- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Авария «Прогресса»: предварительные итоги

Авария «Прогресса»: предварительные итоги - 1
Пуск РН «Союз-У» с ТГК «Прогресс МС-04» 1 декабря 2016 года. Фото: Роскосмос

1 декабря 2016 года российская аэрокосмическая отрасль пережила 11-ю неудачу с 2010 года: на этот раз был утерян транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04» [1]. По сообщению [2] Роскосмоса, пуск ракеты-носителя «Союз-У» с транспортным грузовым кораблем «Прогресс МС-04» с космодрома Байконур прошёл штатно 1 декабря в 17:51 по московскому времени. После 382-й секунды полета приём телеметрической информации прекратился. Штатные средства контроля не зафиксировали функционирование корабля на расчётной орбите.

По предварительной информации, в результате нештатной ситуации потеря ТГК произошла на высоте около 190 км над труднодоступной безлюдной гористой территорией республики Тыва неподалёку от границы с Монголией, и большинство фрагментов сгорели в плотных слоях атмосферы. Сейчас государственная комиссия проводит анализ сложившейся нештатной ситуации. В горах начался поиск обломков.

Причины аварии: опять засорение трубопровода?

Государственная комиссия, расследующая аварию ракеты-носителя «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс МС-04», в качестве основной версии выдвинула прогар двигателя третьей ступени ракеты [3].

Источник в ТАСС сообщил, что авария могла быть вызвана засорением трубопровода: «Телеметрия сейчас обрабатывается, но в связи с тем, что похожая авария уже имела место в прошлом, причиной может быть засорение трубопровода, что привело к преждевременному выключению двигателя», — сказал он.

Судя по всему, слова о «похожей аварии» относятся к падению грузовика «Прогресс М-12М», которое произошло 24 августа 2011 года на участке работы третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Тогда спустя пять дней была объявлена причина нештатной работы двигателя РД-0110 третьей ступени РН «Союз-У»: нарушение условий функционирования газогенератора. После анализа телеметрии комиссия решила, что к нарушению условий работы и снижению параметров двигателя и его аварийному выключению привело уменьшение расхода горючего в газогенераторе вследствие засорения тракта его подачи. По мнению членов комиссии, выявленный производственный дефект был признан случайным.

В то же время, независимые эксперты ракетно-космической отрасли считают [4], что подлинную причину аварии «Прогресса» невозможно установить из-за отсутствия телеметрических данных и обломков ракет.

К расследованию причин аварии подключились [5] специалисты Воронежского механического завода (ВМЗ), на котором был собран двигатель РД-0110 третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». Разработчиком двигателя является воронежское КБ «Химавтоматики».

«Мы работаем по ситуации в соответствии с теми событиями, которые совершились… Мы работаем, как и вся страна. И переживаем за событие, которое совершилось», — сказал исполняющий обязанности замдиректора по качеству ВМЗ, начальник отдела технического контроля Юрий Вавилов.

«Вероятнее всего, по итогам расследования в очередной раз будет констатирован выявленный факт некачественной сборки двигателя РД-0110, а стендовое моделирование, которое будет проведено после анализа имеющейся телеметрии, покажет, какой именно компонент двигательной установки был сделан с нарушениями, — сказал [6] РИА Новости источник в космической отрасли. — Вероятно, за этим последуют некие кадровые решения, а все готовые двигатели, в том числе, уже установленные на ракеты-носители типа «Союз», необходимо будет снимать, доставлять на предприятие, повторно тестировать, устранять возможные недочеты при сборке, что приведет к очередному переносу намеченных запусков».

Поиски обломков

Некоторые жители Сут-Хольского и Дзун-Хемчикского районов Тувы 1 декабря около 22 часов видели яркую вспышку, сопровождавшуюся грохотом.

Обломки корабля и ракеты-носителя необходимо найти, чтобы чётко установить причины аварии и претендовать на получение страховых выплат от российского страховщика. Поэтому на территории Тывы сразу были организованы поиски обломков [4] с участием работников экстренных служб Республики Тыва, пожарных гарнизонов МЧС.

По первой предварительной информации, фрагменты грузового корабля упали в километре от села Иштии-Хем в Улуг-Хемском районе [7] (координаты центра села 51°19′16″ с. ш. 92°28′18″ в. д. [8]). В первую очередь, экстренные службы выдвинулись в этот район. Вот как местность в километре вокруг села выглядит на спутниковых фотографиях.

Авария «Прогресса»: предварительные итоги - 2

Авария «Прогресса»: предварительные итоги - 3

Утром 2 декабря МЧС Тувы обследовало территории вокруг четырёх населённых пунктов республики в Улуг-Хемском, Чаа-Хольском и Сут-Хольском районах.

Дополнительно глава Республики Тыва Шолбан Кара-оол поручил местным жителям на территории Улуг-Хемского района проверить пастбища и стоянки чабанов на предмет падения обломков «Прогресса».

