- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Прототип автопилота образца декабря 2015 года. ПК установлен в отделении для перчаток Acura ILX, в салоне 21,5-дюймовый монитор в портретном режиме (в Tesla дисплей всего 17"), джойстик возле ручника для включения автопилота. Фото: Geohot
Американский школьник Джордж Хоц (Geohot) прославился на весь мир в 17-летнем возрасте, когда взломал iPhone в 2007 году. Спустя три года он стал автором джейлбрейка Sony PlayStation 3. Потом были разборки с корпорацией Sony и работа в нескольких крупных компаниях, куда приглашали юного таланта: Google, SpaceX, Facebook. Хакер не увидел в этих фирмах ничего интересного. Он немного поразвлекался на хакерских конкурсах по взлому браузеров, заработал несколько сотен тысяч долларов призовых, но это тоже быстро наскучило. В прошлом году Geohot всё-таки нашёл дело по душе. Он основал компанию comma.ai [1] («запятая.ии») и запустил собственный проект: самодельный беспилотный автомобиль [2]. За пару месяцев Geohot создал систему автопилотирования для своей Acura ILX, которая не уступает автопилоту Tesla, а кое-где даже превосходит её. Система принципиально отличается от всех существующих на рынке: это самообучаемая нейросеть, которая «наблюдает» за действиями водителя.
Чтобы подключиться к автомобильным системам Acura ILX, хакеру пришлось вспомнить старые навыки социальной инженерии. Он подал онлайновую заявку и зарегистрировался как авторизованный сервисный центр Honda. Заявку одобрили — и хакер получил доступ к справочным руководствам и схемам для Acura.
Мини-компьютер Intel NUC, пара модулей GPS, маршрутизатор и другие детали автомобильного компьютера Acura ILX с автопилотом. Фото: Geohot
Система слежения для «хакерского» автопилота состоит из шести дешёвых видеокамер стоимостью около $13 — примерно такие же устанавливают в смартфоны — и лидара на крыше.
В более поздней версии автопилота вместо лидара использовался радар другой модели, примотанный изолентой к решётке радиатора [3].
Нейросеть в первой версии автопилота представляла собой программу всего из 2000 строк кода. За два месяца обучения на машине хакера программа научилась отлично ездить по шоссе, перестраиваться из полосы в полосу, тормозить и разгоняться по мере наобходимости, отлично вписываться в повороты и т.д. Фактически, эта программа предсказывает действия водителя. Например, если автопилот видит велосипедиста, то освобождает ему немножечко полосы, потому что водитель так делал в прошлом.
В прошлом году Geohot отверг предложение Илона Маска о работе в Tesla с многомилллионным бонусом. Более того, Geohot пригласил в свой стартап Comma.ai ведущего инженера Tesla Motors [4]. Похоже, между гиками намечается междусобойчик.
Фотография коллеги установлена на почётном месте в офисе Geohot'a. Фото: Chad McClymonds
Прошёл почти год с момента первой демонстрации прототипа самодельного автопилота. Сейчас эта система почти готова для выпуска на рынок.
В августе Geohot выложил на Github научную работу [5] с описанием нейросети автопилота, исходный код [6] и набор данных [7] для тренировки (80 ГБ).
По словам автора, для освоения нейросетью базовых навыков вождения достаточно 7,5 часов обучения. После этого каждый сможет сам повторить эксперимент, который Джордж Хоц показал [8] в прошлом году журналисту Bloomberg на своей «Хонде».
Работа отдельных программных модулей автопилота
Тренировка предсказателя поворота рулевого колеса [9]
Тренировка модели генерации изображения [10]
«Zoox, Tesla, Google и Cruise, мы ждём ваших релизов вашего открытого ПО, — обратился [11] Джордж к компаниям-конкурентам, которые ведут разработки в этой области. — Открытый софт лучше, чем закрытый». Кстати, упомянутого разработчика автопилотов Cruise Automation недавно купила корпорация GM примерно за миллиард долларов [12].
Geohot говорит, что сейчас их программа не уступает по возможностям Tesla. «Если Tesla — это как iOS для робоавтомобилей, то мы хотим быть Android».
