- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Исследование факторов лидерства в ИТ

Неделю назад я создал опрос [1], направленный на выявление факторов лидерства. Получилось всего 261 ответ, что, конечно, мало для полного исследования, но уже достаточно, чтобы выявить некоторые закономерности.

Особенно интересны комментарии участников опроса:

наберите в поиске «лидерские качества», «лидерство». Обладание какими-то супер-знаниями — это последнее, что вы там увидите. Тема лидерства топтана огромным количеством психологов. Наверное было бы интересно опровергнуть их теории, но доказывать их правильность не вижу смысла.

Или, например, такие:

Я думаю, что для лидера гораздо важнее другие качества:
Инициативность — он постоянно должен что-то делать, не дожидаясь указания от начальника.
Открытость к людям — стремление помочь им с их проблемами (но без фанатизма).
Харизма — банально, у человека который шумно рассказывает анекдоты, которые поднимают всем настроение больше шансов быть лидером, чем у человека который изучает очередной ЯП за компом и ни с кем не общается.

И даже такие:

По сути, это «авторитет». Что бы им стать нужно два фактора:
— Уметь быть убедительным, убеждать. Развитая речь и система аргументации, жизненный опыт (есть что рассказать)
— Поддерживать внутри коллектива справедливость, систему понятий ;-)
В итоге получается человек, с которым комфортно, на которого можно положиться, который никогда не паникует и не теряется. К таким людям внутри коллектива остальные тянутся, вот и получается лидер.

Но это все теоретизирование, а что же нам расскажут результаты опроса?

Я не являюсь профессиональным исследователем и понятия не имею чем отличаются Хи-Квадрат и Критерий Стюдента, а также как считаются доверительные интервалы. Поэтому я взял Excel Data Mining Add-in (https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx [2]). Этот инструмент подключается к SQL Server Analysis Services Multidimensional и использует его механизмы Data Mining для анализа данных в Excel.

Выглядит оно так:

image

А для анализа таблиц есть готовые инструменты:

image

Демография

Для начала воспользуюсь инструментом Explore Data, для построения диаграмм

Распределение ответивших на вопрос по должностям:

image [3]

По возрасту:

image [4]

По полу:

image [5]

По стажу на последнем месте:

image [6]

Получается, что “средний” участник опроса – программист, возраст до 35, мужик, со стажем работы на последнем месте менее 3 лет.

Ключевые факторы

Попробуем сделать анализ.

Воспользуемся инструментом Analyze Key Influencers, чтобы определить какие колонки оказывают наибольшее влияние на те, которые нам надо исследовать.

Основной вопрос был – “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, посмотрим что на него влияет.

image [7]

Analyze Key Influencers использует алгоритм Байеса для выявления связи. Очевидно, что в случае ответа “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем=Да” отвечающий считает своего руководителя лидером, обратное также верно. Собственно это и был “валидирующий” вопрос в самом опросе.

Второй ключевой фактор – уровень комфорта. Если человек отвечает что ему очень комфортно с руководителем, то с высокой долей вероятности от считает его лидером. Обратное тоже верно, но влияние уже меньше.

Третий ключевой фактор – профессиональные качества руководителя, руководитель с более высокими профессиональными (в той области, которой занимается сотрудник) качествами будет назван лидером чаще, чем руководитель с низкими качествами.

Проанализируем теперь влияние на уровень комфорта, для этого снова запущу Analyze Key Influencers.

image [8]

Как видим люди чаще оценивают уровень отношений как “Очень комфортно”, когда руководитель дает обратную связь, регулярно общается по неформальным вопросам, принимает инициативы, не критикует и интересуется работой подчиненных.

Также в качестве сильных факторов указано влияние параметров “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем” и “Считаете ли вы своего руководителя лидером”, так как Байесовый алгоритм не может учесть направление влияния при высокой корреляции между факторами.

Дерево принятия решений

Decision trees прячутся под кнопкой Classify в Ribbon. Но из-за малого объема данных и высокой корреляции между колонками “Готовы ли вы перейти на другую работу вслед за руководителем”, “Считаете ли вы своего руководителя лидером” и “Оцените уровень комфорта в отношениях с руководителем” сходу дерево не строится.

Попробуем немного пошаманить:

  • Дискретизирую все текстовые значения, чтобы алгоритмы умели выявлять диапазоны.
  • Поправить параметры, которые замедляют “рост” дерева.

Получилась вот такая картинка:

image [9]

Более насыщенный цвет – больше вероятность, что считают лидером. То есть если вы руководитель и эксперт (в глазах подчиненных), а ваши подчиненные – мужчины, то две трети из них будет считать вас лидером. Иначе вам надо стараться, чтобы подчиненным было комфортно, но в этом случае лишь треть будет считать вас лидером.

