- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как вышло, что «русского блэкберри» до сих пор не существует?

YotaPhone, который позиционировался как отечественная альтернатива топовым смартфонам Apple и Samsung так и не смог стать массовым продуктам. Различные источники называют цифры продаж, начинающиеся всего от нескольких сотен устройств в месяц, но большинство экспертов в последнее время сходятся во мнении, что эксперимент по созданию первого российского смартфона пора признать неудавшимся. Рустэм Хайрэтдинов, предприниматель-маркетолог корпоративных решений в области безопасности описывает, каким могло бы быть будущее «русского айфона» если бы он позиционировал себя как «русский блэкберри».

***

В корпоративной мобильности в России царит сплошной BYOD [bring your own device — концепция, при которой сотрудник использует решения для корпоративных задач свои личные гаджеты], но в нынешней политической обстановке полагаться, что полностью контролируемый американской компанией (одной, другой или третьей — не так уж важно) гаджет для домохозяек можно обезопасить в корпоративной среде с помощью навесных приложений — это из разряда «совы и глобуса».

Ниша «русского блекберри», то есть около-государственного корпоративного защищённого смартфона до сих пор свободна. Начавшаяся как «наш ответ Apple» Yota Devices с единственной моделью ушла в ритейл, который потребовал колоссальных вливаний, и в результате нескольких раундов инвестиций компания стала китайской со штаб-квартирой в Канаде. Последователей что-то пока не видно, хотя на волне патриотизма и здоровой паранойи «русский блекберри» мог бы стать лидером на рынке в десятки миллионов штук, то есть в миллиарды долларов.

Вспомним, с чего начинала BlackBerry, — мобильный защищённый доступ к корпоративным ресурсам. Когда компания выдаёт вам мобильный терминал, как некрасивый, большой и громоздкий, но единственный способ работать удалённо, то вас не беспокоит отсутствие вау-фактора и нищий ассортимент: изначально у BlackBerry было всего две модели — дешёвая и дорогая. Почему бы не повторить это в России?

Чтобы выпустить такой такой телефон, помимо воли и административного ресурса, нужны: специальная сертифицированна сборка операционной системы, ГОСТ-шифрование, централизованное управление, DLP модуль, закрытый магазин корпоративных приложений: — почтовый клиент, защищённый браузер, мессенджер, мобильный клиент 1С, погода и т. д. Достаточно запретить доступ к внутриведомственным ресурсам, включая электронную почту, с любого устройства, кроме сертифицированного — как спрос на этот гаджет подпрыгнет до небес — чиновники уже привыкли к мобильности.

А как же Angry Birds и Instagram? Как это было в нулевых в США — чиновники будут ходить с двумя телефонами — один корпоративный, с доступом во внутренние информационные ресурсы, и один свой, без доступа к корпоративным ресурсам вообще.

Что ожидает победителя? По моим оценкам от миллиона до трёх миллионов пользователей (госкомпании плюс оборонка), то есть несколько миллиардов долларов гарантированного сбыта сразу, в первый же год.

Если ограничиться одной моделью, то на таком количестве устройств можно и добиться очень хорошей цены, и отладить продукт настолько, что за следующей версией потянутся и крупные около-госы — банки, нефтяники, машиностроение, энергетика. Это ещё несколько миллионов пользователей, для которых уже можно расширять ассортимент, а чехлы, гравировку, защиту и ремонт обеспечит малый бизнес, создав ещё рынок в миллионы долларов. Можно ещё, копируя ноу-хау Apple, сделать коннектор зарядки проприетарным и быстро ломающимся, что создаст рынок ещё и для миллионов проводков (шутка).

Разработать такое устройство на стандартной элементной базе недорого — половина операторов увлекается выпуском собственных моделей телефонов и планшетов. Гораздо дороже выбрать для него правильную операционную систему. Если брать за основу специальную сборку Андроид, то могут возникнуть юридические проблемы — это только в рекламе от Гугл её называют бесплатной, нюансов там довольно много. Можно делать свою ОС на базе клонов Linux (для одного конкретного устройства это сделать проще), но важно не упустить время — сегодняшнее окно возможностей долго не будет открытым.

Оговорюсь, что речь не идёт о создании мегазащищённого устройства для доступа к гостайне, а лишь о прямом запрещении удалённого доступа к ведомственным системам через несертифицированные (читай — контролируемые американскими компаниями и их разведслужбами) устройства.

Продажи такого устройства практически не требует затратных форм продвижения типа телерекламы и выставок — в закрытой нише устройства продают себя сами. Есть многолетний опыт продаж «окологосударственных» средств защиты информации, построенных, кстати, на стандартной элементной базе, есть «рынок» счётчиков ЖКХ, «Платон» и т. п.

Возможно, в недрах Ростеха или Ростелекома уже готовится такое устройство. А если нет? Мне, как любителю маркетинга, безумно жаль видеть как упускается возможность на ровном месте создать рынок.

Источник [1]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/bezopasnost/116462

Ссылки в тексте:

[1] Источник: https://roem.ru/29-03-2016/221568/yota-blackberry/