В Центре управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Тыва организована [9] оперативная группа из шести человек и одной единицы техники. Оперативная группа принимает звонки граждан на телефон доверия — и проверяет полученную информацию, выезжая по указанным координатам, где запускают беспилотные летательные аппараты. На данный момент группа работает безрезультатно, ни один звонок не подтвердился, и обломки пока найти не удалось.

Сотрудники МЧС сообщили, что обломки будут искать теперь не только в Улуг-Хемском районе, но и в Пий-Хемском. Туда тоже несколько раз выезжала оперативная группа спасателей.

«Был определён район возможного падения обломков на общей площади 300 квадратных километров на территории Тувы, Хакассии и Красноярского края. Обследование наземными группами завершено, места падения фрагментов не зафиксированы», — сказал [10] источник в силовых структурах Тувы.

Район поисков находится в гористой местности, куда очень трудно добраться. На данный момент поиски временно прекращены до 3 декабря. В субботу операция возобновится. К поискам подключат радиотехнический батальон ПВО Минобороны РФ, подразделения которого расположены на территории Тувы.

Потерянный груз будет сложно возместить

Потеря грузового корабля не скажется [2] на нормальном функционировании систем МКС и жизнедеятельности экипажа станции, заявила пресс-служба Роскосмоса.

«Прогресс МС-04» должен был доставить на МКС около 2,5 тонн различных грузов: топливо для дозаправки МКС, воду и воздух для космонавтов, научное оборудование и комплектующие, контейнеры с продуктами питания, одежду, медикаменты и средства личной гигиены, аппарат для производства «кефира» в условиях невесомости, а также угощение и фрукты к новогоднему столу.

Это не первая потеря грузового корабля, которые везёт груз на МКС, и потеря большей части груза действительно не является критическим событием — эту потерю вполне могут возместить японские и американские грузовые корабли. По оценкам экспертов [11], на МКС запасов хватит до апреля 2017 года, даже если экипаж не будет стараться специально экономить. Если же экономить — то хватит до июня 2017 года.

Ближайший пуск к станции будет произведён уже через неделю — 9 декабря. Его осуществит грузовик «Конотори-6» (H-II Transfer Vehicle [12], HTV-6) Японского аэрокосмического агентства. «Конотори-6» будет запущен с японского космодрома Танэгасима и доставит на МКС, среди прочего, продукты питания, питьевую воду и новые солнечные батареи. Стыковка 13 декабря.

К сожалению, были некоторые уникальные грузы, возместить которые никак не получится: «Некоторые вещи, которые вез „Прогресс”, являются уникальными, в частности, планировалась доставка на борт станции первого экземпляра нового скафандра для работы в космосе — „Орлан-МКС”, а также оранжереи, в которой предполагалось проводить эксперименты по выращиванию пшеницы и других сельскохозяйственных культур, эти потери будет восполнить очень сложно», — сказал [13] академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.

Новый скафандр «Орлан-МКС [14]» (МКС: модернизированный, компьютеризированный, синтетический) предназначен для работы в котрытом космосе. Скафандр массой 110 кг имеет рабочее давление 40000 Па и рассчитан на автономную работу в космосе в течение 7 часов. Отличия нового скафандра — автоматизация подготовки скафандра к выходу в открытый космос, замена резиновой оболочки на полиуретановую для увеличения срока эксплуатации (5 лет), автоматическая система терморегулирования. Система автоматически регулирует температуру водяного охлаждения КВО-М в скафандре в зависимости от нагрузки на космонавта и выполняемой работы. Перед выходом и во время работы в открытом космосе сами космонавты устанавливают необходимый температурный режим. Обеспечивается теплосъём до 300 ккал/час в среднем, максимальный — до 600 ккал/час.

Авария «Прогресса»: предварительные итоги - 4
Скафандр «Орлан-МКС»

В оранжерейной установке «Лада-2» [15] планировалось вырастить на орбите сладкий перец сорта «Тритон», пшеницу и салат. Парниковое устройство нового поколения разработано специалистами Института медико-биологических проблем Российской академии наук (ИМБП РАН).

Авария «Прогресса»: предварительные итоги - 5
Оранжерея «Лада-2»

Авария «Прогресса»: предварительные итоги - 6
Оранжерея «Лада-2»

Страховые выплаты на 2,1 млрд руб

Страховщиком корабля выступала компания «ВТБ Страхование», которая выиграла конкурс по страхованию рисков в ноябре, его премия составила 91,2 млн руб.

Источник в компании пояснил [3], что аварийная комиссия в течение 3−6 месяцев должна чётко определить причины аварии и соотнести их с условиями страхового договора. Если аварию признают страховым случаем, то компания «ВТБ Страхование» выплатит возмещение размером не более 2,1 млрд руб [16]. По мнению источника, очень велика вероятность, что данное происшествие действительно будет признано страховым случаем.

