- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Экзамены TOEFL-IELTS как ориентир для развития. Фундаментальные апгрейды языка и их польза для разработчика

Экзамены TOEFL-IELTS как ориентир для развития. Фундаментальные апгрейды языка и их польза для разработчика - 1

Экзамены английского языка вызывают у большинства разработчиков негативную реакцию. В сети или в курилке часто можно услышать утверждения о том, что TOEFL/IELTS проверяют не уровень владения языком, а умение соответствовать шаблонам. Разработчики цепляются за свой B1 или даже B2/C1, который им дали на внутреннем ассессменте в компании или при прохождении 10-минутного онлайн-теста. Далее, у нас есть 2 пути. Вы можете принять ваш уровень и не развиваться, думая что вам «не нужно», «не моё» и так далее. Можете найти 100 причин отрицать международные общепринятые тесты и даже обойти их при миграции. А можете согласиться с тем, что ваш уровень не достаточно хорош при объективной оценке по критериям, и подумать над развитием и пользе для карьеры разработчика. Статья будет именно про второй путь, а конкретно:

  1. Развитие скорости чтения и использование правого полушария мозга [1] вместо левого
  2. Накрутка навыка письма через независимые эссе внутри Grammarly
  3. Турбонакрутка разговорной речи через комментирование своих действий в играх (RPG/RTS)
  4. Ускорение с помощью слепой печати
  5. Контроль промежуточных результатов через TOEFL GO

Когнитивные искажения

Для начала, я хотел бы отметить, что людям свойственно мыслить искаженно, и эти искажения могут иметь огромные негативные последствия для карьеры программиста. Например, «максимизация» или «сверхгенерализация». Представим себе условного программиста, который забросил английский в школе или на младших курсах из-за трудностей. Этих трудностей может быть огромное количество и они могут быть совершенно разной природы, начиная от неправильных подходов и материалов не по уровню, заканчивая личными особенностями восприятия и реальными отклонениями (например, дефицитом внимания). Максимизация заключается в том, что люди могут раздувать проблемы по амплитуде, а сверхгенерализация — раздувание по времени. Если у человека плохая слуховая память, то насколько? Надо всегда все выражать в численном виде и сравнивать с коллегами. Хуже только на 20% или на 180%? Может, стоит поискать какие-то упражнения или подходы, которые могут улучшить когнитивные способности в целом?

Обычно, именно отклонения являются причиной ступора в развитии. Ведь ментально здоровый человек в 25 лет, использующий современные подходы в обучении, сможет с удовольствием освоить новый язык за пару лет и сдать любой международный экзамен на B2/C1, и при этом останется ещё много свободного времени.

Вступление

Я хотел бы обратить особое внимание на идеологический подход к обучению, и дать вам верную установку. Сейчас я расскажу про 2 подхода к одной и той же задаче (сдача языкового экзамена), которые могут сильно отличаться и отразиться на вашей мотивации на протяжении нескольких месяцев или даже лет. Первый подход — смотреть на экзамен как на стрессовую ситуацию, сильно ограниченную по времени и которая будет требовать внтуренних усилий «по максимуму», чтобы успеть всё, пройти этот адовый круг и больше к этому не возвращаться. Второй подход — принять, что нехватка времени может быть связана с неправильным развитием языковых навыков и неправильных подходах к обучению. Скорректировать эти подходы, и добавиться того, чтобы в каждой из частей, где время ограничино, у вас ещё оставались свободные 5 минут.

18 июля 2020 года я сдал TOEFL на 98 баллов из 120 (С1), и в этой статье я открою вам некоторые уникальные подходы, которые мне пришлось выработать, чтобы сдать этот экзамен вопреки трудностям, проблемам и демотиваторам.

Сразу надо оговориться, что я не буду подробно разбирать общеизвестные фундаментальные апгрейды, такие как чтение текста без перевода и без гугл транслейта, просмотр видео без субтитров и написание текста / речи сразу на английском без промежуточного русского. Все это многократно упоминается в статьях и также знакомо репетиторам языковых курсов, и не представляет особых трудностей. Статья сфокусируется на уникальном контенте.

Также надо отметить, что обсуждение TOEFL vs IELTS выходит за рамки данной статьи. Я выбрал именно TOEFL, потому что многие годы придерживался чистого американского английского, и не очень хочу в будущем мигрировать в UK или Новую Зеландию, где именно IELTS является приоритетным. Также, я часто смотрю научные лекции по разным предметам (здоровье, питание, физиология) и меня устраивает академический язык. А ещё я знаю, что TOEFL сложнее IELTS по многим причинам, и является неким челленжем и хорошим ориентиром в этом смысле.

