- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Что должен понимать каждый дизайнер в стартапе

imageВероятность того, что ваш стартап будет воспринят пользователями на ура выше, когда у руля компании стоит визионер-дизайнер, а не кондовый программист. Такой смелый тезис звучит в колонке девушки дизайнера [1], которая решила «показать нам как должна выглядеть удобная почта».

Иногда под дизайном подразумевают любые синонимы к слову «привлекательность», однако в действительности качественный дизайн включает в себя намного больше. После запуска собственного стартапа Эль Луна [2] (Elle Luna), ведущий дизайнер Mailbox [3], пришла к выводу, что дизайн – это не столько стремление к внешней красоте, сколько «образ мышления [4] обо всем на свете» и делится с читателями своими наблюдениями.

Создавая ориентированный на пользователя дизайн, не полагайтесь на результаты потребительского исследования.

В основе любого стартапа лежит стремление удовлетворять потребности людей, еще не охваченные существующим рынком услуг. В основе работы дизайнера – стремление создать смелое видение будущего. Однако, быть дизайнером и быть дизайнером в стартапе – совершенно разные вещи. Проработав в IDEO [5] около пяти лет, я всё бросила и ушла в стартап. Вот три наиболее удивительных факта о дизайне и роли дизайнера в стартапе, которые я открыла для себя за прошедший год.image

В компании IDEO существуют «антифокус-группы»: потребителям дают материалы для создания прототипа идеальной по их мнению обуви для бега

Традиционное количественное потребительское исследование не поможет вам предвидеть, представить себе и нарисовать будущее. Вспомните известное высказывание Генри Форда: «Если бы я спросил людей, что им нужно, они ответили бы, что хотят более быстрых лошадей». Ориентация на фокус-группы и опросы аудитории для оценки потребностей и желаний пользователя, в лучшем случае, служат для улучшения юзабилити, так как основаны на современных, сегодняшних реалиях.

Дизайн с ориентацией на пользователя (характеризующий стартап) – нечто намного более сложное. Это способ управления своей компанией, где в центре внимания находится потребитель, и вы пытаетесь самостоятельно узнать, понять и проанализировать потребности, желания, надежды и ожидания людей, исходя из их чувств, слов и поступков, и создать продукт будущего с использованием этих знаний. А вот попросить саму фокус-группу представить себе будущее – это, фактически, значит попросить их выполнить работу дизайнера. Абсурд.

image

Стив Джобс представляет новый iMac или «то, как начиная с сегодняшнего дня будет выглядеть компьютер»


Стив Джобс известен своей верой в то, что хороший дизайн может создать некий продукт, предвосхищающий потребности пользователя: «Невероятно сложно спроектировать продукт при помощи исследования фокус-групп. Как показывает практика, люди не знают, что им нужно, пока вы им это не покажете». При этом Apple – компания глубоко и убеждённо ориентированная на потребителя. Вместо того, чтобы полагаться на мнение фокус-групп, они создают продукт таким, каким они сами хотят его видеть. Именно по этой причине в 1998 году они решили заложить больше памяти в новый iMac, чтобы добиться оптимального размера экрана и упростить его использование. Джобс в тот момент так прокомментировал это решение: «Это должен быть компьютер, который мы тоже захотим поставить в своем офисе».

Можно дать команде разработчиков пожить жизнью пользователей своего продукта. Посмотреть на их дом, быт, ощутить на себе то, с чем они сталкиваются ежедневно. Поверьте, ваша инновация будет выглядеть совершенно иначе в контексте, который будет его фактически окружать. Еще одно решение – случайные интервью людей-с-улицы, которым вы покажете модель своего продукта и получите отзыв на него. Это способ быстрый, недостоверный, но весьма забавный. В конце концов, чтобы лучше понять своего потребителя, можно организовать то, что в IDEO называют «Ответ в обед» (букв. “Whine and Dine”), когда беседа о продукте происходит за едой и напитками.

Эти методы не относятся ни к анализу, ни к прогнозу. Они помогают вам только начать работу совместно с потребителем, узнать, что ему необходимо или хочется, чего еще нет на рынке. Как только вы определите, кто ваш пользователь и что ему нужно, храните это сакральное знание как зеницу ока, ведь в нём содержатся неисчерпаемые возможности для вашей компании.

Дизайн и разработка не уживаются друг с другом

image

Финальный вариант логотипа Mailbox потребовал сотни исследований черновых логотипов

Культура дизайна и инженерная культура — пространства мало пересекающиеся. Команда дизайнеров смелая, стремится к эксперименту, импровизации, не боится провала на пути к успеху (понимает, что учится на своих ошибках). Команда разработки, напротив, старается вникнуть в предмет, найти элегантное решение, пригодное даже для спорных случаев, работает сосредоточенно и размеренно. К тому же, все знакомые мне инженеры не в восторге от неудач.
image

офисы IDEO в Сан-Франциско представляют собой оупен-спейсы для постоянного диалога и обмена идеями.