Хакер предложил всем желающим принять участие в краудсорсинговом проекте. На сайте Comma.ai [1] опубликована бета-версия мобильного приложения Cghhr, сокращённое от «шофёр» (android [13], ios [14]), которое превращает смартфон в видеорегистратор. Прикрепляете смартфон на лобовое стекло — программа следит за вашим вождением, записывает видео с маленьким фреймрейтом и отправляет собранные данные через WiFi на серверы Comma.ai. Возможно, эта информация будет использоваться для обучения нейросети. Участники бета-тестирования могут на сайте Comma.ai смотреть статистику своих поездок и отснятое видео по каждому маршруту.
За каждую минуту использования программы начисляются комма-баллы (comma points), которые обязательно понадобятся в будущем. «Эти баллы совершенно невероятные, и вы сильно захотите их иметь, — сказал [15] Джордж Хоц. — Через несколько месяцев вы будете счастливы, что они у вас есть».
«Через несколько месяцев вы будете счастливы, что у вас есть комма-баллы», — сказал Geohot
Вчера на конференции TechCrunch Disrupt SF хакер провёл официальную демонстрацию автопилота [16], который скоро поступит в продажу под названием Comma One.
Geohot на конференции TechCrunch Disrupt SF, 14 сентября 2016 года
Comma One — подключаемый программно-аппаратный комплекс для автономного управления автомобилем. В отличие от систем Google и Tesla, вместе ним не нужно покупать новый автомобиль. Оборудование продаётся отдельно. За $999 покупатель получает 24-месячную подписку на программное обеспечение.
Geohot сказал, что установить автопилот в свою машину будет не сложнее, чем собрать мебель Ikea. Для установки автопилота требуется, чтобы в машине были как минимум электроусилитель руля и система электронного контроля устойчивости (ЭКУ). Адаптивный круиз-контроль или система автоматического перестроения в соседнюю полосу не требуются.
Демонстрация [17] автопилота в мае 2016 года
Будем надеяться, что в коммерческой версии не потребуется приматывать радар скотчем к решётке радиатора. До появления в продаже Comma One осталось несколько месяцев. Пока что накапливаем комма-баллы. В первое время Comma One будет доступна только для небольшого числа пользователей и ограниченного списка марок автомобилей.
Джордж Хоц намерен за нескольких лет опередить Google, Tesla и других конкурентов в разработке систем автоматического пилотирования для автомобилей. К концу 2018 года, говорит он, пользователи должны наездить примерно 1,5 миллиарда километров в программе Chffr. Обучение нейросети на привычках множества водителей позволит исправить характерные недостатки вождения каждого из них.
«Все хорошие водители похожи друг на друга, а каждый плохой водитель плох по своему, — говорит Джордж Хоц. — Обобщённый водитель будет превосходен».
Джордж Хоц со своими инженерами из компании Comma.ai
Автор: alizar
Источник [18]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/avtopilot/187826
Ссылки в тексте:
[1] comma.ai: http://comma.ai/
[2] самодельный беспилотный автомобиль: https://geektimes.ru/post/267820/
[3] примотанный изолентой к решётке радиатора: https://www.engadget.com/2016/05/25/riding-shotgun-with-geohot/
[4] ведущего инженера Tesla Motors: https://geektimes.ru/post/274560/
[5] научную работу: https://github.com/commaai/research/blob/master/paper/commalds.pdf
[6] исходный код: https://github.com/commaai/research
[7] набор данных: https://archive.org/details/comma-dataset
[8] показал: http://www.bloomberg.com/features/2015-george-hotz-self-driving-car/
[9] Тренировка предсказателя поворота рулевого колеса: https://github.com/commaai/research/blob/master/SelfSteering.md
[10] Тренировка модели генерации изображения: https://github.com/commaai/research/blob/master/DriveSim.md
[11] обратился: http://comma.ai/research.html
[12] примерно за миллиард долларов: http://www.theverge.com/2016/3/11/11195808/gm-cruise-automation-self-driving-acquisition
[13] android: https://play.google.com/apps/testing/ai.comma.chffr
[14] ios: https://itunes.apple.com/us/app/dash-train-self-driving-cars/id1146683979?ls=1&mt=8
[15] сказал: https://www.cnet.com/roadshow/news/comma-ai-george-hotz-autonomous-car-first-test/
[16] официальную демонстрацию автопилота: https://techcrunch.com/2016/09/13/comma-ai-will-ship-a-999-autonomous-driving-add-on-by-the-end-of-this-year/
[17] Демонстрация: http://www.theverge.com/2016/6/6/11866868/comma-ai-george-hotz-interview-self-driving-cars
[18] Источник: https://geektimes.ru/post/280458/
Нажмите здесь для печати.