Будет ли работодатель платить больше за переход от B2 к С1

Нет, не будет (напрямую). В статьях про удаленную работу и миграцию часто можно встретить упоминание о том, что хороший английский «не пригодился». Не нужно питать себя иллюзиями о том, что добавление С1 в резюме как-либо его продвинет и увеличит шанс на более крутой оффер. Главная польза от перехода к С1 в том, что работа с англоязычным контентом станет намного более естественной и приятной. Это может экономить много сил и времени, особенно при развитии и обучении. А эффективное развитие и обучение уже само по себе может привести к более вкусным офферам и крутым позициям в компании. Также, переход между уровнями будет заставлять вас делать качественные скачки вперёд, которые могут косвенно сказаться на вашей работе. О них то и будет данная статья.

А главная польза от сдачи сертификата в измерении своего реального уровня и трекинга прогресса. Это может быть важным, очень важным мотиватором и отслеживанием результативности. Если вы поставили цель улучшить ваш уровень владения английского за пол года, то сертификат позволит выразить цель в численном виде и сделает её SMART-целью.

Часть 1 — Чтение

Я начал заниматься математикой в 12 лет и написал свою первую программу (игру) в 13 лет. Все это казалось для меня очень интересным и естественным. Примерно в это время мой мозг [1] переключился на доминирующее левое полушарие, которое отвечает за логику и аналитическое мышление [1], которое так хорошо подходит к программированию. Я с легкостью делал то, что обычным людям кажется сверхсложным и непонятным. Однако, с моим мозгом [1] случился весьма интересный парадокс. Левое полушарие полностью вытеснило правое и я практически разучился мыслить образами. Я не знаю, как объяснить это на уровне нейронауки и возможно ли. Это можеть как-то связано с тем, что я был переученным левшой. Если моя история напомнила вас, то можете отправить мне свою подробную историю на kciray8@gmail.com. Попробуем посследовать этот феномен.

Так вот, мое воображение практически полностю сдулось. Я получал удовольствие от написание программ и от решения математических задач, думал и рассуждал логически и вербально, увлекался естественными науками. Так прошло 12 лет. За это время я прочитал всего пару книг на русском языке, т.к. на чтение одной книги мог уйти месяц или даже больше. Вербальное чтение заставляло возвращаться назад и перечитывать одни и те же фрагменты текста много раз. Я знал, что это не естественно и что я как-то не правильно читаю, но закрывал на это глаза.

В 2016 году я потратил огромное количество времени на изучение английского языка и даже опубликовал статью Как я потратил 1000 часов на изучение английского языка в 2016 году [2]. Я потратил 80% времени и сил в магистратуре на английский язык, чтобы поднять его с А1 примерно до B1+. Я надеялся завершить магистратуру сдачей TOEFL на С1, но не мог даже на B2 его сдать по причине ступоров, в первую очередь в скорости чтения. Потом я устроился работать как Java Developer в EPAM, и снова стал задаваться этим вопросом про скорость чтения. Она не была ограничивающим фактором в карьере разработчика, однако её улучшение могло повлечь неявные бенефиты.

Для получения точки отсчета, я скачал мобильное приложение TOEFL GO, которое позволяет проходить отдельные части TOEFL за небольшую плату (около 300 руб за 1 блок чтения). Я прошел «Practice Test 1» с помощью моего «медленного» чтения, и на это ушло 1.5 часа вместо 1 часа. Я при этом правильно ответил на 37 из 42 вопросов, что существенно превышает граничный балл для C1. Но, при этом я сильно не успевал по времени и чувствовал себя уставшим, не готовым проходить остальные части.

После этого, я поставил цель улучшить скорость чтения в целом, и уже потом приступать к тестам. Я измерил скорость чтения, и попросил знакомых провести такие же измерения. Результаты были просто радикальными. Оказывается, что моя скорость чтения держиться на уровне младшей школы (как на русском, так и на английском). А у моих знакомых по универу скорость чтения вполне себе вписывается в норму. Мы исполльзовали сайт http://bukva.info/rapid/ [3] для измерения чтения на русском языке. Мне он дал 543 символов в минуту (WPM = 90), а у 4-х моих друзей он был в 2 или даже 3 раза больше! На тот момент я прочитал 5 книг на русском около 10 книг на английском с помощью вербального чтения, без формирования картинки в голове.

