- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Как борются со спамом в разных странах

Мы много пишем в этом блоге о принципах легальной рассылки и о том, как тонка грань между рекламой, на получение которой дал согласие пользователь, и спамом. Но реальность такова, что в итоге решение вести рассылку по всем правилам [1] или разослать миллион рекламных писем по какой-то мутной базе — остаётся исключительно на совести рекламодателя. На западе же ситуация принципиально иная, и российским компаниям, выходящим на зарубежные рынки, полезно будет знать, что и «невинная» рассылка по какой-нибудь купленной базе зарубежных пользователей может оказаться серьёзной угрозой финансам компании, так как во многих странах уже разработано законодательство, непосредственно предусматривающее судебные разбирательства и штрафы за каждый факт нежелательной рассылки. В этом обзоре мы собрали и систематизировали информацию о том, как устроены законы о спаме в разных странах мира.

Самое жесткое к спамерам законодательство – в Германии и Австралии.

Как борются со спамом в разных странах

Согласно австралийскому Spam Act 2003, штрафы могут доходить до 1,1 миллиона австралийских долларов в день. Будучи лидером по спам рассылкам в своё время, Австралия в итоге применения жестких санкций [2] смогла практически задушить у себя спам. Если Австралия далеко, и фигурирует в истории российских корпоративных промахов не так часто, то попытки выйти на рынок Германии сопряжены со многими скорбями и печалями, порожденными незнанием.

За каждый факт нежелательной рассылки гражданин Германии имеет право подать в суд и получить компенсацию – известны случаи в среднем штрафов по 500 евро. Сверху может налагаться штраф, размер которого варьируется в зависимости от того, сделана ли рассылка физическим или юридическим лицом. И хотя максимальная планка прописана в законодательстве на уровне 50 000 евро [3], суммарный штраф может исчисляться сотнями тысяч евро [4].

Не стоит полагаться на то, что вас не найдут – в Германии не только сильное законодательство, но и одни из лучших адвокатов [5] – как отмечают пользователи профессиональной площадки linkedin – поэтому можно не сомневаться, что вас найдут, и накроют всех: и сервис, сделавший рассылку (то есть, нас) и тех, кто её состряпал (то есть, мы надеемся, что не вас).

Американское законодательство по борьбе со спамом мягче, но помимо штрафов предусматривает и тюремное заключение.

Собственное сильное законодательство по борьбе со спамом принято в Австралии, Австрии, Бельгии, Китае, Чехии, на Кипре, в Германии, Эстонии, Финляндии, Дании, Венгрии, Венгрии, Ирландии, Италии, Японии, Литве, на Мальте, в Голландии, Норвегии, Польше, Португалии, Румынии, Испании, Швеции, Великобритании и США.

Принципы антиспам-политики зарубежных стран

Не совсем целесообразно вникать в тонкости каждого конкретного законодательного акта, так как существуют общие принципы, на которых базируются эти законы. Эти принципы следующие:

1. Принцип OPT-IN

Рассылка законна только в том случае, если пользователь на неё подписывался и высказал своё согласие на получение данного рода информации. Пользователь должен самостоятельно и четко выразить своё согласие на получение рассылки. Поэтому даже безобидная маркетинговая хитрость является противозаконной. Например, слова мелким шрифтом: «Все, кто зарегистрировался на сайте – автоматически подписываются на рассылку. Если вы не согласны – уберите галочку» — нарушение закона, пользователь может идти подавать на вас в суд и получать компенсацию. И уж поверьте, американец или европеец не упустит случай поживиться за ваш счет – глупо отказываться от денег, если вы сами их только что подарили, пусть и не ведая того. Поэтому первое, что вам надо выяснить, прежде чем начать рассылку по стране – применяется ли в ней принцип opt-in, либо он не применяется, но при этом должны быть соблюдены другие формальности.

2. Принцип OPT-OUT

Это возможность в любой момент отписаться от рассылки. Именно поэтому строчка в вашем письме «если вы хотите отписаться – пройдите по ссылке» не просто формула вежливости, или «так принято» — это защита от штрафов и судебных разборок.

3. Принцип идентификации отправителя

Сокрытие адреса отправителя, попытка спрятаться за проксями, некорректно заполненное поле «From» — в большинстве перечисленных выше стран являются основанием для начала тяжбы с вами. Также, под этот принцип попадает обязательное указание адреса компании в письме.