Перестрахование грузового корабля «Прогресс МС-04» реализовано в «высоконадёжных компаниях российского и зарубежного рынков».

По оценке Александра Железнякова, приблизительная стоимость корабля и ракеты может составлять около 1,5 млрд руб. Cтраховая сумма для ракеты-носителя «Союз-У» составляет 794 млн руб., для космического корабля «Прогресс МС-04» — 1,3 млрд руб.

«Российская космонавтика вырвалась из пелены обидных аварий»

«Российская космонавтика, вырвавшись из этой пелены поражений, обидных аварий и катастроф, стабилизировав вопросы качества, сделала качественный рывок дальше в создании новейших технологий», — заявил [17] вице-премьер Дмитрий Рогозин на церемонии награждения победителей и финалистов открытого конкурса по перспективной космической технике 28 ноября, за три дня до аварии.

Комментируя потерю грузового корабля, председатель комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Виктор Озеров подчеркнул [18], что в последнее время число аварий с запуском ракет-носителей резко снизилось по сравнению с периодом двух-трёхлетней давности, когда такие случаи происходили практически регулярно. Он напомнил, что подобные аварии происходят порой и у других космических держав, в частности, у Китая.

Аналогичное мнение высказал [19] первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев. По его словам, реорганизация Роскосмоса была проведена правильным путём. «Мы видим, что в принципе аварий стало меньше. И там, где аварии возникали из-за сбоев в системе менеджмента качества, контроля качества, за счёт дисциплинарных мер, организации процессного подхода, современных систем управления качеством удалось значительно улучшить ситуацию. Я считаю, что приход Игоря Анатольевича Комарова и его команды позволил сначала остановить рост аварийности, потом кардинально изменить ситуацию… Говорить о том, что необходимо корректировать ту идеологию трансформации Роскосмоса, которая происходит сейчас, мне кажется, было бы в корне неверно… По каждому случаю не поднимать каких-то чрезвычайных мер и дать возможность новой команде на протяжении хотя бы нескольких лет кардинально изменить ситуацию, потому что то, что досталось им, формировалось последние 10-15 лет бардаком. Сейчас наводится порядок, и необходимо очень аккуратно подходить к выводам».

Статистика космических запусков России
2016 год: 17 запусков, 1 неудачный
2015 год: 26 запусков, 2 неудачных и 1 частично успешный
2014 год: 32 запуска, 1 неудачный
2013 год: 32 запусков, 1 неудачный и 1 частично успешный
2012 год: 24 запуска, 1 неудачный
2011 год: 32 запуска, 4 неудачных и 1 частично успешный
2010 год: 31 запуск, 1 неудачный
2009 год: 32 запуска, 1 частично удачный
2008 год: 27 запусков, 1 частично удачный
2007 год: 26 запусков, 1 неудачный

Автор: alizar

Источник [20]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/avariya/216089

Ссылки в тексте:

[1] был утерян транспортный грузовой корабль «Прогресс МС-04»: https://geektimes.ru/post/283254/

[2] сообщению: http://www.roscosmos.ru/22996/

[3] прогар двигателя третьей ступени ракеты: http://tass.ru/kosmos/3834651

[4] считают: https://life.ru/t/новости/940236/poiski_oblomkov_korablia_proghriess_khronika_sobytii

[5] подключились: https://ria.ru/science/20161202/1482716305.html

[6] сказал: https://ria.ru/science/20161202/1482672031.html

[7] Иштии-Хем в Улуг-Хемском районе: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сумон_Иштии-Хем

[8] 51°19′16″ с. ш. 92°28′18″ в. д.: https://maps.google.com/maps?ll=51.3212254,92.4717521&q=51.3212254,92.4717521&spn=0.1,0.1&t=h&hl=ru

[9] организована: https://ria.ru/science/20161202/1482687793.html

[10] сказал: https://ria.ru/science/20161202/1482672200.html

[11] оценкам экспертов: https://www.nasaspaceflight.com/2016/11/station-good-health-busy-expedition-50-period/

[12] H-II Transfer Vehicle: https://ru.wikipedia.org/wiki/H-II_Transfer_Vehicle

[13] сказал: https://ria.ru/science/20161202/1482707053.html

[14] Орлан-МКС: https://ru.wikipedia.org/wiki/Орлан_(скафандр)#.D0.9C.D0.BE.D0.B4.D0.B5.D0.BB.D1.8C_.D0.9C.D0.9A.D0.A1

[15] оранжерейной установке «Лада-2»: https://ria.ru/space/20160121/1362806394.html

[16] не более 2,1 млрд руб: http://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/12/01/667833-zapusk

[17] заявил: https://ria.ru/science/20161128/1482296195.html

[18] подчеркнул: https://ria.ru/science/20161202/1482681373.html

[19] высказал: https://ria.ru/science/20161202/1482663291.html

[20] Источник: https://geektimes.ru/post/283300/