- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Очки виртуальной реальности «бюджетные» (пока без треккера)

image

Хочу поделиться опытом сборки и регулировки простых и доступных очков для просмотра 3D-контента.

Вначале изготовил FPV очки с линзой Френеля [1] и 7” IPS матрицей [2].

Вот только треккер на основе инфракрасных светодиодов и web-камеры получился капризными. По крайней мере мне не удалось его толком отладить. Изображение вывел клоном основного монитора с видеокарты стационарного компьютера по шнуру HDMI.

image

К плюсам данной конструкции можно отнести:

  • довольно широкий угол зрения;
  • фокусировка в бесконечность не вызывала усталости глаз;
  • очень лёгкая оптика (буквально несколько грамм).

К минусам:

  • линза Френеля [3] (фокусное расстояние — 200 мм) даёт изображение не очень хорошего качества, особенно по периферии экрана;
  • значительная хроматическая аберрация [4] (цветной ореол вокруг объектов на экране);
  • очки получились довольно громоздкие по причине большого фокусного расстояния линзы;
  • в них нельзя добиться стереоэффекта, так как изображение для обоих глаз общее.

image

Решил двигаться дальше. Возникла мысль на базе этой же матрицы сделать более короткофокусную конструкцию с возможностью 3D–видения. И, если получится, подключить более совершенный треккер на твёрдотельных гироскопах.

От линз Френеля отказался, в качестве базы выбрал вот такие 3D очки [5].

Фокусное расстояние их оказалось примерно 80 мм. Линзы плоско – выпуклые, пластиковые. Есть даже регулировка межзрачкового расстояния.

Сборка и регулировка очков

Первым делом разобрал их и задул внутри и снаружи чёрной матовой краской, чтобы избежать излишних бликов. Что в общем то, делать не обязательно. Линзы и ремешки оставил как есть.

image

Сразу передо мной стал вопрос: на каком расстоянии от линз разместить экран? Определил фокусное расстояние [6] «солнечным тестом». Направил линзы на бесконечно удалённый источник света — Солнце. Измерил, на каком расстоянии световой пучок собрался в минимальное по размерам пятнышко.

image

Метод не прецизионный, но достаточно точный. Позволяет найти фокусное расстояние [6] линзы.

image

Если именно на таком расстоянии разместить экран, то расходящийся световой поток от каждого пиксела, пройдя через линзу, будет параллельным. Таким образом, изображение будет как бы в бесконечности, что необходимо для комфортного восприятия. Этот метод регулировки подходит для нормального зрения и с любого расстояния картинка на экране получается чёткая.

Исходная конструкция, не знаю почему, не соответствовала этому критерию. Очки прошлось переделать. Экран разместил чуть дальше – на расстоянии 83 мм.

image

Плата хорошо расположилась снаружи откидной створки очков.

image

Задрапировал края чёрным изопленом во избежание боковых засветок и попадания пыли.

image

Первые просмотры 3D картинок и роликов side by side [7] из сети меня впечатлили. Удивительно, что такая простая, я бы даже сказал примитивная конструкция, может дать такой эффект!

Некоторые особо динамичные сцены способны буквально укатать! Вдоволь насмотревшись на 3D картинки, ролики и фильмы решил двигаться дальше.

Встал вопрос – а как обстоят дела с 3D эффектами в играх? В частности авто-, авиа- и прочих симуляторах. С помощью чего можно включить этот эффект в них? Решений много, используются всевозможные очки, специализированные мониторы…

Нашёл подходящий драйвер iZ3D [8]. Он довольно старый, уже не поддерживается разработчиком, но со многими играми совместим! Имеет несколько режимов. Мне был необходим — side by side [7] и без анаморфного [9] сжатия. В файле config программы это режим – 2. Режим side by side триальный, на 30 дней.

Программа генерирует два изображения с параллаксом. В ней настраивается, причём прямо из игры, стереобаза и схождение. Есть три пресета, для каждой игры драйвер создаёт профиль. Есть некоторые глюки с тенями, облаками. Где нужно, приходиться их отключать.