Весь этот год я работала в офисе, созданном по образу и подобию IDEO: широкие столы для нескольких людей сразу, опен-спейс, большое количество переговорных. Кажется, что такая организация помещения подтолкнет людей к диалогу, позволит держать в курсе текущих дел как дизайнеров, так и разработчиков, и повысит прозрачность компании. Но в нашем случае вышло иначе. Дизайнеры вели себя довольно шумно, эмоционально, им нравилось работать под музыку. Для разработчиков такие условия были невыносимыми и отвлекали их от работы.

Поэтому, вместо того, чтобы убеждать дизайнеров подружиться с разработчиками, мы пошли в строительный магазин и купили грузовик пеноблоков, из которых соорудили стену. Внезапно у разработчиков появилась спокойная гавань на две трети офиса, где они могли писать код в тишине, а дизайнеры на оставшейся трети помещения могли устраивать диско и сколь угодно громко обсуждать внешний вид кнопок.

Результат? На уровне ежедневного взаимодействия люди неожиданно начали радоваться еженедельным совещаниям, вместо того, чтобы пытаться переубивать друг друга. На более глубоком культурном уровне команды начали проявлять друг к другу уважение.

Примите тот факт, что культура дизайна и инженерной разработки абсолютно разные. Дизайн с успехом ответит на вопросы «как бы мы могли…?», в то время как разработка предусмотрит все детали на пути к реализации идеи. И если вы хотите произвести продукт мирового уровня, окружите эти команды инструментами, пространством и поддержкой, которые позволят осуществить задуманное. Помните, что команды дополняют друг друга – и обе они вам нужны. Это именно тот случай, когда 2 + 2 = 5.

Нельзя вернуться к дизайну в конце разработки

image

дизайнерский образ мышления [4] затрагивает все аспекты деятельности компании

Стартап несёт миру ценности своих создателей. Точка.

Если команда создателей не состоит из дизайнеров или людей с подобным мышлением [4], вряд ли продукт будет чем-то больше, чем красивая занавеска, ну или скатерть. Основатели компании представляют собой сердце и душу всей компании: чем «загорелись» они, тем будут гореть и все ее сотрудники, и когда компанией управляют люди, любящие продукт, результаты просто потрясающие. Это всё потому, что движимый дизайном стартап проектирует не только и не столько продукт, сколько собственную культуру. (Именно эту миссию несет The Designer Fund [6] – фонд, полностью посвященный инвестированию в дизайнеров-основателей стартапов).
image

Возьмём, например, Dropbox. В компании всего три официальных дизайнера [7], а основатель, Дрю Хьюстон [8] (Drew Houston), – программист-самоучка. Тем не менее, команда Dropbox с ума сходит по дизайну своего продукта: он невероятно прост, легок в использовании, интуитивен и служит четкой задаче. Продукт просто волшебный. И всё это потому, что – пусть он и не называет себя дизайнером – Хьюстон мыслит по-дизайнерски, и это отражается на всём продукте. Dropbox – прекрасный пример подобного мышления [4] у создателя компании. Собственно, это я и хочу донести: чтобы дизайн эффективно работал на благо стартапа, он должен быть в голове тех, кто рулит компанией.

Но дизайн относится не только к самому продукту. Это способ мышления [4] обо всем. Это выход из трудного положения в разговоре с инвесторами, подход к принятию решения в состоянии неопределенности на ранних этапах проекта, критический анализ вместо обвинений, проработка идей, которые потенциально могут отложить релиз проекта на месяцы, путь от «довольно успешного» к «великолепному» результату.

Давайте назовем вещи своими именами и переосмыслим роль дизайнера. Дизайн не значит сделать вещь красивой, это значит создать видение будущего, трудная задача – если не сказать, невыполнимая – воображать, создавать и продавать великолепный новый продукт, если основа компании не заточена под решение действительно сложных проблем в условиях неопределенности и отсутствия четких критериев, что такое «хорошо».

Поскольку задача дизайнера – предвидеть, прогнозировать завтрашний день, а стартап создается для того, чтобы воплотить его сегодня, это фундаментальное партнерство и есть именно то, что позволяет дизайнеру реализовать себя, а вам – построить дизайн-ориентированный стартап. Будьте смелыми, полагайтесь на это правило и создавайте будущее. Ну и воплощайте его, конечно же.

Если у вас есть интересные технические статьи, перевод которых вы хотели бы видеть — пишите мне в ЛС

Автор: hellt

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/dizajn-interfejsov/20172

Ссылки в тексте:

[1] девушки дизайнера: http://about.me/elleluna

[2] Эль Луна: https://twitter.com/elleluna

[3] Mailbox: http://www.mailboxapp.com/

[4] мышления: http://www.braintools.ru

[5] IDEO: http://ideo.com

[6] The Designer Fund: http://designerfund.com/

[7] три официальных дизайнера: https://www.dropbox.com/about

[8] Дрю Хьюстон: http://www.linkedin.com/in/drewhouston

[9] Источник: http://habrahabr.ru/post/158789/