- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Продолжаем интервью с основателем нижегородского хакерспейса CADR — Артёмом Попцовым (см. так же — первая часть [1]).
Какое оборудование есть? И вообще сколько места?
Хакерспейс условно можно разделить на четыре основных зоны: монтажно-компьютерная зона, компьютерно-монтажная зона, зона презентаций и кухня. По данным зонам распределено следующее оборудование:
Кроме этого у нас есть небольшая библиотека технической (и не только) литературы, откуда можно брать на чтение книги и журналы.
Особой популярностью пользуется зона чаепития и печенькоедения — работа мозгами потребляет много энергии, и её где-то надо пополнять. ;-)
Зона чаепития и печенькоедения.
Кадробиблиотека.
Монтажно-компьютерная зона.
Сверлильный станок.
Мотивирующие плакаты по технике безопасности.
Полка с инструментами над монтажно-компьютерной зоной.
3D-принтер RepRap.
Какие мастер классы проводили, проводите, и планируете? Хакатоны
Мы проводили мастер-классы по системе управления версиями Git, был небольшой мастер-класс по функциональному программированию. У нас также есть среди участников опытные электронщики, обучающие пайке и разработке схем.
Каждую среду и субботу я провожу Arduino-workshop'ы: обучаю программированию и немного электронике.
Недавно проводили workshop по битовым операциям в ЯП C++ и сдвиговым регистрам (видеозапись [2]).
В этом году мы делали свой первый мастер-класс на выезде по программированию микроконтроллеров, совместно с DEFCON NN [3].
Мастер-класс по битовым операциям в ЯП C/C++ и сдвиговым регистрам.
Вероятно участники ведут свои проекты — список интересных проектов
Многие участники ведут проекты, как правило, под руководством опытных кадровчан. Опытные кадровчане делают всё сами и ещё мотивируют других к работе.
Вот примеры проектов:.
Пётр Третьяков тестирует прототип очков дополненной реальности.
Общаетесь ли с другими техническими клубами (фаблаб, цмит и тп) в вашем городе или в России, мире?
В НРТК есть свой ЦМИТ [4] и, поскольку мы сейчас находимся в симбиозе с колледжем, то имеем доступ к многим ресурсам местного центра.
Кроме того, мы сотрудничаем с некоммерческой организацией DEFCON NN (DC 7831) — участвуем в конференциях, проводимых ими.
Есть ли какие либо направления для популяризации робототехник среди школьников?
В CADR'е есть несколько кадровчан, которые ещё учатся в школе и мы помогаем им с освоением программирования и электроники.
На моей второй работе (в детском центре «Поцако» [5]) веду вместе с Петром Третьяковым (студентом НРТК, кадровчанином и отличным специалистом) курс «Мехатроника» [6] для школьников, где мы учим детей всему, что требуется для создания роботов на базе платформы Arduino.
Помогает ли как-либо город?
На данный момент — нет. Возможно, мы просто не слишком активно рекламируем себя, чтобы быть замеченными городским управлением. :-)
Делаете ли выездные мастер классы?
Как уже упоминал ранее, в этом году мы делали свой первый мастер-класс на выезде по программированию микроконтроллеров, совместно с DEFCON NN [3]. Было довольно весело, к нам подходили местные специалисты и учились программировать Arduino. В принципе, ещё не известно, кто кого больше учил. ;-)
Стенд хакерспейса CADR на DEFCON NN 0x08.
Расскажи про себя — что интересует, чем занимаешься по основной работе, является ли хакспейс хобби или серьезным направлением работы для тебя
Я — полуночный free software разработчик, пишущий на Лисп [7] и других ЯП во имя добра. В дневное время — заведующий двумя лабораториями в Нижегородском радиотехническом колледже и просто преподаватель (веду курсы по программированию микроконтроллеров, ООП, системное программирование, администрирование GNU/Linux). Как можно предположить из текста выше, со-основатель Нижегородского хакерспейса CADR. Немного — поэт [8], немного — музыкант.
Основные хобби: чтение, программирование, игра на клавишных (включая попытки написания музыки — вот пример [9], если кому интересно).
Хакерспейс также можно назвать одним из моих основных и серьёзных хобби.
Читаю много литературы и новостей, в основном, зарубежных. Активно слежу за новинками технологий и науки. Интересуюсь тематикой трансгуманизма [10] и биохакинга. Хочу, если можно так сказать, приблизить будущее и считаю, что образование — это вклад в будущее.
Одна из вещей, которая волнует особенно сильно — жизнь наша ограничена и, поскольку являюсь атеистом, то не жду «жизни после». Следовательно, пытаюсь изменить мир вокруг в лучшую сторону, как могу, здесь и сейчас — так как это скорее всего, единственное что у нас есть. Печально видеть вокруг суеверия и предрассудки, дискриминацию людей по разным признакам. На мой взгляд, хакерспейсы через популяризацию технического творчества и науки помогают двигаться мировому обществу из тёмного прошлого в светлое будущее.
Являетесь ли инкубатором для какого либо коммерческого проекта?
Мы по условиям нашего сотрудничества с колледжем не можем вести коммерческую деятельность. Некоторые люди в CADR'е работали и работают над собственными проектами — вероятно, коммерческими. Но тут у меня точных данных нет.
Насколько робототехника развита в преподавании в школах вашего города?
В некоторых школах города используют Лего-роботов в образовании. Более подробно скажу об этом в ответе на следующий вопрос.
Статистики по школам у меня нет, а собственные предположения высказывать не буду.
