- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Хочу поделиться в блоге ЛАНИТ впечатлениями о книге нейробиолога, профессора Стенфордского университета Дэвида Иглмена «Живой
Наш
Существование человеческого младенца начинается с микроскопической оплодотворенной яйцеклетки. За девять месяцев ее развитие проходит в ускоренном темпе все стадии эволюции, которые прошел животный мир за миллиарды лет от бактерии до homo sapiens с его развитым
Родившись, младенцы приступают к преобразованию себя во взрослых со всеми полагающимися им встроенными фоторецепторами, суставчатыми руками-ногами, датчиками давления, насосами для прокачки крови и сложнейшими механизмами для усвоения энергии из окружающей среды, с развитым
За два с небольшим года наш
В то же время мы знаем, что и цыпленок, и олененок, только родившись, уже встают на ножки и пусть неуклюже, но уже бегут за матерью. Почему младенец человека от рождения умеет сосать и глотать (как и олененок), а начинает ходить почти через год? В чем разница между олененком и человеческим младенцем? Дело в том, что человек рождается с огромным потенциалом возможностей
Для начала неплохо получить (или вспомнить) элементарные сведения о строении
Строение
Хорошо изучено также строение мозговых клеток (нейронов) и то, что связи между клетками осуществляются через синапсы (рисунок 3). По клетке и по ее отростку (аксону) сигнал проходит благодаря электрическому импульсу длительностью 1 мс и потенциалом 100 мв, а когда он доходит до окончания аксона, то открываются белковые каналы, настроенные на движение ионов кальция Са2+, которые входят в межклеточную среду и запускают потенциал в дендрите следующего нейрона (рисунок 4). Таким образом, в другую клетку (нейрон) сигнал проходит через синапс, и передача эта происходит химическим путем. Скорость такой передачи составляет несколько миллисекунд. (Чтобы быстрее мыслить, господа, надо есть больше мела, но не увлекайтесь. Иначе могут заскрипеть суставы.
Все тело человека, его
Вся книга Иглмена говорит о том, что удивительные свойства
С помощью разных примеров в книге показано, что можно сформировать на отдельных участках кожи сенсорные датчики, которые получают звуковую информацию о местоположении окружающих предметов, модулируя звук по частоте и интенсивности в соответствии с этим положением, и после некоторого обучения
Память - это сетевое свойство нейронов коры больших полушарий, которое связано с кратковременной и долговременной модификацией конкретных синапсов. Речь идет о сенсорно-эмоциональной памяти, и не касается моторной памяти и формирования двигательных навыков, за которые отвечают другие отделы
Процесс обучения и формирования памяти состоит в том, что в нейросети появляются новые каналы для передачи информации, то есть сигнал теперь проходит там, где он раньше не проходил. Первый вид обучения (кратковременная память) является коротким по времени и связан с накоплением Ca2+ между синапсом и аксоном. Если потенциалы действия (сигналы по аксону) будут следовать достаточно часто, то удаление ионов Ca2+ из синаптической области будет запаздывать, они будут накапливаться, и после некоторого промежутка времени повторное появление сигнала вызывает устойчивую ответную реакцию. Если не повторять сигнал, то ответная реакция на него постепенно пропадает.
Можно ли улучшить память? Да, при следующих условиях процесса заучивания.
Долговременное запоминание должно идти на фоне серьезного подкрепления (положительного или отрицательного, кнута и пряника, но положительная мотивация предпочтительна).
Необходимо достаточно длительное повторное сочетание исходно незначимого стимула и положительного подкрепления.
Должен признаться, что вышеизложенные рекомендации явились для меня большим откровением - я по-настоящему осознал пословицы «Повторение – мать учения» и «Век живи, век учись».
Творчество — это наивысший род человеческой деятельности, создание качественно новых материальных и духовных ценностей.
Френологи искали материальный субстрат творчества как «божьего дара» (полагая, что в
В процессе творчества, как художественного, так и научного, на что бы оно ни было направлено, человек познает мир и себя. Решение же всякой творческой задачи, в явной или неявной форме, заключается в том, что ум наш задается вопросами. Ответ на каждый предыдущий вопрос служит опорной площадкой для последующего. «Мыслить — значит говорить с самим собой... слышать себя самого» (И. Кант).
Некоторым творцам удавалось подсмотреть работу своего подсознания, подслушать диалог между двумя своими «Я» - сознательным и подсознательным. «...Я сочиняю всегда, каждую минуту дня и при всякой обстановке» - обмолвился как-то П. И. Чайковский. А вот как выразил особенность своего творчества Пушкин: «душа стесняется лирическим волненьем, идет незримый рой гостей, знакомцы давние, плоды мечты моей…», и «пальцы просятся к перу, перо к бумаге, минута и стихи свободно потекут». Маяковский же мучительно, как пазл, складывал слова в стихи: «поэзия та же добыча радия, в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Многие ученые признавались, что процесс озарения, решение задачи приходило к ним во сне, после длительных и безуспешных раздумий о проблеме наяву. Современная наука установила, что в фазе медленного сна каждые полтора часа происходит фаза активации (фаза парадоксального сна), в которой обновляются актуальные каналы информации, это связано с перераспределением ионов кальция и магния в зоне между синапсом и аксоном. При этом не стирается информация, накопленная в период бодрствования, и можно проснуться со вчерашними проблемами, что поможет их более успешно решить. Таким образом, в
А что приснилось академику А. Б. Мигдалу, решавшему задачу о вылете электронов из атома при ядерных столкновениях? Сознание не находило ответа, но сознательные попытки решить проблему активизировали подсознание, и оно «выдало» идею в иносказательной форме: Мигдалу снится цирковая наездница, которая скачет по арене, внезапно останавливается, и цветы, которые она держит в руках, летят в публику. «Оставалось, - говорит Мигдал, - только перевести эту мысль на язык квантовой механики» (ерундовое дело!).
Как ни обидно это звучит, но качество нашего сознания и творческие способности зависят всего лишь от быстроты перехода каких-то ионов кальция через клеточные мембраны и, самое главное, развитие которых зависит только от упорства индивидуума в обучении, познании чего-нибудь, от решения задач, которые до него никто не решал.
Обязательно прочитайте книгу Дэвида Иглмена. Она состоит из ярких примеров, увлекательных историй и лишена скучного изложения теории. Вы узнаете много нового и интересного, в том числе о себе.
Автор:
GKasatkin
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/chital-ny-j-zal/382125
Ссылки в тексте:
[1] мозг: http://www.braintools.ru
[2] Источник: https://habr.com/ru/post/675476/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=675476
Нажмите здесь для печати.