- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Доброе утро, Вьетнам!»: Как запустить своё интернет-радио

Что читать, что слушать, что смотреть и что покупать — сегодняшний выбор пользователя глобальной сети огромен. На смену газетам пришли блоги и коммьюнити в соцсетях, появились новые способы «упаковки» старых и совершенно новые типы контента.

Ранее мы рассказывали о том, что сегодня происходит с радио (здесь [1] и здесь [2]). В частности, мы упоминали, что радио постепенно «уходит в сеть». Феномен интернет-радиостанций заключается в том, что они появляются быстрее, чем вы скажете «переключи».

Открыть интернет-радио может каждый: процесс организации и администрирования достаточно дешёвый (особенно в сравнении с FM-сегментом), а для онлайн-вещания (пока) не требуется специальных лицензий.

«Доброе утро, Вьетнам!»: Как запустить своё интернет-радио - 1 [3]Фото Axel Schwenke [4] CC [5]

Для чего всё это

На начальном этапе самое главное — определить цели, для которых вы организуете проект. От них напрямую зависит количество вложений, параметры «железа» и ПО.

Цели создания интернет-радио могут быть разными: кто-то хочет заработать, запустив масштабный проект, кто-то делает радио «для друзей», есть узкоспециализированные радиостанции (по направлениям музыки, по роду деятельности или хобби), а некоторые просто хотят «поиграть в RDJ» — почему нет?

От цели создания интернет-радио зависит и его контент. Например, есть радиостанции, которые круглосуточно крутят только музыку. Есть целые проекты со своим штатом ведущих, разговорными программами, сеткой вещания и прочими атрибутами, которые есть у серьёзных радиостанций.

Например, радио «Чипльдук» в своё время выстрелило благодаря своей неординарности: формат вещания выстроен так, что слушать его «просто фоном» невозможно, внимание слушателя постоянно приковывают странные, весёлые, а иногда абсурдные и безумные рубрики.

С другой стороны, многие слушатели эфирного радио уходят в интернет именно за музыкой, в поисках «случайного плейлиста» (или вполне конкретного жанра/исполнителя/направления в музыке).

Людей интересует контент без рекламы, выходов ведущего и джинглов

И всё же, рассматривать создание интернет-радиостанции как бизнес-проекта в этой статье мы не будем, ограничимся усреднённой, «любительской» моделью, которую можно собрать прямо у себя дома и получать удовольствие.

Где будем вещать

Здесь речь пойдёт не о зоне покрытия (очевидно, что вещаем везде, где есть интернет) и не о расположении студии, которую мы уже решили делать дома. Определимся хостингом [6] и сервером потокового мультимедиа (или «вещательный сервер», «вещалка»). Его можно арендовать.

Особенность интернет-радиостанций заключается в том, что количество одновременных слушателей напрямую зависит от скорости потока и качества вещания. Поэтому важно, чтобы скорость «не проседала» из-за того, что к вам подключатся еще 5-10 или 100 слушателей.

«Вещательный сервер» нам потребуется для того, чтобы раздавать цифровой аудиопоток. Самые популярные —  это IceCast [7] и ShoutCast [8]. И у того, и у другого сервиса есть свои преимущества. Считается, что IceCast более функционален, зато у ShoutCast более короткая ссылка на аудиопоток (что, конечно, не самое классное преимущество, но тем не менее).

При этом ShoutCast — полукоммерческий сервис, а его конкурент работает с открытым исходным кодом, а также поддерживает теги UTF-8 для организации русскоязычных аннотаций. Поэтому, как правило, в качестве «вещалки» чаще всего выбирают именно IceCast.

После выбора сервера потокового мультимедиа, его нужно настроить. Несмотря на то, что вся «заводская» документация у сервисов на английским, в интернете легко можно найти инструкции [9] по установке и настройке.

В конфигурацию входит множество функций: это параметры аудиопотоков, правила переключения и именования. Этап настройки «вещательного сервера» — один из самых важных в процессе создания своей интернет-радиостанции. Здесь возникает множество проблем и вопросов.

Как будем вещать

Для организации вещания есть несколько разных способов. Самый простой (и самый неинтересный) — ретрансляция уже готового эфира на своих слушателей. Для этого используется релей, который берёт готовый линк на аудиопоток радиостанции и перенаправляет его на всех, кто к нему подключается.