Считаешь ли ты что робототехника могла бы привлечь детей в школах к самостоятельному творчеству, к лучшему изучению предметов?
Да. Робототехника позволяет «пощупать» многие интересные вещи, такие, как программирование, электроника; также позволяет развить инженерные навыки человека с малых лет. По опыту могу сказать, что наиболее выдающиеся специалисты, с которыми мне приходится общаться, начинали заниматься техническим творчеством ещё в школе (многие — с младших классов). Я сам начал программировать в школьные годы и многое узнавал на практике. Делал это потому, что мне было интересно — увлечением моим в школьные годы были эксперименты с графикой в Pascal. Это было наглядно и выглядело эффектно (по крайней мере, для меня в том возрасте.) А вот, например, применимость знания английского языка я увидел позже, когда стал читать интересные для меня вещи на иностранном языке. Вот тут-то и начался прогресс в изучении английского языка.
На мой взгляд, сейчас многие технические вещи преподаются отвлечённо от практики, и люди не видят применимости знаниям, которые они получают. Раньше дети более активно помогали взрослым в их работе и учились на практике. Об этом, кстати, интересно говорит [11] Пол Грэм в своей книге «Хакеры и живописцы» [12]. А теперь тебе нужно проучиться примерно десяток лет в школе и ещё примерно половину этого времени в высшем учебном заведении, чтобы начать серьёзно что-то делать в технической области. Или так, по крайней мере, нас учат думать. Хотя это всё относительно. Помню, меня впечатлил пример Джейми Завински [13], который стал выдающимся программистом и хакером (в классическом смысле слова), имея за спиной только среднее образование. То есть, важна именно практика. Думаю, если мы будем более активно привлекать людей с раннего возраста к интересным проектам, то у нас будет намного больше грамотных технических специалистов — вероятно, это даже важнее, чем основная система образования с оценками и экзаменами.
Однако недостаточно просто добавить робототехнику в школы, надо ещё с умом выбрать платформу для обучения. Популярные сейчас Лего-роботы может быть и являются неплохим стартом, но ограничивают детей в более серьёзном творчестве, отчасти из-за своей проприетарной натуры и фиксированного набора деталей, отчасти из-за большой стоимости наборов. Думаю, более перспективным направлением является использование платформы Arduino и технологий 3D-печати и лазерной резки для создания роботов. Да, это сложнее — но с другой стороны, Arduino доступна всем и даже учащийся школы может позволить себе купить один из вариантов данной платформы, вместо покупки каких-нибудь чипсов. ;-)
3D-печать тоже становится всё более доступной для широкой публики — например, у нас в колледже есть несколько принтеров, ну и в CADR есть два общедоступных. Был также в детском центре «Кулибин» [14], находящийся при 113-й школе — они тоже имеют и 3D-принтер, и лазерный резак. То есть, эти технологии входят в обиход.
Но даже если нет доступа к 3D-принтеру или лазерному резаку, то основу для робота можно купить готовую или заказать для резки, и это всё равно будет дешевле лего-роботов. Воспользоваться 3D-принтером можно и у нас в CADR'е, например.
В общем, если у вас есть проект, для работы над котором нужно место и ресурсы, то приходите в наш хакерспейс CADR — или ближайший к вам хакерспейс. Список активных хакерспейсов [15] по всему миру можно найти на сайте hackerspaces.org. Отдельно на нашем сайте мы поддерживаем собственный список хакерспейсов в России [16]. Если рядом с вами нет хакерспейса, то организуйте новый. Именно так и происходит появление новых хакерспейсов. Если это получилось у меня, то сможете и вы.
Статья распространяется на условиях CC-BY-NC-ND 4.0 [19]
Автор: nemilya
Источник [20]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/diy-ili-sdelaj-sam/282444
Ссылки в тексте:
[1] первая часть: https://habr.com/company/makeitlab/blog/412495/
[2] видеозапись: https://www.youtube.com/watch?v=YTizDn2qyZg
[3] DEFCON NN: http://defcon-nn.ru/
[4] свой ЦМИТ: https://nntc.nnov.ru/rc
[5] в детском центре «Поцако»: http://www.pocako.ru/
[6] курс «Мехатроника»: http://pocako.ru/page/deyatelnost/mehatronika
[7] пишущий на Лисп: https://github.com/artyom-poptsov/guile-ssh
[8] поэт: http://poptsov-artyom.narod.ru/texts/index.html
[9] пример: https://www.jamendo.com/artist/502946/industrial-crane
[10] трансгуманизма: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B3%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
[11] говорит: https://fritzmorgen.livejournal.com/38494.html
[12] «Хакеры и живописцы»: https://habr.com/post/301104/
[13] пример Джейми Завински: http://www.williamspublishing.com/21-days.html
[14] «Кулибин»: https://vk.com/kulibin_club
[15] Список активных хакерспейсов: https://wiki.hackerspaces.org/List_of_Hacker_Spaces
[16] список хакерспейсов в России: https://cadrspace.ru/w/index.php?title=%D0%A5%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%8B_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%A1%D0%9D%D0%93
[17] https://cadrspace.ru/: https://cadrspace.ru/
[18] Видео канал CADR: https://m.youtube.com/channel/UC3VpKt2Iedwu_3hI5NYAKCg
[19] CC-BY-NC-ND 4.0: https://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/4.0/deed.ru
[20] Источник: https://habr.com/post/412497/?utm_campaign=412497
Нажмите здесь для печати.