- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл

У Сиэтла существует, пожалуй, больше всех народных названий из крупных городов США: от «ворот на Аляску» и «города дождей» до Jet City и Emerald City, а с недавних пор и King of the Cloud. Три компании сформировали Сиэтл в его нынешнем виде, обеспечив три волны экономического развития. Сначала Boeing, потом Microsoft, а в последнее время — Amazon. При этом резкий наплыв за последнее десятилетие ИТ-сотрудников с з/п в среднем, в два раза выше медианных по региону, вызвал острейший дефицит жилья. В центре сносились целые кварталы доступного жилья, на их месте строились дорогие апартаменты. Всё большее число бездомных стало заполнять улицы Сиэтла, местами из-за палаток город стало просто не узнать. Попробуем разобраться в произошедшем.  

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 1

Паром из Эдмондса, пригорода Сиэтла, на фоне гор национального парка Олимпия. Источник: Seattle Times [1]

1. Агломерация и транспортное планирование

Сиэтл на берегу залива Puget Sound в северо-западной части США имеет население около 740 тыс. человек, и является центром округа Кинг (King County) штата Вашингтон, образуя агломерацию с населением 4 млн человек (Seattle metropolitan area). Вместе с Портлендом, столицей соседнего штата Орегон, и Ванкувером, столицей канадской провинции Британская Колумбия, он образует Cascadia [2] (встречается Pacific Northwest), — один из крупных трансграничных мегарегионов с общим населением 9,3 млн человек. Это более аморфное социально-экономическое образование пока не имеет административных координационных органов, но возможное строительство высокоскоростной ж/д линии UHSGT [3] это изменит.

Мегарегион называется так по Каскадным горам — крупному горному хребту к востоку и югу от залива Puget Sound, который препятствует дальнейшему прохождению насыщенных водой воздушных масс с побережья Тихого океана, выпадающих осадками. Из-за этого Сиэтл получил не вполне заслуженное прозвище «города вечных дождей». Хотя общее количество осадков там меньше [4], чем в Нью-Йорке или Майами, — просто часто облачно или моросит мелкий дождь (правильнее его называть скорее «самым облачным городом»). Но когда там светит солнце, а это, в основном, май-сентябрь, окружающая природа превращает его в настоящий Emerald City, «изумрудный город». К слову, солнце периодически поглядывает на протяжении всего года, просто погода весьма переменчива.

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 2

Cascadia megaregion (слева) и агломерация Сиэтла (справа)

В Сиэтле хорошо развита система общественного транспорта на базе магистральных и городских автобусов с выделенками [5] (King County Metro), трамваев и лёгкого метро (Sound Transit), а также паромов (Washington State Ferries — одна из крупнейших в мире систем по пассажиропотоку). Их биллинг интегрирован, поэтому можно иметь одну ORCA card для всех видов транспорта. Благодаря удобству системы быстрый рост населения в Сиэтле и окрестностях не привёл к транспортному коллапсу — да, пробок стало больше, но без общественного транспорта, доля которого в поездках достигает уже 57% (на авто ездит 25%) был бы полный швах. Кстати, большинство работодателей в той или иной мере компенсирует транспортные расходы своим работникам на общественный транспорт, — не Токио, конечно (о шинкансенах я уже писал [6]), но тем не менее. 

Успех общественного транспорта связан с созданием регионального совета (PSRC) со статусом Metropolitan Planning Organization, организации планирования развитием транспорта и экономики в масштабах всей агломерации Сиэтла. Для этого PSRC, объединяющий четыре округа (King, Pierce, Snohomish и Kitsap) с 82 городами и общей территорией 16,3 тыс. км2, разработал общую транспортную стратегию VISION 2040 [7]. Не везде в США да и в мире в целом такое удаётся сделать. Часто противоречия, политика и просто субъективные факторы мешают совместному транспортному планированию в масштабах агломерации, — практически всегда её социально-экономические границы не совпадают с административными. Ситуация только усложняется при расположении агломераций на территории сразу нескольких административных единиц, как в случае с Нью-Йорком (штаты Нью-Йорк, Нью-Джерси и Коннектикут) или Канзас-Сити (штаты Канзас и Миссури, интересны правовые коллизии [8]). 

Говоря о развитии транспорта Сиэтла, нельзя не рассказать о двух примечательных тоннелях. Транзитный DSTT [9] длиной чуть более 2 км проходит под центром города, с 1990 по 2005 гг. он использовался для автобусов, а после модернизации с прокладкой углублённых рельсов — совместно с лёгким метро. Интересно было наблюдать, как автобусы и вагоны ждали друг друга на станциях и по очереди шныряли в тоннель. Такое решение до перехода на эксклюзивное использование лёгким метро в 2019 г. было единственным в США. 

