- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я

Летом 2019 года в седьмой раз проходила летняя школа по биоинформатике — недельный образовательный интенсив для ста студентов и недавних выпускников из разных городов и стран, делающих первые шаги в этой области.

Биологи, медики, программисты, математики, физики, химики — самые распространенные специальности участников школы — условно поделились на два потока «биологов» и «информатиков». Лекции и практики были посвящены различным биоинформатическим методам и их применению в медицине и биологии: начиная от эволюции и заканчивая анализом данных секвенирования одиночных клеток и старением.

Ниже мы делимся обзором, видеозаписями и слайдами 15 прошедших лекций. Помеченные звёздочкой «*» можно смотреть без подготовки или с базовыми знаниями.

Приятного просмотра!

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 1

1. *Знакомство с технологиями NGS | Барбитов Юрий, Институт биоинформатики

Видео [1] | Слайды [2]

Юрий рассказал про базовые методы секвенирования нового поколения (next generation sequencing, NGS) и механизмы, которые лежат в основе получения данных. В ходе рассказа объясняется механизм действия полимеразной цепной реакции (ПЦР), секвенирование по Сенгеру, разница между разными технологиями секвенирования второго и третьего поколения. Отдельно даются экспериментальные подходы, которые позволяют получать разные типы данных.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 2

2. *Биоинформатические уловки для анализа древних ДНК | Татьяна Татаринова, University of La Verne

Видео [3] | Слайды [4]

Древняя ДНК привлекает внимание ученых как источник данных о видах и организмах, которых уже нет в живых в настоящее время. Однако из-за плохой сохранности ДНК метод биоинформатической обработки данных отличается и требует большого количества уловок. Именно о таких подходах рассказывает Татьяна на примере древней ДНК из останков народа хазар.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 3

3. Секвенирование и анализ раковых геномов | Сергей Аганезов, Johns Hopkins University

Видео [5] | Слайды [6]

Соматические мутации в ходе развития рака могут сильно изменить кариотип генома в клетках и дать им популяционное преимущество, которое приводит к неконтролируемому разрастанию злокачественной опухоли. Анализ структурных генетических изменений в клетках таких опухолей играет важную роль в изучении причин возникновения и понимании процесса развития рака.

Лекция показывает, как методы и знания из областей теории графов, комбинаторики, и линейного программирования могут быть использованы для получения более точной и информативной картины структурных изменений в генома раковых клеток.

Сергей рассказывал про алгоритмические подходы для восстановления перестроенных геномных кариотипов в группах раковых клеток в отсеквенированных неоднородных злокачественных опухолях. Он также разобрал трудности, которые вносит негаплоидность геномов здоровых и раковых клеток, и описал модели для работы с результатами секвенирования неоднородных раковых опухолей.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 4

4. *«Не-бесплотные» усилия разума: для чего в биомеде востребованы математика и программирование | Пётр Власов, Institute of Science and Technology

Видео [7] | Слайды [8]

В современной биологии, медицине и фармакологии всё чаще возникают исследовательские и прикладные задачи, требующие глубоких знаний физмата и IT-технологий.

Почему резкий рост объёмов экспериментальных и теоретических данных сблизил био-/мед-сферу с областью математики и IT? Как именно синергия математических/программных подходов и глубокого понимания биологии «проецируется» на современную разработку лекарственных препаратов и на персонализированную биомедицину? Что нового в последние годы удалось понять в ключевой для биомеда связи генотип-фенотип, в т.ч. в контексте самых различных заболеваний? Как это понимание позволяет обнаруживать новые «мишени» для терапии? И почему именно в таких исследованиях востребованы хорошие знания математики и программирования?

В своей лекции Петр обсудил эти и другие вопросы на примере конкретных ресурсов и инструментов анализа биомедицинских данных, а также некоторых фундаментальных исследовательских задач.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 5

5. *Редактирование генома человека на уровне эмбриона | Денис Ребриков, РНИМУ им.Пирогова

Видео [9] | Слайды [10]

Система редактирования генома CRISPR позволяет вносить направленные изменения в нуклеотидную последовательность ДНК. Лектор рассказывал про то, как с помощью этой методики можно производить потенциальное редактирование человеческих эмбрионов на стадии зиготы, какие есть опасности и риски и как оценивают безопасность подхода. Также Денис дал обзор технологиям клонирования и научным подходам, которые лежат в основе этих процессов.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 6

6. Почему Б-клетки такие разные? | Илария Тарасова, Walter and Eliza Hall Institute of Medical Research

Видео [11] | Слайды [12]