Я начал винить во всем дефицит внимания, который у меня всегда был. Во время чтения я часто отвлекаюсь и ухожу в свои мысли, что заставляет возвращаться назад и перечитывать предложения, а иногда даже целые абзацы. Я обследовался у невролога и изложил эту проблему, но даже опытный специалист не смог мне помочь, а стандартный набор обследований не выявил отклонений. Знакомые также рекомендовали мне попробовать просто очень быстро читать и дать мозгу [1] адаптироваться, но с вербальным чтением это не работает.

Потом я серьезно задумался: что я делаю не так? Ещё в 16 лет я слышал по телевизору утверждение о том, что телешоу не развивают воображение людей, в отличие от книг. Я тогда тупил и не мог понять, что они имеют в виду, как сухие книги без картинок могут вообще развивать воображение? Мне всегда казалось, что есть распространенное мнение «текст лучше, чем картинки». Во время чтения я всегда произносил текст про себя (Subvocalization [4]) и читал его на основе этого, добавляя какие-то рассуждения и заметки.

Потом у меня появилась идея, которая в корне изменила моё будущее. Я попробовал все также медленно читать, но при этом связывать каждое слово с образом в голове и пытаться как-то анимировать картинку. Поначалу, на 1 слово уходило от 2 до 10 секунд и это требовало существенных умственных усилий. Но всего через неделю, я начал вполне себе успешно читать, и анимировать картинку. Конечно, качество такой анимации было на уровне игр 2000-го года. И удерживать её в голове было не просто, а мозг [1] стремился переключаться обратно на вербальное чтение. Однако, уже через месяц качество картинки выросло до игр 2005 года, я прочитал большую (по моим меркам) книгу The Name of the Wind (662 страницы), и во время её прочтения преодолел скорость звука (WPM = 160). Раньше аудиокниги казались мне очень быстрыми, но теперь все изменилось. Это была отправная точка для успеха.

Когда я вернулся к TOEFL GO и прошёл «Practice Test 2», то смог справиться за 67 минут (почти успел в лимит), и вместо 88% качественно ответил на 95% (40/42), что можно интерпретировать как С1+. Это был один из поворотных моментов в моей жизни. В конце 2018 года я понял, что могу читать быстро и качественно. Также надо заметить, что визуальное чтение помогло мне воспринимать текст как единое целое и как связанный поток информации. Если раньше я стремился все анализировать и делить, то теперь наоборот. Я также пытался полностью «думать образами» (Visual thinking [5]) и вроде как даже достигал 70% в день, но мозг [1] все равно ломался и хотел обратно.

Польза для разработчика

Знакомые из EPAM заметили, как я быстро сканирую Stack Overflow и гугл. И действительно, развитие переферического зрения привело к более быстрой обработке больших объемов информации. Если я почитал утром 30 минут, то потом мой мозг [1] «разогнан» на художественной литературе и можно читать что угодно и быстро. Но, даже если я не практикую визуальное чтение, то начитанность оставляет отпечаток в виде более эффективного вербального чтения.

Навык чтения может быть особенно полезен, если программист много гуглит или ищет что-то в документации. А если применить его за пределами IT, то можно получить огромный бонус в чтении книг по саморазвитию, менеджменту или психологии. Или редкие технические книги. Все это может сильно сказаться на вашем карьерном росте как специалиста.

Также, некоторые крупные компании имеют R&D отделы, и программистам приходиться читать научные статьи и базировать свою разработку на них. В таком случае, навык быстрого чтения и академический английский очень и очень важны.

Но главная идея, которую я хочу донести до вас — пробуйте TOEFL/IELTS, найдите ваши узкие места и попробуйте их исправить, а потом посмотреть на последствия.

Часть 2 — Письмо

Навык письма мне всегда давался легко и естественно. Я был уверен, что эссе не вызовут у меня никаких проблем. Но проблемы все-таки были. Когда я первый раз попробовал TOEFL Independent Essay, я был удивлен тому, что мне банально не хватает времени на написание (требуется 35-40 минут вместо 30). Да и по размеру мои эссе не всегда укладываются в рекомендуемые нормы. Я то думал, что мой навык письма супер-офигенный, ведь он лучше, чем у большинства моих коллег из IT. Тогда я взял долгий список из 104 тем для независимого эссе [6] и стал писать по 2 эссе в день внутри Grammarly, по вечерам после работы. Даже бесплатная версия Grammarly находила огромное количество ошибок и опечаток. 40 эссе хватило, чтобы натренероваться писать 1 эссе за 20-25 минут, с запасом укладываясь в 30 минут.

