- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Для остановки нет причин —
Иду, скользя.
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя.
В. Высоцкий
Если бы эта статья вышла не на Хабре, а в образовательном журнале, я бы начал её так: «Вспомните сайты, которые вам нравятся, на которых удобная навигация и приятный интерфейс. А знаете ли вы, что это только верхушка айсберга…». Но на Хабре это знают, пожалуй все, поэтому никакой лирики. Бэкенд любого веб-проекта — это сложная система, которая позволяет приложению быстро работать, качественно искать, шустро отдавать информацию пользователю, надёжно и безопасно хранить данные и при необходимости работать с другими внешними системами. Это как швейцарские часы: покупают их за стиль и шильдик, но ценители знают, что под сдержанным циферблатом кроется волшебный мир часового механизма. И бэкенд-разработчики — это маги механизмов, организмов, кишочек, внутренностей или как вы ещё это называете у веб-приложений. Эх, без лирики не удалось!
Короче, сегодня разбираем очередную профессию в серии «Профессия…». Итак, а что, если пойти в бэкенд-разработчики?
Бэкенд это всегда немного боль
Если говорить академично, то бэкенд-разработчик — это программист, который отвечает за внутреннюю и вычислительную логику веб-сайта или веб-приложения, а также иного программного обеспечения и информационных систем. Строго говоря, бэкенд бывает не только у веб-решений, он есть и у десктопа, и у мобильных приложений, т.к. по сути бэкенд — это всё, что относится к программно-аппаратной части сервиса. Но исторически так сложилось, что бэкенд и фронтенд начали особенно явно выделять именно в веб-разработке. А поскольку это ещё и самая популярная на данный момент сфера, то и мы будем говорить именно о вебе (для десктопа многие тезисы тоже будут справедливы, а про мобильных разработчиков мы с вами поговорим в одном из выпусков отдельно).
Бэкенд-разработчик создаёт компоненты и функции, которые доступны пользователю приложения или сайта через интерфейс. Проще говоря, бэкендеры — это программисты, которые разрабатывают всё то, что не видит и напрямую не трогает пользователь. То есть красивая форма ввода данных или корзина интернет-магазина — это фронтенд, а хранение данных в СУБД, связка полей формы регистрации и корзины, интеграция с платёжным шлюзом, автоматические письма, подгрузка и обновление контента — это всё бэкенд. Поэтому, если форма регистрации стала отдавать ошибку базы, виноват… тестировщик :-) (почему— мы тоже расскажем в очередной серии).
За что отвечает бэкенд-разработчик:
В общем,
Фронтэнд-разработчики красят лампу в жёлтый цвет и втирают бэкенду, что лампочка работает, но только в дневное время.
Бэкенд-разработчики удивляются, откуда у всех взялись проблемы с этими лампочками, вспоминает, что забыл задеплоить свет в базу данных, успокаивается и валит вину на фронтэнд.
Как и в случае с фронтенд-разработкой, абсолютно везде, где есть сайт или приложение, которое в вебе взаимодействует с пользователем. Другое дело, что всем нужны бэкендеры разного уровня: в офисе условной социальной сети или крупного сайта объявлений бэкенд-разработчик обязан не просто иметь базовые навыки, но и работать с высокими нагрузками, микросервисной архитектурой и контейнеризацией (Docker, Kubernetes), знать системы мониторинга (типа Zabbix, Grafana), иметь навыки Scrum (опционально для конкретных компаний). А для небольшого интернет-магазина вполне достаточно связки PHP-Ajax-нужная СУБД-немного HTML, иногда и того меньше. Понятно, что и оплата труда, и требования к опыту также совершенно разные.
Традиционно на «Хабр Карьере» [2] мы нашли 444 вакансии бэкенд-разработчика, что без малого в 2 раза больше, чем во фронтенде. На hh.ru — около 1800. В общем, на рабочих местах вас уже ждут фронтендеры, у которых поиск по сайту отрабатывает два часа :-) А если серьёзно, в компании может быть 2-3 бэкенд-разработчика на одного фронтенда, особенно если речь идёт о приложениях со сложной внутренней логикой и бизнес-логикой (интернет-магазин, CRM-ERP, корпоративный портал и т.д.).
Заработную плату будем смотреть тоже на «Хабр Карьере». Возьмём данные за второе полугодие 2019 года, вне зависимости от владения тем или иным стеком.
Уровень специалиста | Средняя заработная плата |
---|---|
Стажёр (Intern) | 35 345 руб. |
Младший (Junior) | 55 241 руб. |
Средний (Middle) | 105 048 руб. |
Старший (Senior) | 168 350 руб. |
Ведущий (Lead) | 185 335 руб. |
Если сравнить с заработной платой фронтендеров, то рост незначительный, от нескольких сотен рублей до 6000 руб. (у мидлов). Но это реально очень средние значения, многое зависит именно от стека программирования, дополнительных навыков, опыта и основного языка разработки. Кстати, для всех уровней бэкенд-разработчика на первом месте стоит PHP, и мы о нём ещё поговорим.
