- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Геопортал «Голос народа»

Описание проблемы

В последнее время, появилось много занимательных он-лайн сервисов по нагибанию взаимодействию граждан и государственных/муниципальных органов власти: РосЯма, РосЖКХ, ДомДворДороги и т.д. Но подобные сервисы рассчитаны только на одну взаимодействующую сторону, только на граждан, и никак (или почти никак) не способствуют повышению эффективности работы в самих органах власти. У которых, от увеличения потока обращения граждан «классическим» способом, только голова начинает болеть сильнее.
Как заставить муниципальные и районные органы власти гарантировано реагировать на обращения граждан в электронном виде?
И как, при этом, предложить гражданам нормальный механизм участия в жизни района/муниципалитета?
Нами, в ЦКУ-1, было предложено решение по «скрещиванию ежа с ужом».

Фронтэнд

Идея системы заключается в том, чтобы дать возможность гражданам сообщать о проблемах в сфере ЖКХ, транспорта, правопорядка и т.д., с привязкой к месту проблемы, при этом не заставляя их заполнять тонны бумаг и выискивать адреса и телефоны контролирующих организаций.
Идею фронтэнда для граждан мы подсмотрели в Татарстане у системы «Народный Контроль» [1]. И сделали свой собственный «Голос Народа» [2].
(Нам страшно выкладывать на Хабр прямую ссылку, поэтому домен завёрнут через CDN CloudFlare, но если CloudFlare «тупит» [3], то прямая ссылка — odinnarod.ru).
Для нашего района, в отличие от казанского проекта, карты OpenStreetMap оказались более удачными, чем Яндекс или Гугл. Но если бы проект начинался сейчас, то мы бы подумали об использовании 2ГИС.

Бэкэнд

А что делать с бэкэндом? После изучения принципов работы в администрации района стало понятно, что без реально работающей системы электронного документооборота (СЭД) в самой администрации, внедрение любых электронных способов взаимодействия граждан и чиновников просто невозможно. Не заработает. Соответственно, проект сразу вышел на новый уровень.
Мы решили делать фронтэнд для граждан и внедрять СЭД в администрации одновременно. По независящем от нас причинам, срок активной фазы всего проекта, был ограничен 6 месяцами.
Как за 6 месяцев внедрить СЭД в администрации всего района (250+ рабочих мест)? Вообще-то, это тема отдельной, большой, статьи. После недолгих поисков на рынке СЭД, мы выбрали систему Мотив [4], которая обладает ключевыми для нашего случая свойствами:

  • СЭД выросла из системы контроля исполнения поручений, и крайне удачно «ложится» на структуру администрации
  • Вэб-интерфейс, нет необходимости в настройке/поддержке конечных рабочих мест
  • Простая и понятная архитектура LAMP со всеми вытекающими фичами по оптимизации/безопасности/расширению

Схема работы

Схема работы системы достаточно простая:

  • Пользователь регистрируется и создаёт обращение на «Голосе Народа»
  • Обращение проходит модерацию у нас. Отклоняются все обращения содержащий явный спам/табуированную лексику и т.п.
  • По расписанию, раз в 10 минут, происходит синхронизация данных между серверами «Голоса Народа» и СЭД. Это сделано умышленно, чтобы, в случае любых проблем на фронтэнде, не положить СЭД
  • Обращение с «Голоса Народа» автоматически генерирует документооборот внутри СЭД с назначением заданий, сроков, ответственных
  • Статусы прохождения документа в СЭД отображаются в «Голосе Народа»

Результат

Пока ещё сложно оценить результат от данного проекта, т.к. мы только выпускаем проект в отрытое плаванье. Но уже сейчас понятно, что мы:

  • Создали прецедент на уровне района/муниципалитета
  • Смогли преодолеть инертность мышления [5] чиновников
  • Дали инструмент в руки граждан и власти

Очень хочется надеяться, что Хабраэффект простимулирует граждан и чиновников к конструктивному взаимодействию.

О нас

ЦКУ-1 [6] — Первый Муниципальный Центр Космических Услуг, с таким громким названием, в 2010 году в Одинцовском Гуманитарном Институте [7] при поддержке Роскосмоса было создано подразделение, для внедрения различных систем на основе ГЛОНАСС в реальную жизнь. За 2 года изменилось многое, но не название, хотя с ГЛОНАСС мы до сих пор работаем. Сейчас мы фактически выступаем в роли ИТ-консалтера/аутсорсера/интегратора на уровне муниципалитета/района.

Отдельная благодарность

Отдельная благодарность облачному сервису TeamLab [8] за безвозмездно предоставленную платформу для групповой работы и ведения проектов, без которой, «скрестить ужа с ежом» у нас вряд ли бы получилось.

Автор: neiromancer

Источник [9]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/e-lektronnoe-pravitel-stvo/29715

Ссылки в тексте:

[1] «Народный Контроль»: https://uslugi.tatar.ru/open-gov

[2] «Голос Народа»: http://odinarod.ru/o4

[3] CloudFlare «тупит»: http://habrahabr.ru/post/125823/

[4] Мотив: http://www.motiw.ru/

[5] мышления: http://www.braintools.ru

[6] ЦКУ-1: http://ssc-1.ru

[7] Одинцовском Гуманитарном Институте: http://odinuni.ru/

[8] TeamLab: http://www.teamlab.com/

[9] Источник: http://habrahabr.ru/post/173009/