А второй — State Route 99 tunnel также известный как Alaskan Way Viaduct replacement tunnel. С 1953 по 2019 гг. двухуровневый 99-й хайвэй, построенный над набережной Сиэтла, отделял город от кромки воды. Он бы простоял ещё столько же, если бы не получил серьёзные повреждения во время землетрясения 2001 г. В итоге приняли решение его снести, заменив двухуровневым тоннелем длиною 3,2 км. Для этого Hitachi спроектировал и построил самый большой в мире [10] проходческий щит диаметром 17,5 м, получивший имя Bertha. Не пройдя и четверти пути, она сломалась (всё-таки скальный грунт), ремонт занял два года. Разбирать её снова не стали, а проложили для ремонта вертикальную шахту к голове щита. Тоннель закончили в итоге лишь в начале 2019 г. На месте двухуровневого виадука уже началось масштабное строительство нового паркового променада [11]

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 3

2. Три волны развития Сиэтла

▍ Как Сиэтл стал Jet City

В 1916 г. первый гидроплан Боинга (William Boeing) взлетел с Lake Union, в том же году он основал компанию Pacific Airplane Company, позднее ставшую The Boeing Company. Он не был местным, — сын немецких эмигрантов вырос в Детройте. Занесло его в дикий и глухой тогда штат Вашингтон случайно — начинал он как лесопромышленник. Собственно, обилие леса (самолёты тогда были деревянными/фанерными) и удачное расположение Сиэтла между заливом Puget Sound и Lake Washington, и определили будущее города, когда Билли увлёкся авиацией. После вступления США в WWI военные заказали у Boeing 50 гидропланов, бизнес начал стремительно развиваться (военные останутся важнейшим заказчиком для компании). В 1929 г. Boeing объединился с Pratt & Whitney, образовав вертикально-интегрированную United & Transport Corporation. Но в 1934 г. Правительство США обвинило корпорацию в монополизме, разделив на три независимых подразделения: саму Boeing Airplane Company, United Aircraft (Pratt & Whitney, Chance Vought и Sikorsky) и United Air Lines. 

Билли Боинг не перенёс этого, постепенно начав отходить от руководства компанией, предпочтя тихую жизнь на яхте и разведение лошадей. Бизнес Boeing после ухода основателя шёл ни шатко ни валко, пока его сильно не подстегнула начавшаяся война и массовое производство «летающих крепостей» — дальних бомбардировщиков Boeing B-17, а к середине войны и стратегических Boeing B-29. Количество сотрудников на заводах в Сиэтле и в других штатах выросло в несколько раз. Но есть какая-то злая ирония в том, что в одном из своих воздушных рейдов 1945 г. B-17 в пух и прах, среди прочей половины Рейха, разбомбили [12] и Hohenlimburg — городок сталелитейщиков, откуда родом была семья отца Основателя, Wilhelm Böing. Сам Билли Боинг умер в 1956 г., так и не успев стать свидетелем расцвета мировой гражданской авиации на основе творений его конструкторов и инженеров, — первое послевоенное десятилетие основной доход корпорации продолжали приносить заказы Пентагона. Однако за пару лет до смерти он всё-таки был приглашён на торжественную церемонию выкатки Boeing 367-80, позже ставшего знаменитым Boeing 707. 

Бизнес Boeing на протяжении всей истории корпорации развивался волнообразно, то падая, то вновь восстанавливался вслед за национальной и мировой экономикой. Сообразно менялась и численность сотрудников корпорации, то превышая 100 тыс. человек, то опускаясь до 40-50 тыс. Неизменным оставалось одно — каждое рабочее место в отрасли формировало ~ три дополнительных места в смежных секторах. И если в 2016 г. в штате Вашингтон на Boeing работало 75 тыс. человек, то в смежных отраслях трудилось ещё 192 тыс. (итого 267 тыс. человек). В итоге в 2015 г. на авиакосмический сектор приходилось 59% экспорта всего штата Вашингтон. Такой мультипликативный эффект [13], а также ведущая роль Boeing, несмотря на взлёты и падения занятости, обеспечили формирование в Сиэтле и окрестностях крепкого среднего класса [14]. Именно авиазаводам Boeing город обязан превращением из никому не известного провинциального городка на диком северо-западном побережье в один из мировых hi-tech-центров. Авиапромышленность, подобно автопромышленности Мичигана и Детройта, стала массовым социальным лифтом. Она дала рабочим без высшего образования не только возможность достойно заработать, но и отправить своих детей в колледж — залог будущего бума техно-хипстеров в Сиэтле и окрестностях, начавшегося со второй половины 1980-х гг. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 4

Динамика занятости Boeing в штате Вашингтон (Сиэтл, Рентон, Эверетт, Оберн, Фредериксон) за последние 100 лет. Источник: Mark Nowlin, The Seattle Times [14]

▍ Boeing 747: рождённый в тени старшего брата

В начале 1960-х гг. Pan Am Airlines, ключевой гражданский заказчик Boeing того времени, пожиная плоды бурного роста воздушных перевозок, убедил компанию разработать самолёт с пассажировместимостью, вдвое превышающей предыдущую модель 707. Pan Am сделал твёрдый заказ на 25 бортов на сумму $525 млн при условии начала их поставок уже к 1969 г. В итоге на всю программу разработку у Boeing оставалось лишь 28 месяцев, — на треть меньше, чем требовалось для разработки лайнера обычных размеров. Работы с самого начала шли в авральном режиме. И это при том, что в компании не особо верили в коммерческий успех такого большого лайнера, сразу же заложив возможность его быстрого переоборудования в грузовой самолёт, — отсюда и характерная поднятая вверх кабина, а также закрепившееся jumbo jet. 

