- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Но зачем? Интервью с автором рисунка про троллейбус из буханки хлеба

«Вот так, с помощью нехитрых приспособлений буханку белого (или черного) хлеба можно превратить в троллейбус… Но зачем?» Вряд ли кто-то из завсегдатаев Хабрахабра и Гиктаймс ни разу не видел этой забавной картинки — она часто появляется в комментариях к статьям о самоделках, изобретениях «британских учёных» и вообще любых проектах, которые появились на свет не потому что были кому-то нужны, а потому что были кому-то интересны.

Сегодня у нас в гостях автор этой и многих других не менее интересных картинок — Борис Могилин [1], более известный в сети под ником Borya_Spec [2]. Борис — не профессиональный художник, и не собирается им становиться. Его манера рисования родом из детства, из советских комиксов про Мурзилку. Его рисунки нравятся не только взрослым, но и детям, хотя в их сюжетах детского совсем мало, даже если их герои — забавные зверушки или Карлсон.

image

Борис, мало кто из наших читателей не видел картинку про троллейбус из буханки хлеба, и в то же время большинство из них даже не задумывались о том, что у неё есть автор, и у него есть ещё много не менее загадочных и смешных работ. Как вы относитесь к такой «анонимной славе»?

На самом деле она уже не совсем анонимная, я давно выкладываю картинки у себя на странице в Фейсбуке, в ЖЖ, Лепрозории, Dirty. Везде находятся люди, которым такие картинки кажутся интересными. Их не так много, но они есть. Что до моего отношения, то его можно охарактеризовать скорее как радостное удивление. Я ведь тот же «троллейбус» когда-то «в стол» рисовал, чисто для себя. А оно обернулось вот как.

И долго он пролежал «в столе»? Какова вообще история его создания и когда вы поняли, что картинка стала по-настоящему известной в сети?

Я нарисовал его в 2005-м году, какое-то время он пролежал «в столе», а потом я выложил картинку в Сеть. К тому времени я успел несколько десятков подобных вещей сделать, но после «троллейбуса» посыпались письма от знакомых — они находили ресурсы какие-то с перепостами этой картинки, причем процесс был лавинообразным. Где-то через месяц я начал догадываться что случайно нарисовал что-то эдакое. А в прошлом году знакомый прислал мне линк, где был сформирован поисковой запрос на Хабре по фразе «но зачем?». Я увидел количество упоминаний и очень, очень впечатлился. И вот тогда окончательно понял, насчет известности картинки этой.

Ого! Так ей в этом году исполняется 10 лет!

Ровно десять, да. Кажется, уже исполнилось, я ее летом и рисовал, если память не изменяет.

Люди часто употребляют вашу картинку с троллейбусом, чтобы продемонстрировать бессмысленность и бесполезность каких-то проектов. Некоторые наоборот, восхищаются всем бесполезным, но прикольным. Как вы сами относитесь к таким «троллейбусам»? Эта картинка — добрый юмор или злая сатира?

Точно не злая, у меня картинки добрые. Люди часто рассказывают, что картинки мои любят разглядывать дети. К тому же для меня важно, чтобы творчество мое никого не задевало, Кстати, юмором я все это тоже бы не назвал, просто рисую то, что приходит в голову, эдакое акынство. То есть здесь нет цели насмешить кого-то, или еще какие эмоции вызвать. «Что вижу, то и пою», как говорится.

Но зачем? Интервью с автором рисунка про троллейбус из буханки хлеба - 2

Борис, а кто вы по профессии и по образованию? «Физик» или «лирик»?

Математик-программист, такой у меня диплом. Программированием, правда я не занимаюсь, больше с цифрами работаю, но все это, конечно, скучно. Может поэтому фантазия и развивалась так бурно.

Нет желания сменить профессию, например стать профессиональным художником-иллюстратором? Делать иллюстрации к авторам вроде Даниила Хармса? Или рисовать рекламу за большие деньги?

Поскольку я не художник по профессии, и рисовать, по правде говоря, не умею, у меня есть большие проблемы с рисованием под заказ, за деньги, или просто по чьей-то просьбе. Если не горю сам идеей и вдохновением, вряд ли что-то хорошее из рисунка получится. А показывать людям посредственное не хотелось бы. Уж лучше я буду приносить радость людям просто так. Что до Хармса, он был настолько гениален, я считаю, что любые картинки только отвлекают читателя от наслаждения текстом. Хармсу и так хорошо.

Если и менять профессию, есть у меня мечта — поселиться в деревушке греческой, на берегу моря, обзавестись хижиной и лодкой, дышать морским воздухом, работать бородатым рыбаком, в общем.

Значит и книги с рисунками [3] вы издаёте не из коммерческих соображений? Каков тогда главный мотив?

Вот сколько я рисовал, столько меня друзья, знакомые, и просто посторонние люди из Интернета убеждали сделать книжку с картинками. Но я сомневался, казалось что людей, которым эта книжка занадобится, можно будет по пальцам одной руки пересчитать. А когда в итоге решился, пришлось еще средства на издание откладывать, тоже тот еще процесс. Про себя думал так — обеспечу книжками близких, а остальные экземпляры попробую продать, чтобы типографские расходы отбить. Так, в общем-то и получилось, но когда тираж первого издания подошел к концу, я был приятно поражен географией, как выяснилось, про мои картинки знают в Африке, в Бразилии, в Австралии! Но больше всего интересующихся было, конечно же из России, Украины, Беларуси, Германии и Израиля. Вот там основная часть любителей моего творчества и проживает.