Тестировал с играми LockOn 2 и Orbiter 2010. Это симуляторы, авиационный и космический. Пока без треккера.

image

image

Игры, я бы сказал, заиграли новыми красками и воспринимаются совсем по новому. Объекты стали выпуклыми, ощущается объём окружающего виртуального пространства. Поле зрения большое.

Моя видеокарта NVidia GTX 275 легко справляется с созданием стеропары. Плата по нынешним меркам не особенно мощная… Изображение основного монитора дублировал на свои очки, добавив яркости.

Что же получилось?

По прежнему можно отнести к плюсам:

  • широкое поле обзора;
  • фокусировка в бесконечность не вызывает усталости глаз;
  • малая, почти не заметная, хроматическая аберрация;
  • регулируется межзрачковое расстояние;
  • относительная компактность очков, обеспечивает комфорт просмотра 3D.

Обнаружились и недостатки которые, как известно — продолжение достоинств.

К ним отнесу:

  • видны сетка из пикселов и малейшие соринки на экране (фланелька в помощь );
  • разрешение делится поровну, так что каждому глазу достаётся половина горизонтального разрешения (2K матрицы 6” и выше могут изменить ситуацию к лучшему);
  • отсутствие внешних ориентиров в динамичных сценах может и вызывает, по крайней мере у меня, ощутимый вестибулярный дискомфорт;
  • для улучшения восприятия пришлось залепить изолентой края матрицы, т.к. она широка даже для моего межзрачкового расстояния (у меня – 70 мм);
  • зрительный анализатор человека улавливает параллакс, но необходимой аккомодации не требуется, фокусировка и так в бесконечность, поэтому к такому изображению нужно привыкать.

Матрица моей мечты

Матрицу для такой оптической системы хотелось бы:

  • больше разрешением (у меня 1280 Х 800 пикс);
  • меньшей диагонали (у меня 7”, 150 Х 94 мм).

image

Ширина должна быть равна удвоенному межзрачковому расстоянию (для меня 140 мм, высота равна межзрачковому – 70 мм). Разрешение экрана как минимум в два раза лучше. У меня 8 пикселов на мм, т.е. нужно 16 пикселов.

Таким образом матрица моей мечты должна иметь следующие характеристики: lиагональ 6 дюймов и разрешение 2240 Х 1120 пикселов (140 Х 16 (ширина) и 70 Х 16 (высота)). И конечно мощная видеокарта!

В итоге

Время, потраченное на изготовление и настройку стереоскопических очков (буквально пара дней) потрачено не зря. 3D эффект присутствует!

image

Очки не дорогие, позволяют по-новому взглянуть на старые и порядком приевшиеся игры. Осталось только подключить адекватный треккер и уже с ним погрузиться в виртуальную реальность уже на новом, не познанном пока уровне.

Треккер

Хочу собрать такой [10]. И уже собрал бы, но почта скорректировала мои планы. Жду посылки из Китая с платами и датчиками для треккера.

Автор: SergeNovo

Источник [11]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/diy/95768

Ссылки в тексте:

[1] FPV очки с линзой Френеля : http://rc-aviation.ru/fpv/1304-samodelnii-fpv-shlem?start=1

[2] 7” IPS матрицей: http://ru.aliexpress.com/item/7-Inches-High-Resolution-1280-800-IPS-Screen-With-Remote-Driver-Control-Board-2AV-HDMI-VGA/32273343866.html

[3] линза Френеля: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0%B7%D0%B0_%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8F

[4] хроматическая аберрация: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D1%80%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F

[5] 3D очки: http://www.aliexpress.com/snapshot/6621821913.html?orderId=66900350338768

[6] фокусное расстояние: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[7] side by side: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0

[8] драйвер iZ3D: http://pc-program.ru/iz3d_driver.php

[9] анаморфного: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

[10] такой: http://zakamik-ru.blogspot.co.uk/2014/09/blog-post.html

[11] Источник: http://geektimes.ru/post/260040/