Тогда Boeing надеялся продать хотя бы три-четыре сотни машин, воспринимая проект как второстепенный [15] по сравнению с 2707 SST — амбициозным проектом пассажирского сверхзвукового авиалайнера на 300 пассажиров и скорость в 3 Маха (у Concorde была вместимость 100 человек и скорость 2 Маха). Уже потом силуэт Boeing 747 станет иконой промышленного дизайна, и по всему миру их будет продано более 1500. Авиалайнер, получивший среди лётчиков прозвище Queen of the Skies, за счёт резкого роста пассажировместимости (440 против 180 у Boeing 707), изменил саму экономику [16] авиаперевозок, сделав их по-настоящему массовыми. Да, сейчас он постепенно уходит, как и А380, просто с середины 2000-х начал меняться сам рынок авиаперевозок в пользу менее вместительных, но более гибких двухдвигательных моделей.

Ещё в 1966 г. под производство первого широкофюзеляжного лайнера начали строить отдельный авиазавод, выбрав небольшой городок дровосеков Эверетт к северу от Сиэтла. До сих пор Boeing Everett Factory [17] площадью 398 тыс. м2 — крупнейшее здание мира. Но тогда проект 747 по-прежнему воспринимался руководством «гадким утёнком», — все бредили идеей сверхзвуковых полётов (Ту-144 совершил первый полёт 31 декабря 1968 г., первый полёт Concorde — в марте 1969 г.), туда брошены все силы. Несмотря на это, постепенно 4,5 тыс. человек инжинирингового департамента Boeing становятся ядром для коллектива из 50 тыс. человек, так или иначе оказавшихся вовлечёнными в работы над jumbo jet. В итоге первый полёт 747 состоялся в феврале 1969 г., как и было обещано Pan Am. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 5

Производство 747-8 в Эверетте будет остановлено в ноябре 2022 г. Длина его фюзеляжа в 2 раза больше расстояния, которое пролетел Kitty Hawk, первый самолёт братьев Райт. Источник: Boeing

Между тем в мае 1971 г., несмотря на сильную поддержку администрации Никсона, Конгресс США проголосовал за отмену проекта Boing 2707 SST (денег на всё сразу не было, — лунная программа была всё ещё в приоритете, плюс шла война во Вьетнаме). Это был удар ниже пояса для Boeing, — закрытие такого масштабного проекта ввиду больших затрат на программу 747 и параллельное создание ближнемагистрального 737, будущего бестселлера на основе 707/727, привело к увольнению 60 тыс. человек. Ещё 43 тыс. человек потеряло работу в смежных отраслях. В итоге за SST прочно закрепилось хлёсткое прозвище [18] самолёта, который «чуть не съел Сиэтл».

На пике в июне 1968 г. в штате Вашингтон на Boeing трудился каждый пятый, а Сиэтл того времени справедливо называли world's largest company town. Продажи только вставших на крыло 737 и 747 тоже не обнадёживали, — по всей авиаиндустрии очень больно ударил нефтяной кризис октября 1973 г. До 85% бизнеса Boeing того времени были связаны с продажами гражданским авиакомпаниям, которым резко стало не до закупки новых самолётов. Перед Сиэтлом замаячил призрак Детройта, failed city. Произошёл какой-то психологический надлом [19], начался отток жителей, продажи недвижимости рухнули на 35%, продажи новых авто — на 50%, уровень безработицы подскочил до 17% и т.д. Именно в это время и появился знаменитый билборд, zeitgeist того времени. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 6

Знаменитый билборд двух риелторов Bob McDonald и Jim Youngren. К 1971 г. Boeing уволил 60 тыс. человек. Автор: Greg Gilbert The Seattle Times [20]

▍ Роль Microsoft в диверсификации экономики Сиэтла

Ключевым событием в диверсификации экономики города стал перенос в 1979 г. штаб-квартиры Microsoft из Альбукерке в Белвью. Этот пригород Сиэтла был родным для со-основателей Билла Гейтса и Пола Аллена городка (всё-таки семейная поддержка что-то да значит). И по некоторым оценкам, только выход Microsoft на IPO через семь лет сделал долларовыми миллионерами 12 тыс. сиэтлитов, сотрудников компании. Уже потом, по мере роста бизнеса, от Microsoft стали отделяться различные спин-оффы либо выходцами из компании основывались другие стартапы. Поэтому значение корпорации для создания мощной ИТ и венчурной экосистемы вокруг Сиэтла трудно переоценить. 

Уже на этой базе где-то с середины 2000-х гг. начал быстро расти и Amazon. Сегодня в Сиэтле и его окрестностях (Редмонд, Белвью, Эверетт и др.) располагаются штаб-квартиры Expedia, Zillow, Tableau, F5 Inc, Valve, T-Mobile, Getty Images, Alaska Airlines, Nintendo America, PACCAR Inc, Blue Origin и Fortive, крупные офисы Google и Facebook (по 6 и 5 тыс. сотрудников соответственно), Oracle, Salesforce, SAP и пр. Здесь занимательная инфографика [21] 2012 г. по сравнению King of the Cloud, как стали называть Сиэтл после начала ИТ-бума, с Кремниевой долиной. Кстати, в 2021 г. Сиэтл занял второе место [22] по средним з/п в hi-tech в США ($158 000/год), а в этом году — стал лучшим городом для соискателей в сфере STEM.