Требования к бэкендеру ещё более чувствительны к особенностям компании и её бизнес-процессам, чем у фронтендера. Иногда это могут быть весьма странные на первый взгляд вещи такие как «понимание принципов работы рыбного холодильника как предприятия», «знание основ продаж или опыт в продажах», «блестящее знание JavaScript, CSS и HTML». Но это выглядит безумно и отталкивающе только при первом подходе. На самом деле, бэкенд-разработчик действительно больше погружён в бизнес-процессы, должен не только разрабатывать код в соответствие с ними, но и подстраивать какие-то вещи под конкретные задачи, понимать, как оно работает изнутри. Если вы никогда не видели воронку продаж и не понимаете, чё это за фигня, вы никогда не сможете разработать её логику вместе с фильтрами, срезами и переходами (даже если у вас будет отличное ТЗ, разобраться сложно). Ну а в примере с «блестящее знание JavaScript, CSS и HTML» всё просто: вероятно, руководитель не очень-то доверяет своему другому разработчику и готов пересмотреть подход к разработке. Такое нередко случается в небольших компаниях.
Но есть и базовый набор требований, который бэкенд-разработчик увидит практически в любой вакансии.
Огромным плюсом как к резюме, так и к вашей реальной работе будет ещё один набор знаний.
«Да офигеть!» — скажете вы и будете правы. Однако у меня есть хорошие новости: средства разработки бэкенда меняются гораздо медленнее, чем фронтенда, равно как и требования устаревают долго. Так что один раз освоил — и почитывай дайджесты, чтобы в целом быть в курсе дел, но особенно не кипишить из-за того, что флэт-дизайн вошёл в моду, а карточка товара на твоём сайте уже два дня как не в тренде :)
Кстати сказать, среди бэкендеров много хороших, крепких математиков, потому что бэкенд-разработка — наука точная, и качество результата сильно зависит от того, насколько выверены будут выбранные вами и применённые алгоритмы, паттерны, циклы, функции и т.д.
Стажёр (Intern) | Младший (Junior) | Средний (Middle) | Старший (Senior) | Ведущий (Lead) |
---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
— | + ООП, фреймворки | + ООП, фреймворки, Docker | + высоконагруженные системы, ООП, фреймворки, Docker | + Linux, ООП, фреймворки, Docker |
Топ-5 востребованных технологий у специалистов по данным «Хабр Карьера», 2 полугодие 2019 года, нижняя строка — «дополнительные» скиллы.
Как видите, компании готовы брать стажёров с базовыми вузовскими C, C++ и C#, но в дальнейшем предпочитают специалистов с «рабочим набором» бэкендера. Обратите внимание на интерес к контейнеризации и высоконагруженным системам.
Кстати, вот вам очередной роадмап, но уже для бэкенд разработчика [3] (остальные тоже есть на сайте — по-моему, это одно из лучшего и системного, что мне приходилось видеть по этой теме). Разглядывайте, распечатывайте и вперёд, к вершинам бэкенда.
Бэкендеру хорошо, он может быть интровертом :) Его зона работы с пользователями сведена до минимума, в основном, все рабочие контакты с менеджерами или коллегами. Эти ребята нередко работают по ТЗ и делают всё так, как это прописано в документе либо так, чтобы получить состояние, максимально близкое к целевому (ТЗ, знаете ли, тоже бывают несовершенны, а то и совершенно не…).
Однако есть набор качеств, без которых о направлении бэкенда думать не стоит. Они вам могут показаться чем-то вроде качеств сотрудника, который нужен «молодой динамически развивающейся команде», но нет, речь именно о внутренних императивах, которые помогут не просто хорошо выполнять работу, но и делать это с внутренним комфортом (а не на «отвяжись»).
Вот что было написано для фронтенд-разработчика.
Для любого программиста крайне желателен английский язык не ниже upper-intermediate с уклоном в технический английский. Так вы сможете читать в оригинале многочисленные рекомендации Google и других компаний для оптимальной разработки (очень много полезной документации!), самообучаться с помощью зарубежных лекций, общаться с коллегами на форумах, задавать вопросы, а также читать книги по юзабилити и дизайну, среди которых очень много крутых англоязычных и пока не переведённых изданий.
Это же справедливо и для бэкендера, даже в большей мере. В комментариях к предыдущей статье заметили, что уровень upper-intermediate великоват для айтишника, достаточно и ниже. Я сужу по себе и по уровню учебников. Скажем так, от intermediate до upper-intermediate шаг не выглядит пропастью и уровень «на поболтать» берётся легко. А вот от upper до advanced — пропасть и по сложности, и по лексике. Впрочем, если вам норм читать и понимать, что читаете при другом уровне, никто вас экзамен сдавать не заставит, пользуйтесь.
В принципе, те же технические вузы, курсы, самообразование и корпоративные университеты. Но есть важные нюансы.
