317746/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=best