На март 2021 г. Microsoft имел в агломерации Сиэтла 57 тыс. сотрудников, примерно треть от их общей численности по всему миру. Ну а на первое место вышел Amazon, который по итогам 2020 г. из-за глобального бума электронной коммерции в пандемию нанял ещё 16,5 тыс. сотрудников, доведя их число в регионе до 80 тыс. человек. Boeing же, после увольнения более 20 тыс. сотрудников во время кризиса с 737 Max, продолжившегося из-за пандемии, имел на конец 2021 г. менее 56 тыс. сотрудников. Вот такая «большая тройка» работодателей агломерации Сиэтла. Есть, конечно и другие крупные компании средней руки, формирующие костяк экономики региона, такие как образовательный кластер (University of Washington и Washington State University, совокупно более 32 тыс. человек), медицинский кластер, ритейл (Nordstrom и Costco Wholesale Corporation с 11 тыс.), крупнейшая в мире система паромного сообщения, гражданские и военно-морские верфи и базы ВМФ и пр.

Говоря о потере Boeing лидерства среди работодателей региона, следует помнить о мультипликативном эффекте занятости в смежных отраслях. Поэтому Сиэтл и его окрестности до сих пор остаются центром крупнейшего в США аэрокосмического кластера. На положение дел поначалу не повлиял даже перенос в 2001 г. штаб-квартиры в Чикаго после слияния с McDonnell Douglas. Захват власти пришлым менеджментом с токсичной корпоративной культурой и постепенная потеря «инженерного духа» в угоду финансистам породил грустную шутку «McDonnell купил Boeing за деньги Boeing [23]». Именно после этого «новый» Boeing начал выводить производства [24] в другие штаты США с менее сильными профсоюзами и более низкой з/п, а также широко полагаться на аутсорсинг. Именно в том решении лежали корни бед с 737 MAX и частично с 787 [24] («Boeing уже не тот, он перестал заботиться о людях» — примерно такое можно услышать от старожилов и ветеранов-производственников).

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 7

▍ Гордость и проклятие Сиэтла: не только уши Безоса

Джефф Безос основал Amazon в Белвью в 1994 г. Можно сказать, что это стало третьим ключевым событием для всего региона в XX в. после Boeing и Microsoft. Выбор места был не случаен, рядом в Редмонде уже обосновался Microsoft и вокруг крутилось много амбициозных программистов. Безос не был местным, он выбрал штат [25] Вашингтон из чисто холодного расчёта — как один из самых малонаселённых. В то время ритейлеры платили только налог с продаж в своём родном штате, а продажи в другие штаты налогом не облагались (начинал он с продаж книг онлайн). Меньшее население — небольшие местные продажи — меньшие налоги. Кроме того, Вашингтон — штат регрессивного налога [26], и в Сиэтле при доходах домохозяйства, условно в $25 тыс., оно платит 17% местных и штатных налогов, а при доходах $250 тыс. —  лишь 4,4%. 

Это было началом большого пути по минимизации налоговых платежей, впоследствии приведшим к образованию в 2003 г. AEHT и Amazon EU Sarl — «дочек» Amazon в Люксембурге (с Project Goldcrest, схемой ухода от налогов разобрался The Guardian [27]). К слову, Jean-Claude Juncker, архитектор налоговой реформы, позволившей стать крохотному европейскому княжеству раем для миллиардеров всего мира, впоследствии стал Президентом Еврокомиссии. А Bob Comfort, тогдашний глава налогового департамента Amazon стал почётным консулом [28] Люксембурга в Сиэтле, — как вы понимаете, такие серьёзные вещи на пустом месте не делаются. Вообще бегство в самые добрые налоговые юрисдикции — одна из основ глобального успеха компании. Так, за право разместить вторую штаб-квартиру Amazon (HQ2) в США развернулась нешуточная борьба [29] между городами США. Безос размахивал морковкой в 50 тыс. новых рабочих мест и $5 млрд инвестиций. Штат Нью-Джерси предложил налоговых послаблений на $7 млрд, но выиграли в итоге штаты Вирджиния и Нью-Йорк. 

Между тем, сиэтлиты не уставали предупреждать тех об опасности «сиэтлизации» [30] (Seattle-ization), когда из-за продолжающегося бума Amazon жильё в нём для местных (нормальных жителей без шестизначных з/п) стало недоступно. Именно с Amazon была связана львиная доля деловой и строительной активности в центре Сиэтла после кризиса 2007–2008 гг., когда компания решила перенести свою штаб-квартиру поближе к центру Сиэтла, в район South Lake Union. В 2017 г. Amazon занимал 19% офисных площадей [31] Сиэтла, самая высокая доля, занимаемая одной компанией в американской истории. Это привело к строительству почти 10 000 дорогих апартаментов в центре только в 2017 г. [32] (в два раза больше, чем в предыдущий год, а за десять года в совокупности  — больше, чем за предыдущие 50 лет). В то время как на окраинах не было возведено практические ничего, особенно в сегменте доступного жилья. 

Однако, такие темпы строительства не поспевали за притоком новых жителей. До пандемии каждый год Сиэтл переезжало до 20 тыс. человек, привлекаемых высокими зарплатами в ИТ-индустрии и, прежде всего, у Amazon ($100-110 тыс. в год, в два раза выше средней з/п по агломерации). По агломерации Сиэтла в 2010–2019 гг. цифры были ещё внушительнее [33]: 60 тыс. новых жителей каждый год и лишь 19 тыс. единиц вновь построенного жилья. 