Также надо добавить, что я после первых неудачных попыток взял паузу на неделю и развил слепую печать, которая существенно ускорила написание эссе и добавила экономию сил. До этого я 13 лет печатал с регулярным поглядыванием на клавиатуру (что добавляло нагрузку на глаза), а также мои руки гуляли по клавиатуре, вместо того, чтобы выучить ASDF JKL: паттерн и использовать его как базу. Всего неделя вложения, а она изменила всю мою будущую печать до конца жизни. Вот как фундаментально!

Спасибо разработчикам TOEFL за то, что они повысили планку и сделали ограничение по времени. Оно заставило меня задуматься и проапгредить мой навык письма и печати.

Польза для разработчика

Собственно, слепая печать ускоряет редактирование кода и выводит его на новый уровень комфорта, а сам навык быстрого и грамотного письма позволит лучше коммуницировать с зарубежными заказчиками, тратить на это меньше сил и больше удовольствия. Также, есть перспективы опубликовать техническую книгу на Амазон и получать с нее пассивный доход. А ещё, публикации статей на всяких зарубежных сайтах или даже в журналах.

Также, я заметил у себя рост критического мышления [1], когда по какой-то спорной проблеме сразу возникает четкий список из аргументов (на 1 эссе я всегда приводил 3 аргумента). Мы то с вами знаем, что на собеседованиях часто смотрят не на саму информацию, которую человек вспомнил, а именно на его ход мыслей (КАК он это вспомнил и как он рассуждает при этом).

Часть 3 — Разговорная речь

Speaking в TOEFL сводится к записыванию ответов на микрофон длительностью в 45-60 секунд, при этом время на подготовку не большое (около 15 секунд). Возможно, это не самая приятная часть TOEFL, но из неё тоже можно сделать много интересных выводов. Самый простой вывод — вам не дается время, чтобы исправлять ошибки в словах и предложениях перед их произношением. Произносить нужно с первого раза и хорошо, и при этом речь будет оцениваться по ряду критериев, в том числе на обилие словарного запаса, адекватность применения слов и даже на правильность грамматических конструкций. Возникает вопрос — как накрутить разговорную речь?

Сразу скажу, что я никогда не любил занятия с репетиторами. Они скучны, проходят по графику, а ещё требуют большие суммы денег. И проблема не в отсутствии денег, а в том, что не хочется их тратить в таком количестве на то, что можно сделать самому. Я перепробовал большое количество подходов к самостоятельному развитию спикинга и был очень настойчив. Внутри, я чувствовал что он где-то рядом и нужно продолжать пробовать. В 2019 году мои старания были награждены.

В интернете очень много статей-сборников советов для изучающих английский язык. Они могут быть очень полезны для начинающих, и в целом дают правильные установки. Один из таких советов — «комментируй свои действия». Я решил возвести его в абсолют и применить к играм. Первое время сам процесс был непривычен, я говорил медленно и с большим количеством ошибок, ведь вся речь была произнесена без предварительной обработки, в чистом виде. Но, уже после 5 часов такой игры я чувствовал, что процесс стал естественным дополнением игры и даже добавил новый уровень погружения. За пару месяцев в 2019 и месяц в 2020 я наговорил 142 часов чистого разговорного (использовал самописное приложение для трекинга). На речь приходилось от 50 до 70% от всего игрового времени, и большую часть из этого она шла в фоновом режиме и не мешала играть.

Я с изумлением наблюдал, насколько моя разговорная речь растет. Я отработал огромное количество грамматических конструкций до полного автоматизма. Я отдавал предпочтение играм типа Risen/Gothic 2 с насыщенным игровым миром и с большим количеством диалогов внутри самой игры. Они естественно переплетались с моей речью и получалась некоторая симуляция реального мира. Утром я ставил произношение с помощью скороговорок (Tongue Twisters), а днем я играл 3-4 часа. Я был поражен тем, насколько легко дается сам процесс игры и насколько естественно развивается язык.

Экзамены TOEFL-IELTS как ориентир для развития. Фундаментальные апгрейды языка и их польза для разработчика - 2

Надо ещё упомянуть один мощный побочный эффект от комментирования своих действий в играх. Если вы играли в таком режиме 2 часа, то мозг [1] продолжает думать на английском ещё некоторое время (30 минут), давая вам бонус +25%. Если вы играете 4 часа и перед сном, то бонус может быть увеличен до +50% или даже до +200%, когда вы заснули и во сне много думали и разговаривали на английском языке. Получайте бонусы не только в играх!