Как исследовать транскриптом активированных лимфоцитов, чтобы понять, экспрессия каких генов зависит от времени, а каких — от количества делений? В чем различия между Б-клетками и зачем такое количество функциональных типов в организме? Ответы на эти и другие вопросы даёт Илария в своей лекции.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 7

7. *Курсы кройки и шитья: как дизайнерские белки применяют в медицине и биотехнологиях | Антон Чугунов, ИБХ РАН, Биомолекула

Видео [13] | Слайды [14]

Антон рассказал, какие существуют подходы к направленной модификации и даже дизайну «с нуля» белков, обладающих нужными свойствами. А ведь это и новые лекарства, и молекулы для биотехнологий, и даже новые возможности в энергетике.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 8

8. Эпигенетическая регуляция и старение | Олег Шпынов, JetBrains Research

Видео [15] | Слайды [16]

Старение — комплексный процесс, которому подвержены живые организмы. В лекции Олег рассмотрел основные принципы эпигенетической регуляции, экспериментальные и вычислительные методы для обработки данных, включая комплексное решение для анализа данных ChIP-Seq — JBR Genome Browser [17] и SPAN Semisupervised Peak ANalyzer [18].

В лекции также упоминаются часы метилирования — способ предсказания биологического возраста по уровню химических модификаций молекулы ДНК. В заключении слушателей ждет рассказ об исследовании эпигенома человека в процессах развития и старения, которое проводит Washington University in St.Louis и лаборатория JetBrains Research.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 9

9. *Введение в машинное обучение | Григорий Сапунов, Intento

Видео [19] | Слайды [20]

Машинное обучение как область искусственного интеллекта продолжает привлекать внимание исследователей. Можно сказать, что это альтернатива программированию, которая может помочь выявить закономерности в данных, невидимые обычным глазом. Лектор подробно рассказывает про каждый этап обучения модели и про важность качества данных, подаваемых на вход.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 10

10. Анализ данных RNA-seq | Алексей Сергушичев, Университет ИТМО

Видео [21] | Слайды [22]

Данные РНК-секвенирования (RNA-seq) позволяют оценить изменение экспрессии пула генов в тканях или целых организмах. Алексей рассказал про протоколы и секвенирование РНК в целом, подсчет количественных показателей и подходы к анализу дифференциальной экспрессии генов.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 11

11. *Алгоритмы для сборки генома | Андрей Пржибельский, СПбГУ ЦАБ

Видео [23] | Слайды [24]

Сборка генома — сложный алгоритмический вычислительный процесс. Андрей говорил про алгоритмы сборки на основе графа де Брюйна и метрики, на которые важно обращать внимание при сборке.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 12

12. Поиск редких болезнетворных аллелей с большим эффектом в финской популяции | Василий Раменский, ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава России

Видео [25] | Слайды [26]

Считается, что редкие геномные варианты сильно влияют на риски развития распространенных заболеваний и значения количественных фенотипических признаков. Несмотря на развитие технологий, современным исследованиям все еще не хватает достаточного количества образцов для достоверного выявления таких вариантов.

В изолированных популяциях, прошедших через этап сильного уменьшения численности, например, в финской, вредные аллели могут наблюдаться с гораздо большими частотами, чем в обычных популяциях. Секвенирование 78 генов у 6,000 финнов показало важность наличия больших и хорошо описанных когорт для успешного поиска редких вариантов.

В результате секвенирования экзомов 20,000 жителей северной и восточной Финляндии было обнаружено 43 новых ассоциации вредных вариантов с 25 признаками. Большинство обнаруженных новых вредных аллелей встречаются у финнов с частотами в 10-100 раз большими, чем в других европейских популяциях. Для выявления таких вариантов в других европейских популяциях потребовались бы выборки в сотни тысяч или даже миллионы индивидуумов.

Василий рассказал про принципиальную возможность обнаружения редких клинически значимых вариантов с помощью секвенирования достаточно больших когорт и про эффективность использования изолированных популяций для решения такой задачи.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 13

13. *Поиск биомаркеров из протеомов и других экспрессионных данных методами машинного обучения | Елена Чуклина, ETH Zürich

Видео [27] | Слайды [28]

Елена рассказала про понятие биомаркеров и о том, как и насколько хорошо для их поиска работает машинное обучение. В лекции упоминаются разные типы машинного обучения и приводится пошаговый алгоритм реализации — Елена показывает на примерах, как это можно использовать в медицине на реальных протеомных данных и результатах анализа дифференциальной экспрессии генов.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 14

14. *В мире протеомики | Павел Синицын, Max Planck Institute Of Biochemistry

Видео [29] | Слайды [30]

Павел рассказывает про различные принципы и подходы к получению данных в протеомике. Лектор подробно объясняет каждый этап получения данных, особенности отбора пептидов и показывает разницу в подходах bottom-up и top-down методов.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 15

15. Изучение развития мозга [31] на уровне одиночных клеток | Константин Оконечников, German Cancer Research Center

Видео [32] | Слайды [33]

Константин в своей лекции дает подробный обзор технологий секвенирования одиночных клеток и показывает, как данные одиночных клеток можно использовать в исследованиях мозга [31]. Отдельно лектор разбирает подходы к обработке данных одиночных клеток.