Такой дисбаланс между бурным ростом населения и недостатком предложения на рынке вызвал резкий рост цен на недвижимость. Медианная стоимость одноэтажного дома в Сиэтле выросла к 2018 г. на 110% до $820 тыс., а средняя стоимость аренды на 64% до $2 тыс. (сейчас превышает $2,6 тыс.). В Белвью к февралю 2022 г., на фоне слухов о том, что Amazon планирует разместить там ещё 25 тыс. сотрудников, она достигла $1,56 млн [34]. Скорее всего, рост продолжится, что сделает пригород Сиэтла местом с самой дорогой недвижимостью в США, обогнавшим Нью-Йорк и Кремниевую долину. Всё это стало причиной острейшего жилищного кризиса, по оценкам муниципалитета до 45 тыс. домохозяйств тратили на жильё больше половины своего дохода (в 2018 г. 54% домохозяйства арендовали жильё, и эта доля растёт). По расчётам муниципальных служащих, более-менее свободно вздохнуть домохозяйствам позволяют годовые доходы от $75 тыс. (выше медианного заработка по штату). В то время как наибольший недостаток в социальном жилье наблюдался в подгруппе домохозяйств с минимальными доходами (до 50% от медианного или менее $35 тыс., см. график). 

В целом, по оценкам регионального совета Puget Sound [33] 2021 г., для ликвидации дефицита на рынке недвижимости в штате Вашингтон должно быть построено 46 тыс. единиц жилья, из них не менее 11 тыс. — для расселения бездомных. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 8

Причины жилищного кризиса в Сиэтле. Углубление диспропорции между предложением на рынке жилья и ростом населения из-за высокой миграции в 2010–2019 гг. Источник : PSRC, 2021 [33]

3. Издержки экономического бума

▍ Жилищный кризис и проблема бездомных

На 2021 г. Сиэтл был 18 крупнейшим городом США, а по числу бездомных он остаётся на третьем месте, после Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. На начало 2020 г. в King County, куда входит и агломерация Сиэтла, бездомных было [35] около 11 750 человек. При этом практически половина, 5600 человек жили на улицах, ещё 4000 — в приютах для бездомных и около 2000 — во временном социальном жилье. По другой методике подсчёта, по King County было в четыре раз больше [36] бездомных. В итоге их палатки и спальные мешки повсюду — под мостами, на незастроенном пространстве, на тротуарах, на пятачках газонов, в парках. В результате некоторые районы города стали напоминать лагеря беженцев. В 2020 г. таких небольших городков бездомных от 2 до 10 палаток было разбросано по всему городу более 120. 

Связано это не столько с наркоманами (штат Вашингтон в 2012 г., одним из первых в США легализовал марихуану как лечебное средство) и конченными пьяницами, а с бедностью и кризисом социальной системы обеспечения в целом, острейшим недостатком [37] доступного жилья, отсутствием контроля [38] за ростом арендных ставок, а также большим числом душевнобольных на улицах всех без исключения американских городов. По доковидным оценкам, в King County примерно 4000 бездомных или 34% их общего числа страдали различными психическими расстройствами. За это отдельное «спасибо» Рейгану, который в 1981 г. в рамках сокращения поддержки системы здравоохранения распорядился выпустить их из лечебниц [39]

Недавно избранный Брюс Харрел стал мэром, пообещав очистить улицы центра и городские парки от бездомных, параллельно обеспечив строительство новых временных приютов и социального жилья. В идеальной картине мира, после разбора палаточного лагеря бездомных переселяют в приюты. Их пребывание там должно быть временным, следующий пункт — переселение уже в доступное (социальное) жильё. Но так как его катастрофически не хватает, все приюты переполнены. Поэтому только что разогнанный палаточный городок вновь возникает где-то поблизости. Есть незавидная статистика 2020 г., когда только четверть обитателей разогнанных палаточных городков получили места в приютах для бездомных и лишь примерно 5% из них — получили его в течение двух суток после разгона лагеря. 

Посмотрим, получится ли у Харрела, все сиэтлиты держат пальцы, но пока движется всё очень медленно [40], не в последнюю очередь из-за пандемии. В 2021 г. King County выкупил 9 объектов недвижимости под временные приюты для 1600 бездомных — семь отелей и две многоэтажки, реально использоваться для этих целей стало пока лишь два объекта на 180 человек. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 9

Рост числа бездомных за последние 10 лет в Сиэтле. Источники: Seattle Times, KCRHA, GeekWire Photo/John Cook и Johnny Miller

▍ Микродома и палаточные городки

 
Чтобы как-то решить проблему бездомных «снизу», в Сиэтле уже много лет работают различные НКО в двух направлениях. Прежде всего, они принимают участие в муниципальной программе City-Permitted Villages [41], когда на официально отведённой для этого территории размещаются два-три десятка маленьких временных деревянных домов (средняя площадь 11 м2). Пока таких площадок лишь около десятка, и они дают приют около 440 бездомным, все они находятся под управлением НКО Low Income Housing Institute (LIHI). Othello Village [42] — одно из таких поселений, состоящее из 28 деревянных кабинок и 12 палаток с общим душем, туалетом и палаткой-кухней. В доковидную пору 34% обитателей таких поселений с крошечными домами через некоторое время действительно переселялось в постоянное социальное жильё, что можно считать успехом. 