Выявление категорий

Воспользуемся инструментом Detect Categories. Он использует алгоритм кластеризации. Я запустил алгоритм на дискретизированных значениях и он выявил у меня 4 категории.

Ниже перечень категорий с наиболее значимыми признаками, названия я сам придумал.

  1. Молодые ИТшники
    • Менее 3 лет на последнем месте работы.
    • Не занимают руководящие должности.
    • Чаще всех меняли работу.
    • Самая многочисленная категория – 129 человек, примерно половина всех опрошенных.
  2. Старые ИТшники
    • Возраст 41-49 лет.
    • Стаж – 22-26 лет.
    • С текущим руководителем работают от 3,5 до 10 лет.
    • Работу давно не меняли.
    • Примерно половина из них – руководители (начальники отделов и выше).
    • В эту категорию попало 44 опрошенных.
  3. Терпящие
    • Оценивают уровень комфортно как “очень некомфортно” и “местами некомфортно”.
    • При этом меньше всех меняли работу и имеют стаж 8-11 лет.
    • Руководитель на них “забивает”.
    • Часто работают по указке.
    • В эту категорию попало — 42 опрошенных.
  4. “Внимательный руководитель”
    • Руководитель знает о планах сотрудника.
    • Руководитель дает обратную связь.
    • Руководитель – эксперт.
    • Руководитель благодарит за достижения.
    • Руководитель занимается развитием подчиненных.
    • Чаще всего самостоятельно принимают решения.
    • В эту группу попало 45 опрошенных.
    • В этой группе самое большое число Руководителей Проектов.

А теперь график “Считаете ли вы своего руководителя лидером”

image [10]

По графику видно, что руководители-лидеры чаще встречаются у старых ИТшников, но это скорее следствие. А вот категория “внимательный руководитель” говорит нам, что тот, кто внимательнее относится к подчиненным скорее будет признан лидером, чем наоборот.

Выводы

Вполне возможно некоторые факторы лидерства остались неучетны в это опросе, но стало вполне ясно, что руководителю в ИТ нужно разбираться в том, что делают подчиненные, позиционировать себя как эксперта в этом вопросе и проявлять внимание к их работе.

Уточню – важно не иметь много знанийнавыковсертификатов, а быть именно экспертом для подчиненных. Тут много факторов — как себя позиционировать, общаться, принимать решения итд.

Я ожидал заметного влияния факторов самостоятельности принятия решений и общения один-на-один, но они почти незаметны.

Ссылка на файл с данными опроса и результатами — 1drv.ms/1GcAuNj [11], можете сами провести интересующий вас анализ.

Автор: gandjustas

Источник [12]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/data-mining/87546

Ссылки в тексте:

[1] опрос: http://1drv.ms/1xqh6uX

[2] https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx: https://msdn.microsoft.com/en-us/library/dn282373.aspx

[3] Image: http://lh6.ggpht.com/-dtCK5kv_jkM/VRqfVQmGEdI/AAAAAAAAAjQ/lYmqTQBUBD0/s1600-h/image%25255B5%25255D.png

[4] Image: http://lh3.ggpht.com/-o9DVN52-OkA/VRqfWEP08JI/AAAAAAAAAjg/zBB-SpsdiEc/s1600-h/image%25255B15%25255D.png

[5] Image: http://lh6.ggpht.com/-2vAm_YVQeRE/VRqfXL7P3lI/AAAAAAAAAjw/-USgLLEtjt4/s1600-h/image%25255B20%25255D.png

[6] Image: http://lh5.ggpht.com/--g8MlFRvWIg/VRqfYIh-wII/AAAAAAAAAj8/iVFErpA9J-Y/s1600-h/image%25255B25%25255D.png

[7] Image: http://lh6.ggpht.com/-tJuPqbhTRHA/VRrGuhSVY9I/AAAAAAAAAkY/bjSQ3LeGxoE/s1600-h/image%25255B47%25255D.png

[8] Image: http://lh4.ggpht.com/-8CAvPXYk0T4/VRrGwD2BhWI/AAAAAAAAAkk/64GWOQCpEQs/s1600-h/image%25255B52%25255D.png

[9] Image: http://lh4.ggpht.com/-urlXvfvkNYE/VRrGxBepXrI/AAAAAAAAAlg/WTmhP-nFePM/s1600-h/image%25255B53%25255D.png

[10] Image: http://lh5.ggpht.com/-CdsrOrjQ9Ac/VRrGzK_2sJI/AAAAAAAAAlI/dMv1SsYWC1M/s1600-h/image%25255B35%25255D.png

[11] 1drv.ms/1GcAuNj: http://1drv.ms/1GcAuNj

[12] Источник: http://habrahabr.ru/post/254543/