Выбирать средства обучения необходимо исходя из выбранного языка программирования и актуального в конкретный момент стека. Общие рекомендации такие.
Почему я делаю упор на книги? Во-первых, они профессиональны, во-вторых, их можно удобно держать под рукой, делать пометки и клеить стикеры, быстро возвращаться к нужной информации. Это удобный и доступный для
Будущее бэкендера прорисовывается довольно чётко и перспективно.
Я вам больше скажу: если в 2020-2022 вы освоите SQL и любой «бэкендовый» язык программирования, вам будет хорошо и в 2032. И дело здесь не в поддержке легаси, а в том, что пока нет достойной альтернативы вебу, а если она и появится, у бэкендера гораздо больше шансов на то, что его стек придётся к месту.
Главное, что у вас не выйдет — это быть плохим разработчиком и при этом рассчитывать на что-то интересное. Дело в том, что каждая компания ждёт от бэкендера ответственности (представьте себе ошибки в коде банковского приложения, какой-нибудь критически важной ГИС или системы онлайн-мониторинга — сразу поседеть можно) и здравого подхода к работе. Филонить или говорить «так задумано» вряд ли получится — при всей внешней незаметности работы бэкенда сбой в ней заметнее всего.
Спорный вопрос. Часть разработчиков утверждают, что он проще благодаря средствам разработки, бесчисленным библиотекам и низкому уровню динамичности, другая часть боится подойти к бэкенду в принципе. Правда, как всегда, посередине: скорее, стэк бэкенд-разработчика многообразен и имеет разнородные компоненты, но, во-первых, не всё нужно в проекте, во-вторых, стоит понять что-то одно, и вот уже все взаимосвязи очевидны, знания нанизываются на единый стержень. В любом случае попробовать себя в бэкенде нужно — даже если вы развернётесь и выберете другой тип разработки, полученные знания помогут вам в работе.
Это вообще общий миф про программирование. Самая большая реальная заработная плата у российского разработчика, которую мне приходилось видеть своими глазами — это 540 тыс. руб. в месяц (С/С++, зарубежный проект, системы компьютерного зрения, кандидат наук, удалёнка), вторая от него — 400 тыс. руб. (Delphi, удалёнка, зарубежный энтерпрайз, немецкий язык как нативный). Остальные очень похожи на те цифры, которые я взял с «Хабр Карьеры» для своих табличек. Миллионы получать вы будете только в том случае, если сойдётся: блестящее знание языка + талант + опыт и уникальные навыки в узкой сфере + проект, готовый столько платить. Таких ребят единицы и я не скажу, что их участь прекрасна: 99% их жизни работа, 1% — сон. Поэтому важно осознать другой тезис: бэкенд-разработчики востребованы и хорошо зарабатывают, лучше многих специалистов. Значит, стоит постараться.
Обожаю этот холивар! Но при этом знаю, как его пугаются новички и стремятся обойти этот мощный и во многом удобный язык и его фреймворки. Дело в том, что в начале 2000-х-2010-х PHP был крайне популярным языком программирования у фрилансеров и прочих джентльменов удачи от ИТ. На нём написано море плохих дилетантских сайтов и приложений — но не потому что язык плохой, а потому что эти ребята не были способны использовать его изящно и грамотно. Оттуда и пошли эти мифы про «плохость».
Конечно же, PHP прост в изучении, живее всех живых, на нём написаны и поддерживаются сотни тысяч проектов, проектищ и проектиков и жить ему ещё довольно долго. Согласно Stackoverflow PHP выбирают 25.8% профессиональных разработчиков. Да и по Octoverse GitHub язык довольно стабилен по количеству проектов:
К слову, по-настоящему хорошие программисты PHP высоко ценятся во всех смыслах этого слова.
Нет лучшего языка для бэкенда, более того я вам скажу, что нет лучшего языка программирования для ни для чего. Изучайте тот язык, который необходим вам или вашему будущему возможному работодателю (это можно узнать заранее), тогда вы сможете быстро и элегантно решать поставленные перед вами задачи. Не стоит изучать какую-то технологию из принципа «все побежали и я побежал».Тогда вы сможете стать действительно уникальным, думающим и зарабатывающим специалистом. Который будет диктовать свои условия, конечно, лучшие.
Ну что, есть среди читателей опытные бэкендеры? Как оно? Почему выбрали именно эту сторону разработки?
Автор: ru_vds
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/be-kend/346652
Ссылки в тексте:
[1] мозг: http://www.braintools.ru
[2] «Хабр Карьере»: https://career.habr.com/vacancies?divisions%5B%5D=backend¤cy=rur
[3] роадмап, но уже для бэкенд разработчика: https://roadmap.sh/backend
[4] webref.ru: https://webref.ru/
[5] codecademy.com: https://www.codecademy.com/
[6] ITc | сообщество программистов: https://vk.com/itcookies
[7] Библиотека программиста: https://vk.com/proglib
[8] Источник: https://habr.com/ru/post/488340/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=488340
Нажмите здесь для печати.