Что касается второго направления, палаточных городков, то такие стихийные поселения бездомных возникают по всем штатам [43]. Они начали появляться в Сиэтле ещё в 1990-е гг., но муниципалитет их разгонял. Прецедентом стало решение городского суда по Tent City 3, шефство над которым взяли НКО SHARE/WHEEL. Этот палаточный городок примерно на 100 жителей был легализован, но с условием его ротационного размещения на частной территории не более чем на 90 дней (требуется получение официально приглашения). К примеру, в 2017 и 2021 гг. его хостом выступал Университет Вашингтона. Был легализован и Tent City 4, но в 2004 г. его перенесли из центра Сиэтла на восточный берег озера Вашингтон, где он также переезжает с места на место на ротационной основе. Как правило, большинство жителей этих двух легализованных палаточных городков работает, там организовано разовое горячее питание, уборка мусора, туалеты и действуют строгие внутренние правила [44] (запрещено пить, употреблять наркотики, драться и пр.). 

▍ А что же большой бизнес?

Большой бизнес Сиэтла также начал участвовать в решение вопроса, но пока это либо дань моде, либо попытки обелить себя в глазах общественности. Со-основатель Microsoft Пол Аллен ещё в 2017 г. пожертвовал $30 млн на проект доступного жилья для бездомных Сиэтла. В начале 2019-2020 гг. Microsoft принял решение [45] выделить на решение региональной проблемы бездомных $750 млн, но 97% этой суммы — займы девелоперам (часть по сниженной процентной ставки). И лишь $25 млн будут напрямую выделены в виде грантов и субсидий соответствующим НКО. В январе 2021 г. Amazon также объявил о создании Housing Equity Fund [46] на $2 млрд, но для King County из них предназначены лишь $344,3 млн (и тоже в виде низкопроцентных займов). 

Это крохи по сравнению с тем, что требуется. Amazon даже не собирается возмещать нанесённые потери. За последнее десятилетие для строительства дорогих апартаментов по всему округу Кинг было снесено 112 000 единиц [47] доступного жилья для домохозяйств с уровнем дохода ниже 80% от медианного. На этом фоне обещание проспонсировать строительство 2-3 тыс. единиц такого жилья выглядит как усмешка. Поэтому филантропия корпораций Сиэтла проблему с доступным жильём решить не способна [48], если вообще имеет такие цели. 

4. Адаптация системы зонирования для решения жилищного кризиса

Пока муниципалитет и различные НКО пытаются решить одну и ту же проблему с разных концов, происходит адаптация системы городского зонирования в сторону повышения разрешённой этажности (up-zoning).

По факту, upzoning в кварталах одноэтажного жилья на одну семью Сиэтла, уже был. Различных дуплексов, триплексов, таунхаусов и ADU было более 10 тыс [49]. Но в большинстве случаев, это историческое наследие, их успели построить до 1923 г., когда в Сиэтле была принята система зонирования. С 1980 г. поквартальная ёмкость жилья осталась практически неизменной, в то время как население выросло на 40%. И если в 1923 г. single-family zoning покрывал треть территории города, сегодня он превышает половину. С 1994 г. повышать плотность в зонах single-family housing разрешалось только с помощью ADU, это жилые помещения, дополняющие основной дом на том же участке (небольшой гостевой домик, гараж со вторым жилым этажом и пр.). Из-за ограничений с тех пор их было построено всего около 1500, не более 1% от жилищного фонда города. Для сравнения, в соседнем Ванкувере, столкнувшемся с ещё более острым кризисом доступности жилья, доля ADU составляет более трети [50]. В 2019 г. городской совет, наконец, ослабил ограничения [51] по ADU, разрешив строительство до двух таких дополнительных жилых единиц на одном участке, одновременно повысив их разрешённую площадь. Так что ситуация начнёт улучшаться. 

Кроме того, согласно комплексному плану городского развития 1990 г. и его обновлённой версии Seattle 2035 [52], чтобы ограничить расползание Сиэтла впервые были введены три новые категории зонирования. Они получили название urban villages — «зон роста» для концентрации в них городского развития: шесть городских центров с максимальной плотностью, шесть районов-хабов с промежуточной плотностью и 18 жилых районов. Это были специальные зоны смешанного землепользования (mixed use) с жильём, местами приложения труда, сервисами и зонами отдыха в пешей доступности от маршрутов общественного транспорта. Соответственно, оставшиеся 2/3 территории города сохранили традиционное зонирование под одноэтажную застройку (Single Family Residential). Стратегия оправдала себя [53], через два десятка лет 75% строительной активности и 80% новых рабочих мест в Сиэтле приходилось именно на urban villages. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 10

Согласно плану Seattle 2035 приоритетное развитие продолжится в «зонах роста» (Urban villages) вдоль транспортных коридоров

Именно на базе urban villages было предложено провести уплотнение застройки для решения жилищного кризиса. В 2017 г. up-zoning был проведён для даунтауна и университетского округа, а для новых проектов застройки приняли программу обязательного доступного жилья (MHA [54]). В 2019 г. её действие расширили ещё все 27 urban villages Сиэтла. Девелоперы, допущенные к освоению этих новых площадок, должны включать в свои проекты доступное жильё (5-11% в зависимости от района и разрешённой дополнительной этажности) либо платить налог ($53-350 за м2). Таким образом предполагается построить в Сиэтле до 6000 единиц доступного жилья в течение следующих 10 лет. Всего под up-zoning попало примерно 6% территории Сиэтла. О девелоперских проектах доступного жилья в Сиэтле, их финансировании и затратах, а также кто именно может претендовать на такую жилплощадь, можно прочитать здесь [55].