Я неоднократно слышал о том, как юные геймеры развивали английский, играя в CS или MMORPG. Тем не менее, я скептичен по поводу эффективности данного подхода, т.к. обычно уровень лексики игроков в CS оставляет желать лучшего (не факт, что поможет вам дотянуть даже до B2). А в MMORPG общение сфокусировано в чатах, и я не знаю, как заставить нейтивов общаться с изучающим английский язык незнакомцем и получить хотя бы 100 часов спикинга из этого. Возможно, что это возможно с помощью манипулятивных уловок или хитростей. В любом случае, я терпеть не могу MMORPG, да и с моими реальными друзьями не играю. А вот старые игры — я их могу регулярно перепроходить каждые 2-3 года. В общем, это методика на любителя.

Польза для разработчика

Автоматизация разговорной речи может помочь на собеседованиях в зарубежных компаниях. Основная польза заключается не в том, что заказчику понравиться ваша речь без ошибок, а в том, что формирование и корректировка предложений не будет вас отвлекать от сути. Вы сможете сфокусироваться на конкретно заданных вопросах и лучшеувереннеебыстрее на них ответить, а это улучшает впечатление и кажется, что соискатель лучше разбирается в технической части.

Также, на алгоритмических собеседованиях часто важно не решить задачу, а показать правильный ход мыслей и правильно общаться с рекрутером (задавать правильные вопросы). Улучшенная коммуникация может повысить ваши шансы.

Часть 4 — Слушание

Успех в использования правого полушария и воображения при чтении был также перенесен в слушание. Первый раз, когда я попробовал ассоциировать слова персонажей с образами и внедрять эти образы во время просмотра (хоть это требует дополнительных усилий), я испытал какой-то довольно мощный эмоциональный оргазм и удовольствие от фильмов было повышено в 2-3 раза на 2 дня. Потом мозг [1] перегорел на несколько дней и я вообще не мог ничего смотреть. Затем, я адаптировался к такому режиму просмотра и стал получать стабильно +20-30% к удовольствию и +5-8% к распознаванию речи. Я проводил эксперимент с детским сериалом The Dragon Prince, и благодаря этой методике мой процент понимания поднялся до 90-95% (был 80%), что по-ощущениям довольно круто. Взрослые сериалы я все ещё понимаю на 70-80%, и проблема наверно уже в лексике.

Польза для разработчика

Надо сказать, что я ещё не оформил полноценных экспериментов в данном направлении. Возможно, что можно будет увеличить удовольствие от просмотра профильных конференций типа JavaOne, или же технических лекций. Также, теоретически можно использовать образное мышление [1] для развития памяти (метод Memory Palace), чтобы быстрее адаптироваться на новом проекте на работе.

Кстати, свободный просмотр сериалов и фильмов в оригинале может повысить ваш уровень счастья в целом. Я не могу ссылаться на исследования, но я на 100% уверен, что разница между оригиналами и переводами очень большая, т.к. содержание и язык буквально подогнаны друг под друга, а профессионализм и эмоции оригинальных актеров просто несравнимы с переводчиками.

Вполне возможно, что кто-то из вас вовсю использует правое полушарие головного мозга [1] во время кодинга и свободно между ними переключается от природы. В таком случае, ценность этой части статьи для вас в том, чтобы в очередной раз задуматься, что мешает конкретно вам воспринимать речь на слух эффективно. Ведь в статье я описываю именно мои трудности, а у вас они могут иметь совершенно другую природу. Главное — больше измеряйте!

Заключение

Через пару недель мне исполняется 27 лет, и я уже С1. Когда-то я думал, что начинать изучать английский в 23 года поздно, ведь я не получил тех супер-бонусов, которые есть у детей. Теперь я понимаю, что мне ещё 3 года до 30 лет и 5 лет до 35, и за это время я успею использовать английский язык во многих сферах жизни. Желаю удачи, и жду ваших комментариев!

Экзамены TOEFL-IELTS как ориентир для развития. Фундаментальные апгрейды языка и их польза для разработчика - 3

Автор: Ярослав Баранов

Источник [7]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/budushhee-zdes/355350

Ссылки в тексте:

[1] мозга: http://www.braintools.ru

[2] Как я потратил 1000 часов на изучение английского языка в 2016 году: https://habr.com/ru/post/370031/

[3] http://bukva.info/rapid/: http://bukva.info/rapid/

[4] Subvocalization: https://en.wikipedia.org/wiki/Subvocalization

[5] Visual thinking: https://en.wikipedia.org/wiki/Visual_thinking

[6] список из 104 тем для независимого эссе: https://toeflibtee.com/104-toefl-independent-writing-topics/

[7] Источник: https://habr.com/ru/post/512346/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=512346