- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Источник [1]
Еще в девяностых годах двадцатого века автомобильный концерн PSA разработал и выпустил несколько малосерийных элекромобилей, вполне пригодных для городских нужд, с пробегом до 100км, возможностью зарядки от простой бытовой розетки и даже от сети быстрых зарядок тех времен за 30 мин до 80%. От трех французких автопроизводителей Citroen, Peugeot и Renault, было выпущено по две модели с электроприводом на батарейках. По одной «малолитражке» и одному «пирожковозу». В этой статье речь пойдет о моделях братьях от Ситроен и Пежо, т.к. их электропривод, управляющая электроника и высоковольная батарея (ВВБ) ничем друг от друга не отличались. Что не сказать о двух моделях от Рено, но об этом в другой части.
И так в роли малолитражек выступали Citroen Saxo (правда до саксо пару лет колесил по миру Citroen AX с такой же начинкой) и Peugeot 106, а в роли «пирожковозов» Citroen Berlingo и Peugeot Partner.
Источник [2]
Малолитражки имели на борту 20шт. 6В NiCd блоков емкостью 100Ач с водяным охлаждением от фирмы SAFT, что в сумме давало 120В и 100Ач (12кВтч). Вес ЭМ с учетом водителя был около 1100кг и расход составлял примерно 12кВтч/100км.
Здесь даташит на блоки с полной информацией [3]
Пирожковозы осначались уже большим количеством блоков, а именно 27шт, т.е. 162В 100А или 16,2кВтч. Проехать можно было так же до 100км, т.е. расход был в районе 16кВтч/100км.
Источник [4]
Оснащены малютки были 11кВт-ым щеточным мотором постоянного тока Leroy (DC Motor, как в шруповертах, дрельках и т.д., только больших размеров) с принудительным воздушным охлаждением, способным выдавать в пиковом режиме до 20кВт (до 5мин за час работы), чего в паре с редуктором и ПЧ 7:1 в принципе хватало для разгона в городских условиях. Официальные динамические характеристики:
Легко посчитать, что например для передвижения по городу на малолитражке при 50км/ч с расходом 12кВтч/100км, для поддержания скорости в среднем нужно было всего 6кВт из 11 номинальных, т.е. практически с двухкратным запасом.
С передвижением по трассе или автобану было ощутимо тяжелее. На скоростях выше городских, динамика была значительно слабее, а номинальной мощности мотора хватало лишь для передвижения по ровной дороге и при даже небольшом подъеме уже происходило падение скорости. Поведение ЭМ с 27лс. электромотором было похоже на бензиновых братьев c 1.0 л мотором мощностью 45 лс, хотя последние были немного шустрее.
У пирожковозов дела обстояли не лучше. Такие же динамические характеристики, по городу все нормально, на трассе уже не погоняешь, но из-за хужей аэродинамики нехватка мощности на максимальных скоростях ощущалась еще сильнее при подъемах и/или обгонах. Т.к. номинальная мощность электромотора была 15,5кВт, а пиковая 28кВт. Кстати на расходе аэродинамика сказывалась сильнее чем на малолитражках.
Управлялось это чудо «SAGEMBOX»(ом). Ящик с алюминиевым корпусом, состоящий из контроллера на IGBT, DCDC преобразователя 14,3В 70А для подзарядки бортовой 12В АКБ и зарядного устройства (ЗУ), потребляющее от бытовой сети 230В, в зависимости от настроек, 10/13/14А. Блок имел совместное с ВВБ водяное охлаждение (СВО). Помпа СВО работала всегда при зарядке и во время эксплуатации, прокачивая жидкость через радиатор в передней части, как у братьев с ДВС.
Именно в ситроене и пежо инженеры приняли решение не использовать электроотопление салона и воспользовались бензиновыми отопителями от Webasto, мощностью обогрева 2,5/5кВт и электропотреблением около 50Вт после нескольки минут «разгона». Бак для отопителя был на 10л, горловина на том же месте как у братских моделей с ДВС. По отопителю были некоторые рекомендации по использованию:
Расход отопителя у малышей был около 250мл/час, у каблучков около 400мл/ч.
Скорость зарядки у малолитражек была около 6-7 часов и около 8-9 у пирожковозов. Нужно подчеркнуть еще несколько немаловажных фактов:
Не могу сказать как много было станций для быстрой подзарядки, но они были, минимум во Франции. Любые ЭМ из этой тройки производителей могли подключится к станции через стационарный кабель с адаптером Marechal для подзарядки током силой до 150А. Получается сценарий до 80% за пол часа был реалистичным, т.к. за 30мин ВВБ заряжалась на +75Ач.
На фото видно два адаптера Marechal и их разницу. Для зарядки от бытовой сети и от DC экспресс станции.
Какое ТО нужно было этим электромобилям?
— т.к. с каждой зарядкой уровень дистилированой воды в батарейных блоках уменьшался, нужно было проводить примерно каждые 10.000км «сервис воды ВВБ». Включался специальный режим зарядки, где последняя фаза длилась 5 часов и после завершения еще до 3ех суток могла поддерживать температуру электролита. Это нужно было для поднятия электролита до максимального уровня, т.к. узнать максимальный запас уровня воды, можно было лишь заливая ее до того момента, пока не начнет вытекать. Звучит это страшно и непонятно, но на самом деле весь процесс, после завершения 2ой фазы зарядки, длился от 15 до 30мин, в зависимости, сколько литров воды еще нужно было залить.
Фото взято из немецкого мануала для «домашнего сервиса воды ВВБ» [5]
Имею трёхлетний опыт владения, модернизацией/модификацией электромоиблей от Ситроен и Рено, если будет интересно, с удовольствием поделюсь информацией и опытом. Дайте знать об заинтересованости в комментариях к статье. А пока буду готовить вторую часть о моделях от Рено, там будет много чего нового как по технической части и дальновидности инженеров, так и по части владения и использования.
Благодарю за внимание.
Автор: DeLike
Источник [6]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/batarejki/329224
Ссылки в тексте:
[1] Источник: https://de.wikipedia.org/wiki/Datei:PSA-Elektrantriebssatz.JPG
[2] Источник: http://emission-zero.de/saxo.php
[3] Здесь даташит на блоки с полной информацией: http://www.solarmobil.net/download/SAFT-technical-manual.pdf
[4] Источник: http://www.electroauto.cz/partnerberlingo_electrique.html
[5] Фото взято из немецкого мануала для «домашнего сервиса воды ВВБ»: http://www.elektro-auto.net/files/ReLight2010.pdf
[6] Источник: https://habr.com/ru/post/466485/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=466485
Нажмите здесь для печати.