Но штат Вашингтон планировал пойти ещё дальше, разработав законопроект о повышении плотности и up-zoning территорий одноэтажной застройки в пределах полумили от транзитных линий общественного транспорта в городах по всему штату (HB 1782, известный также как missing middle, «пропущенная серединка»). В этих зонах одноэтажного жилья предполагалось разрешить строительство различных вариантов жилья средней этажности. Аналогичные законы по up-zoning для решения проблемы жилищного кризиса были приняты в соседнем Орегоне (2019) [56] и Калифорнии (2021) [57]. Однако Законодательное собрание штата Вашингтон 15 февраля 2022 г. отклонило [58] законопроект HB 1782, встретив сильное сопротивление со стороны местных муниципалитетов. Они отстояли своё право на определение местных правил зонирования без вмешательства штата. 

«Облачная» агломерация: как Boeing, Amazon и Microsoft создали современный Сиэтл - 11

Не поддержал законопроект и Сиэтл. Более половины площади города — это как раз такие зоны одноэтажного жилья, а ввиду развитой сети автобусных маршрутов под up-zoning попало бы практически всё. Далеко не все в городском совете верят, что резкое увеличение предложения на рынке будет достаточным для немедленного решения жилищного кризиса (скорее, это долгосрочная мера на 10-20 лет). Сторонники законопроекта, наоборот, отчаянно аргументируют, что местный контроль, зонирование и городское планирование не смогли, и уже вряд ли способны адекватно реагировать на жилищный кризис, который требует скоординированных действий на уровне всего штата. Но пока вверх снова берёт традиционная для США местечковость и NYMBYS, о которых я писал в материале про Нью-Йорк [59]

Как будет развиваться ситуация в дальнейшем — покажет время. А пока лучше запомнить кодовую фразу «А вы видели эти гигантские шары Безоса? Ужас!». Примерно так можно начать разговор в Сиэтле, если вы точно хотите заручиться поддержкой местных. 


В общем это всё, что я хотел рассказать о Сиэтле и городском планировании в США, которое остро нуждается в реформировании [60] для ухода от доминирующего типа зонирования с домами на одну семью (One-Family Residential) в сторону более плотной застройки и смешанного землепользования (mixed use). Ну а впереди — горячий Mexico City. Город, фактически выпивший озеро, на котором был построен и страдающий сейчас от недостатка воды. Город, где половина агломерации живёт в неформальном жилье, районы которого порой оказываются благоустроены лучше муниципальных. Город—парадокс.

Stay tuned!

Автор: Сергей Мальцев

Источник [61]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/chital-ny-j-zal/373009

Ссылки в тексте:

[1] Seattle Times: https://www.seattletimes.com/sponsored/edmonds-taps-creative-spirit-in-its-evolving-waterfront-town/

[2] Cascadia: https://connectcascadia.com/wp-content/uploads/2020/09/Cascadia-Vision-2050_Published.pdf

[3] линии UHSGT: https://wsdot.wa.gov/sites/default/files/2021-09/CascadiaUHSGT-FrameworkForFuture-FinalReport.pdf

[4] там меньше: https://www.acsh.org/news/2019/01/16/how-rainy-seattle-its-not-even-top-30-major-us-cities-13733

[5] автобусов с выделенками: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-05-11/seattle-has-a-4-step-plan-to-building-bus-ridership

[6] о шинкансенах я уже писал: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/593879/

[7] VISION 2040: https://www.psrc.org/sites/default/files/t2040finalplan.pdf

[8] интересны правовые коллизии: https://www.kcur.org/community/2014-09-10/how-the-state-line-has-divided-the-kansas-city-metro

[9] Транзитный DSTT: https://en.wikipedia.org/wiki/Downtown_Seattle_Transit_Tunnel

[10] самый большой в мире: https://www.seattletimes.com/seattle-news/transportation/bertha-tunnel-boring-machine-history-viaduct-replacement/

[11] паркового променада: https://waterfrontseattle.blob.core.windows.net/media/Default/pdf/2020_0526_ASCE_online.pdf

[12] разбомбили: https://www.seattletimes.com/business/boeing-aerospace/from-cloth-to-carbon-fiber-boeings-100-year-flight/

[13] мультипликативный эффект: https://www.seattlechamber.com/news/2015/02/17/policy-advocacy/aerospace-economic-impact-analysis-update/

[14] крепкого среднего класса: https://www.seattletimes.com/business/boeing-aerospace/in-good-times-and-bad-boeings-force-field-has-shaped-regions-fortunes/

[15] второстепенный: https://worksthatwork.com/2/boeing-747

[16] изменил саму экономику: https://www.flightglobal.com/programmes/why-1970-fundamentally-redefined-air-transport/139678.article

[17] Boeing Everett Factory: https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_Everett_Factory

[18] хлёсткое прозвище: https://www.hotcars.com/boeing-2707-the-american-sst-that-never-was/

[19] психологический надлом: https://www.nytimes.com/1970/03/03/archives/sharp-slump-at-boeing-plant-puts-seattle-economy-in-a-tailspin.html

[20] The Seattle Times : https://www.seattletimes.com/seattle-news/turn-out-the-lights-message-from-1971-seattle-billboard-echoed-in-head-tax-debate/

[21] занимательная инфографика: https://www.geekwire.com/2012/seattle-silicon-valley-infographic-quantifies-differences/

[22] занял второе место: https://www.geekwire.com/2021/average-tech-salaries-seattle-rise-4-6-158k-second-highest-u-s/