4. Принцип релевантности контента и заголовка

Заголовок письма не должен вводить в заблуждение, должен соответствовать теме письма. Как правило, также требуется, чтобы в теле рекламного письма ставилась пометка, означающая, что письмо – рекламное. Так например, американский CAN-SPAM Act (Controlling the Assault of Non-Solicited Pornography and Marketing Act) предусматривает, помимо всего прочего, что непрошенная коммерческая рассылка должна содержать в теме письма пометку «AD» — сокращение от «Advertisement» — «реклама».

5. Запрет на использование софта для сбора адресов

Нельзя парсить адреса, собирать их путём просмотра веб-узлов, нельзя подбирать их методом подстановки символов.
Понятие «спам» не везде одинаково

Надо оговориться, что в разных странах само понятие спам определяется неодинаково. Для того, что будет категорично расценено как спам в одной стране, может быть ограниченная «лазейка» в другой. Для сравнения: в Германии допустимо делать рассылки, если клиент ранее что-то покупал у компании. В Великобритании под действие антиспам-закона попадают только частные адреса, тогда как на рабочую почту действие закона не распространяется. Американский антиспамовый закон не предусматривает обязательного соблюдения принципа opt-in, но при этом может накрыть вас медным тазом за несоблюдение прочих принципов, таких как, например, opt-out, пометка AD, идентификацию отправителя.

Справочный материал:

  1. Исследование Международного Совета по Теллекоммуникациям [6], 2005 – в 58 странах мира
  2. Анти-спам законодательные акты по странам [7], список ресурса Wikipedia
  3. Директива Евросоюза [8], на базе которой разработано анти-спам законодательство большинства европейских стран
  4. Обзор [9] приложения закона о рекламе РФ к распространению спама
  5. Германский Акт о недобросовестной конкуренции [10], регулирующий маркетинг почтовых рассылок в стране: штрафы до 50 000 евро
  6. Североамериканский CAN-SPAM Act [11] и рекомендации для бизнеса [12] в соответствии с его требованиями
  7. Австралийский Spam Act 2003 [13] – одно из самых суровых законодательств по борьбе со спамом

И на закуску — предыдущий пост в нашем блоге был как раз о том, как UniSender [14] борется с попытками спамеров использовать наш сервис: Как работает антиспам UniSender [15].

P.S. Читайте полезные материалы и задавайте вопросы про email-маркетинг нашим специалистам на facebook-странице UniSender [16]. Like [16]?

Автор: unisender


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/blog-kompanii-unisender/14168

Ссылки в тексте:

[1] вести рассылку по всем правилам: http://habrahabr.ru/company/unisender/blog/107127/

[2] жестких санкций: http://www.reuters.com/article/2012/01/24/us-nokia-australia-idUSTRE80N0IM20120124

[3] на уровне 50 000 евро: http://www.virusbtn.com/news/2005/02_02_spam.xml

[4] сотнями тысяч евро: http://www.dw.de/dw/article/0,,1517976_page_1,00.html

[5] не только сильное законодательство, но и одни из лучших адвокатов: http://www.linkedin.com/groups/European-Spam-Laws-3754534.S.43036753

[6] Исследование Международного Совета по Теллекоммуникациям: http://www.itu.int/osg/spu/spam/legislation/Background_Paper_ITU_Bueti_Survey.pdf

[7] Анти-спам законодательные акты по странам: http://en.wikipedia.org/wiki/Email_spam_legislation_by_country

[8] Директива Евросоюза: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:32002L0058:en:HTML

[9] Обзор: http://www.securelist.com/ru/analysis/208050320/Zakon_O_reklame_i_spam_kto_pobedit?print_mode=1

[10] Акт о недобросовестной конкуренции: http://www.iuscomp.org/gla/literature/heidenreich.htm

[11] CAN-SPAM Act: http://uscode.house.gov/download/pls/15C103.txt

[12] рекомендации для бизнеса: http://business.ftc.gov/documents/bus61-can-spam-act-compliance-guide-business

[13] Австралийский Spam Act 2003: http://www.austlii.edu.au/au/legis/cth/consol_act/sa200366/

[14] UniSender: http://unisender.com/

[15] Как работает антиспам UniSender: http://habrahabr.ru/company/unisender/blog/150006/

[16] facebook-странице UniSender: https://www.facebook.com/UniSender