Второй способ — автодиджей. Для него нужно запрограммировать плейлист, в соответствии с которым контент будет выходить в эфир. Про софт, который используют на радио мы уже писали [1], но для организации интернет-вещания можно использовать программы попроще, например RadioBoss [10] или SamBroadcaster [11].

Этот софт позволяет запрограммировать эфир максимально гибко и организовать непрерывное вещание с минимальным вмешательством живого человека. Можно «расставить» контент вручную, а можно запрограммировать так, чтобы, музыка определённого жанра выходила в определённое время. Настройка софта требует сил и времени, поэтому начинающим интернет-радиовещателям рекомендуем спрашивать совета на профильных ресурсах и форумах.

На любом этапе эфира в процесс может вмешаться живой человек — это третий способ вещания. Плейлист выстраивают вручную и меняют в «реальном времени». Треки можно переключать раньше или позже в соответствии с эфирной сеткой (если она составлялась). Еще можно организовывать «живые» выходы ведущего в эфир.

Для приёма аудиопотока со стороны слушателей нам на сайте необходим плеер, который поддерживает стриминговое вещание (например этот [12]). Плюс программы, которые будут воспроизводить поток на локальных компьютерах. А если есть приложение для прослушивания со смартфона — это высшая степень заботы о своей аудитории.

Выбираем «железо»

Это один из самых приятных, но и ресурсозатратных этапов. Для организации онлайн-вещания требуется не только компьютер с интернетом.

Вариант с выходом ведущего в эфир подразумевает наличие микрофона. Здесь потребуется обработка звука — без неё звучание будет неглубоким, появятся «проседания». Идеальный вариант — это внешняя звуковая карта [13]. Для дополнительной обработки звука можно воспользоваться специальным софтом вроде digispot [14].

Для удобства управления эфиром может потребоваться микшерный пульт [15] (хотя бы самый простой). Если позволяют финансы, лучше всего брать не самый дешёвый и с фейдерами для удобства. Наличие нескольких каналов для вывода звука расширяет возможности радиостанции.

В качестве эксперимента можно вывести телефонный гибрид, гостевой диджейский пульт (если в гости будут приходить диджеи и играть свою музыку), а также каналы для музыкальных инструментов, если того требует эфир.

Как мы уже писали выше, всё зависит от целей радиостанции, но организация такого функционала обойдётся в десятки раз дешевле, чем для FM-сегмента.

Микрофон [16] тоже лучше выбрать усреднённый. Конечно, можно взять любой, хоть от наушников, но тогда все старания с аппаратной и программной обработкой звука сойдут на нет. Микрофон необходимо оснастить поп-фильтром [17].

В целом этого набора инструментов вполне достаточно, чтобы сделать хорошее интернет-радио. Конечно, оно будет любительским, но при правильной настройке, зазвучит очень профессионально. Теперь можно приступить к разработке сетки вещания, набрать нескольких энтузиастов для работы в эфире, запрограммировать робот и начать покорять просторы интернета.

Примеры наших аудиоэкспериментов:

Автор: Аудиомания

Источник [20]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/diy-ili-sdelaj-sam/261409

Ссылки в тексте:

[1] здесь: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/285712/

[2] здесь: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/287802/

[3] Image: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/291445/

[4] Axel Schwenke: https://www.flickr.com/photos/schwenke/1357016882/

[5] CC: https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.0/

[6] хостингом: https://www.reg.ru/?rlink=reflink-717

[7] IceCast: http://icecast.org/

[8] ShoutCast: https://www.shoutcast.com/

[9] инструкции: http://radiotalk.ru/viewtopic.php?id=2494

[10] RadioBoss: https://www.radioboss.ru/

[11] SamBroadcaster: https://spacial.com/what-we-do-features/

[12] этот: http://www.schillmania.com/projects/soundmanager2/

[13] внешняя звуковая карта: http://www.audiomania.ru/vneshnie_studijnye_zvukovye_karty/

[14] digispot: http://news.digispot.ru/ru/digispot/articles/676-professional-software-audioprocessing.html

[15] микшерный пульт: http://www.audiomania.ru/mikshernyj_pult/

[16] Микрофон: http://www.audiomania.ru/studiyniy_mikrofon/

[17] поп-фильтром: http://www.audiomania.ru/pop_filtr/

[18] Передача «Звук»: http://www.audiomania.ru/mirhifi/podcasts/

[19] знакомство с новыми кинозалами Аудиомании: https://geektimes.ru/company/audiomania/blog/291105/

[20] Источник: https://geektimes.ru/post/291445/