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 16

Вместо послесловия

Летние школы проходят ежегодно с 2013 года, и на YouTube-канале [34] в открытом доступе скопилось много видеозаписей разных лет с широким охватом тем.

Сейчас открыт приём заявок на летнюю школу 2020 [35], которая пройдёт в Санкт-Петербурге с 27 июля по 1 августа. А для желающих более глубоких знаний — до 22 февраля можно успеть на программу переподготовки по биоинформатике [36] в Петербурге и Москве или нa семинар по системной биологии [37].

Школа 2019 состоялась благодаря поддержке компаний JetBrains [38], BIOCAD [39] и EPAM [40], за что им огромная благодарность.

Всем биоинформатики и до новых встреч!

P.S. — Предыдущие посты на Хабре с обзором лекций по биоинформатике: 2018 [41], 2017 [42], 2016 [43].

Лекции со школы по биоинформатике от А до Я - 17

Автор: Ekaterina Vyahhi

Источник [44]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/bioinformatika/347209

Ссылки в тексте:

[1] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=JhAB7nxqZzw&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=2

[2] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/barbitoff_intriduction_ngs_summer_2019.pdf

[3] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=kFWqU77Q17M&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y

[4] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/tatarinova_ancient_dna_summer_2019.pdf

[5] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=aOhiwsV9XIw&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=7

[6] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/aganezov_cancer_sequence_summer_2019.pdf

[7] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=XXgUlnp2VM4&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=9

[8] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/vlasov_biomed_summer_2019.pdf

[9] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=hPdN6-3ezSk&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=3

[10] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/rebikov_genome_editing.pdf

[11] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=35YcZqfi3bQ&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=4

[12] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/tarasova_b_cells_regualtion.pdf

[13] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=zJb5LfEoDww&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=5

[14] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/chygunov_disign_protein_summer_2019.pdf

[15] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=9ssGrCFwK94&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=6

[16] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/shpynov_epigenetic_regulation_aging_summer_2019.pdf

[17] JBR Genome Browser : https://research.jetbrains.org/groups/biolabs/tools/jbr-genome-browser

[18] SPAN Semisupervised Peak ANalyzer: https://research.jetbrains.org/groups/biolabs/tools/span-peak-analyzer

[19] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=qr4plSNW4mk&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=8

[20] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/sapynov_introduction_to_ml_summer_2019.pdf

[21] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=qjVykn0i5s8&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=10

[22] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/sergushichev_rna-seq_analysis_summer_2019.pdf

[23] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=l6ajRa95VBw&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=11

[24] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/prjibelski_genome_assembly_summer_2019.pdf

[25] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=LXz07k_kk-E&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=12

[26] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/ramenskii_finnish_populations.pdf

[27] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=zJSn1Qq-JJc&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=13

[28] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/cuklina_biomarkers_ml_summer_2019.pdf

[29] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=oHMTh9HIzJ4&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=14

[30] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/sinitcyn_proteomics_summer_2019.pdf

[31] мозга: http://www.braintools.ru

[32] Видео: https://www.youtube.com/watch?v=pkbjwQc7rLo&list=PLjKdf6AHvR-FCfH7b2ADGIqCAeQLDZY_y&index=15

[33] Слайды: http://bioinformaticsinstitute.ru/sites/default/files/okonechnikov_brain_development_summer_2019.pdf

[34] YouTube-канале: https://youtube.com/bioinforussia

[35] летнюю школу 2020: https://bioinf.me/education/summer/2020

[36] программу переподготовки по биоинформатике: https://bioinf.me/education/program

[37] семинар по системной биологии: https://bioinf.me/education/sbw/2020

[38] JetBrains: https://www.jetbrains.com/

[39] BIOCAD: https://biocad.ru/

[40] EPAM: https://www.epam.com/

[41] 2018: https://habr.com/ru/post/443526/

[42] 2017: https://habr.com/ru/post/412453/

[43] 2016: https://habr.com/ru/post/403901/

[44] Источник: https://habr.com/ru/post/489142/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=489142