- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Что такое «цифровая трансформация» и «цифровые активы»?

Сегодня я хочу поговорить о том, что такое «цифра». Цифровая трансформация, цифровые активы, цифровой продукт… Эти слова звучат сегодня отовсюду. В России нацпрограммы запускают и даже министерство переименовывают, но читая статьи и доклады натыкаешься сплошь на округлые фразы и невнятные определения. А недавно по работе я был на совещании «высокого уровня», где представители одного уважаемого института, готовящего кадры в сфере информационных технологий на вопрос «В чем разница между информатизацией и цифровизацией» ответили, что «это одно и то же — просто цифровизация — это такое хайповое словечко».

Мне кажется, пора разобраться.

Если вы попробуете где-то найти четкие определения, их нет. Обычно отталкиваются от технологий (мол там где внедряют биг дату, искусственный интеллект и тому подобное — там цифровая трансформация). Иногда во главу угла ставят участие человека (мол если роботы вытесняют людей это и есть цифровизация).

У меня же другое преложение. Я предлагаю найти критерий, который поможет отличить «цифровое» от «обычного». Найдя критерий мы выйдем на простое и понятное определение.

Чтобы не устаревать, этот критерий не должен аппелировать ни к технологиям (они появляются, как грибы после дождя), ни к участию людей в технологическом процессе (это история уже «отработана» технологической революцией).

Обратим внимание на бизнес-модель и продукт. При этом продуктом я называю нечто (товар или услугу), что несет в себе ценность (например, торт, автомобиль или стрижка в парикмахерской), а бизнес-моделью — набор процессов, направленных на производство ценности и доставку ее потребителю.

Исторически продукт был «обычным» (если хотите — говорите «аналоговым», но по мне так «буханка аналогового хлеба» — звучит вычурно). В мире были есть и будут масса обычных товаров и услуг. Всех их объединяет тот факт, что для производства каждой копии такого продукта нужно затратить ресурсы (как говорил кот Матроскин, чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное). Чтобы сделать буханку хлеба нужны мука и вода, чтобы сделать автомобиль нужно много всего, чтобы постричь кого-то нужно потратить время.

Каждый раз, для каждой копии.

А есть такие продукты, стоимость производства каждой новой копии которых равна нулю (или стремится к нулю). Например, вы записали песню, сделали фото, разработали программу для айфона-андроида и все… Вы продаете их снова и снова, а они у вас, во-первых, не заканчиваются, а во вторых, каждая новая копия вам ничего не стоит.

Идея не нова. В мировой истории есть масса примеров продуктов, производство каждой копии которых не стоило ничего. Например, продажа участков на луне или более близкие к нам паи в какой-нибудь финансовой пирамиде (например, билеты МММ). Обычно это было что-то незаконное (при этом я сейчас даже не об уголовном кодексе, а о том самом законе сохранения «энергии-материи-жизни-вселенной-и-всего-такого», который озвучил кот Матроскин).

Однако, с развитием технологий (появлением компьютеров, компьютерных сетей, и всего производного от них — облачных технологий, искусственного интеллекта, биг даты и т. п.) появилась уникальная возможность копировать продукты бесконечно и бесплатно. Кто-то воспринял это буквально и просто на ксероксе копировал деньги (но это опять таки незаконно), а вот продажа оцифрованных музыкальных композиций на Ай-тюнс, цифровых фотографий в фотобанках, приложений в Гугл-плей или Аппстор — все это законно и довольно прибыльно, ведь, как вы помните, каждая новая копия приносит деньги и не стоит ничего. Это и есть цифровой продукт.

Цифровой актив — это то, что позволяет производить продукт (тиражировать товар или оказывать услугу), себестоимость производства каждой следующей копии которых стремится к нулю (например, ваш интернет-магазин, через который вы продаете что-то или база данных датчиков атомного реактора, которая позволяет строить прогнозы и проводить эксперименты).

Цифровая трансформация — это переход от производства материальных продуктов к производству цифровых продуктов, а также (и/или) переход к бизнес-моделям, использующим цифровые активы.

Как видите, все просто. Такая вот трансформация.

Автор: rvignatenko

Источник [1]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/chital-ny-j-zal/317413

Ссылки в тексте:

[1] Источник: https://habr.com/ru/post/451440/?utm_campaign=451440