Покупают в основном русскоязычные эмигранты, или местные жители тоже? Насколько легко ваши картинки и истории преодолевают культурный барьер?

В основном русскоязычные, конечно же. Все подписи в книжке переведены на английский, но поскольку про рисунки мои знают только в рунете, местным жителям других государств они просто не попадаются на глаза. Хотя культурный барьер при случае преодолевается, и легко.

В 2007 году на меня вышла редакция чешского журнала Umelec, издание о современном искусстве. Они сделали очень добрый материал о моем творчестве, сами подписи картинок переводили (а это в моем случае совсем не просто, как понимаете — очень легко при переводе потерять всю соль). Сравнивали с Сент-Экзюпери. Было очень приятно, по правде говоря.

А англичане ещё не прониклись? У них ведь очень выражена любовь к абсурду и парадоксам в национальной культуре — лимерики, «Алиса в Зазеркалье»...

В Англию, кстати много книг переехало, но все до одной — к «нашим». От коренных жителей запросов пока не поступало, видимо «наши» свои экземпляры местным не демонстрируют.

image

Продолжая тему совместимости с другими культурами — вы читали статьи из цикла What if? [4] Рэндела Манро? Мне показалось что многие истории оттуда по духу похожи на ваши картинки. Он пытается дать рациональный ответ на безумные вопросы. Вы пытаетесь наглядно изобразить безумные идеи и ситуации. Что, если смайлик умрёт и его будут хоронить? Что у Карлсона внутри? Что будет, если рис уйдёт из плова?

К сожалению, эти статьи мне не попадались но глаза, а ведь они, я вижу, замечательные. Спасибо за подсказку. У меня, правда, ответов в творчестве совсем чуть — вопросов больше. Вот рис уходит из плова, вот из буханки хлеба сделали троллейбус, вот механик фотографируется с устрицами, и так далее. А вот что после этого будет, и зачем все — большой-большой вопрос. Примерно так.

Вы как-то писали, что на вашу манеру рисунка сильно повлиял журнал «Мурзилка» Сейчас что-то влияет? Есть любимые художники? Бывает так, что какая-нибудь книга или фильм наталкивает на идею? При желании можно увидеть параллели между, например, дельфинами наркоконтроля и военным дельфином-наркоманом Джонсом из «Джонни-Мнемоника». Или между Малышом, меняющим сальники клапанов Карлсона и Джоном Коннором, роющимся в голове Терминатора. Это случайные совпадения?

Более чем случайные. Скажем, у «дельфина» предыстория была такая. Ехал я с другом в Питер на поезде, и случилось нам оказаться в одном купе с офицером-подводником, всю жизнь на ракетоносцах прослужившем. Случайно у нас с собой бутылка коньяка была, мы ее все вместе быстро употребили, а потом офицер в вагон-ресторан всех потянул. Ходили несколько раз, в итоге к латвийско-российской границе все в полубессознательном состоянии находились.

Зашли пограничники, документы спросили, тут-то подводник на их беду и проснулся. Не поднимая головы с подушки, он отдавал команды равняться, строиться, выписывал наряды. Пограничники очень обиделись и пообещали карательную операцию в отдельно взятом купе провести — перевернуть все вверх дном для поиска наркотиков, например. К счастью здравый смысл возобладал, пограничники поняли что связываться себе дороже, и исчезли. А я потом вспомнил все это, и не по сюжету, а скорее по настроению картинку нарисовал.

Любимых художников у меня много, но главным образом на стиль рисунка повлияли вещи родом из детства. Вот те же рисунки Семенова из «Мурзилки», к примеру.

image

Вы храните подлинники всех рисунков? Не предлагали ли вам продать их? Как вообще вы относитесь к шоу-бизнесу и коммерциализации искусства, к копирайту?

Храню, бережно храню, хотел бы любимые вещи сыну оставить, на память. Несколько раз предложения о покупке картинок поступали, если я вижу, что человеку очень надо, не отказываю, как правило.

К шоу-бизнесу я отношусь нейтрально, как и он ко мне. А вот с копирайтом — мои картинки свободно по Сети гуляют, я этому только рад, единственное — не очень приятно, когда ресурсы подпись замазывают и ставят свой логотип поверху. Или подборку картинок озаглавливают «рисунки наркоманов», «сумасшедшие рисуют», и т.д. Вот такое огорчает.

Вы пробовали другие инструменты кроме ручки и бумаги? Может планшет и стилус? Или все эти технологические штучки только мешают?

Другие инструменты пробовал, и краски, и карандаш, и на компьютере всякими-разными способами. Но поскольку результат мне самому не нравился, решил что на ручке, пожалуй, и остановлюсь.


Но зачем? Интервью с автором рисунка про троллейбус из буханки хлеба - 5

Автор: ilya42

Источник [5]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/diy-ili-sdelaj-sam/94562

Ссылки в тексте:

[1] Борис Могилин: http://geektimes.ru/users/nozacem/

[2] Borya_Spec: https://www.facebook.com/strangedrawings

[3] книги с рисунками: http://borya-spec.livejournal.com/187944.html

[4] What if?: https://what-if.xkcd.com/

[5] Источник: http://geektimes.ru/post/259276/