[23] McDonnell купил Boeing за деньги Boeing: https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2019/11/how-boeing-lost-its-bearings/602188/

[24] выводить производства: https://www.seattlebusinessmag.com/article/boeing-boeing-gone

[25] выбрал штат: https://www.fastcompany.com/27309/whos-writing-book-web-business

[26] штат регрессивного налога: https://www.seattletimes.com/seattle-news/data/seattle-taxes-ranked-most-unfair-in-washington-a-state-among-the-harshest-on-the-poor-nationwide/

[27] разобрался The Guardian: https://www.theguardian.com/technology/2018/apr/25/from-seattle-to-luxembourg-how-tax-schemes-shaped-amazon

[28] стал почётным консулом: https://www.businesswire.com/news/home/20110119006501/en/Grand-Duchy-Luxembourg-Names-Robert-C.-Comfort

[29] нешуточная борьба: https://www.theguardian.com/cities/2017/nov/08/amazon-hq2-contest-us-tucson-atlanta-philadelphia-newark-jeff-bezos

[30] опасности «сиэтлизации»: https://www.nytimes.com/2018/04/29/technology/amazon-hq2-seattle.html

[31] 19% офисных площадей: https://www.fastcompany.com/40451502/how-amazons-nonstop-growth-is-creating-a-brand-new-seattle

[32] только в 2017 г.: https://www.seattletimes.com/business/real-estate/seattles-record-apartment-boom-is-ready-to-explode/

[33] ещё внушительнее: https://www.psrc.org/sites/default/files/rhna.pdf

[34] достигла $1,56 млн: https://www.seattletimes.com/seattle-news/seattle-a-bedroom-town-how-the-bellevue-boom-echoes-around-the-region/

[35] бездомных было: https://regionalhomelesssystem.org/wp-content/uploads/2020/07/Count-Us-In-2020-Final_7.29.2020.pdf

[36] в четыре раз больше: https://www.seattletimes.com/seattle-news/homeless/spurning-old-way-of-counting-homeless-people-king-county-says-number-is-much-higher-than-previously-reported/

[37] острейшим недостатком: https://www.seattletimes.com/seattle-news/homeless/more-affordable-housing-only-way-to-solve-seattles-homeless-crisis-new-report-says/

[38] отсутствием контроля: https://crosscut.com/2020/01/whos-afraid-rent-control

[39] выпустить их из лечебниц: https://www.salon.com/2013/09/29/ronald_reagans_shameful_legacy_violence_the_homeless_mental_illness/

[40] пока движется всё очень медленно: https://projects.seattletimes.com/2022/seattle-king-county-homeless-promises-outcomes/

[41] City-Permitted Villages: http://www.seattle.gov/homelessness/city-permitted-villages

[42] Othello Village: https://www.theguardian.com/us-news/2017/mar/23/tiny-houses-solution-homelessness-seattle

[43] возникают по всем штатам: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_tent_cities_in_the_United_States

[44] строгие внутренние правила: http://www.sharewheel.org/tent-city-f-a-q-s

[45] принял решение: https://www.geekwire.com/2022/microsoft-shares-updates-on-its-750m-affordable-housing-effort-as-homelessness-crisis-continues/

[46] Housing Equity Fund: https://www.aboutamazon.com/news/community/amazon-commits-another-28-5-million-for-local-affordable-housing

[47] снесено 112 000 единиц: https://www.mckinsey.com/industries/public-and-social-sector/our-insights/why-does-prosperous-king-county-have-a-homelessness-crisis

[48] решить не способна: https://crosscut.com/2019/06/corporate-philanthropy-wont-solve-seattles-housing-crisis

[49] было более 10 тыс: https://www.sightline.org/2017/03/01/returning-seattle-to-its-roots-in-diverse-housing-types/

[50] составляет более трети: https://www.sightline.org/2016/02/17/why-vancouver-trounces-the-rest-of-cascadia-in-building-adus/

[51] ослабил ограничения: https://seattle.curbed.com/2019/7/1/20677616/backyard-cottage-mother-in-law-apartment-zoning

[52] Seattle 2035: http://www.seattle.gov/Documents/Departments/OPCD/OngoingInitiatives/SeattlesComprehensivePlan/ComprehensivePlanCouncilAdopted2021.pdf

[53] Стратегия оправдала себя: https://s3.amazonaws.com/s3.documentcloud.org/documents/1512975/ssnap-report-version-2-jan-2015-1.pdf

[54] MHA: https://www.seattle.gov/hala/about/mandatory-housing-affordability-(mha)#WHAT-IS-MHA

[55] прочитать здесь: https://www.seattletimes.com/seattle-news/politics/seattles-upzones-would-direct-millions-to-affordable-housing-what-does-that-look-like/

[56] Орегоне (2019): https://www.opb.org/news/article/oregon-single-family-zoning-law-effect-developers/

[57] Калифорнии (2021): https://www.latimes.com/homeless-housing/story/2021-09-17/what-just-happened-with-single-family-zoning-in-california

[58] отклонило: https://www.seattletimes.com/seattle-news/wa-bill-allowing-duplexes-fourplexes-fails-to-pass-key-deadline/

[59] материале про Нью-Йорк: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/649243/

[60] нуждается в реформировании: https://www.strongtowns.org/journal/2019/7/3/making-normal-neighborhoods-legal-again

[61] Источник: https://habr.com/ru/post/655563/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=655563