- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Системы краудфандинга получили широчайшее распространение, завоевали народную любовь и доказали свою эффективность, дав возможность реализоваться множеству проектов. В данной петиции предлагается использовать схему, аналогичную краудфандингу в качестве системы государственного финансирования. Для каждого налогоплательщика в этой системе будет открыт счет, куда будут переводиться его налоговые отчисления. Граждане таким образом получат возможность самостоятельно распоряжаться своими налогами и направлять их на осуществление тех проектов, которые действительно отвечают их нуждам и интересам. Также граждане получат возможность предлагать общественности собственные проекты, претендующие на получение государственного финансирования. Данная схема помимо прочих достоинств исключает возможность злоупотребления чиновниками при расходовании бюджетных средств.
Перед публикацией петиции на РОИ [1] мы решили прибегнуть к помощи сего уважаемого сообщества. Авторы данной законотворческой инициативы не являются искушенными в юридических вопросах, не ориентируются в бюджетном и налоговом кодексах, что может быть весьма важным для составления грамотного полноценного текста и успеха всего предприятия.
В настоящий момент бюджетные средства на самых разных государственных уровнях зачастую расходуются неэффективно. При молчаливом протесте общества финансирование получают дорогие, бесполезные а порой даже вредные проекты. При этом чиновники, распределяющие средства, игнорируют интересы и потребности налогоплательщиков, осуществляя на эти средства программы и проекты в интересах чиновников и третьих лиц, а не общества. При сложившейся практике эффективность работы чиновников оценивается по полноте “освоения бюджета”. В такой ситуации у чиновников нет стимулов к эффективному использованию средств, поэтому ими выбираются такие статьи расходов, за которые легче всего отчитаться, а не те, которые приносят максимальную пользу обществу. При этом у общества нет реальных рычагов влияния на выбор программ и проектов, осуществляемых властью.
Предлагается создать Систему Народного Финансирования, в которой граждане получили бы возможность самостоятельного распределения своих налоговых отчислений. То есть в момент уплаты налогов данные средства не отчуждаются от налогоплательщиков, а переводятся на специальные счета, находящиеся в их управлении. Данные средства налогоплательщики могут по своему усмотрению инвестировать в создание и поддержание той части общественного достояния, которую они считают нужной и полезной для себя лично, своих близких и общества в целом.
Система строится по аналогии с системами краудфандинга и представляет собой площадку, на которую как на конкурс выставляются проекты, претендующие на получение государственного финансирования. На этой площадке граждане могут по своему усмотрению из своих налоговых отчислений финансировать те проекты, которые они считают нужными и полезными. Также граждане имеют право самостоятельно выставлять на эту площадку собственные проектные инициативы по созданию и поддержанию объектов народного достояния.
Согласно нормам, устанавливаемым властью, налоги поступают в определенных пропорциях на несколько счетов налогоплательщика, для того, чтобы финансировать проекты разного уровня: федерального, регионального, областного, городского, дворового. Возможно отраслевое деление бюджета: образование, здравоохранение, наука, транспорт, оборона… Разумеется, финансирование секретных отраслей вроде ВПК или спец.служб не может являться публичным.
В этой системе непременно должен присутствовать модуль репутации, чтобы пользователи всегда видели, какие проекты и с каким результатом уже были осуществлены человеком, ответственным за то или иной проект, выставленный на конкурс. Оценка качества выполнения проекта осуществляется исключительно теми налогоплательщиками, которые финансировали данный проект. Голос каждого участника учитывается в той пропорции, какую долю составляла его инвестиция относительно общего объема финансирования.
Данная система будет выявлять и поощрять добросовестных, эффективных и инициативных управленцев, которые в точности выполняют то, что обещают.
И наоборот — людям, не оправдавшим доверия, которые не справились со взятыми на себя обязательствами, будет крайне сложно получить поддержку новых проектов.
Данная система — это проект властных инициатив. Каждый человек имеет возможность войти во власть, предложив свой проект, или возглавив проект, предложенный тем, кто не захотел его возглавить самостоятельно. Ресурсы и полномочия лидер проекта получает от тех налогоплательщиков, которые передали в его распоряжение свои средства для достижения конкретного результата. И перед которыми ему предстоит отчитаться по окончании срока, который лидер проекта сам же и определил. Такая власть действительно служит народу, выполняя именно то, что народ от нее хочет.
В системе должны существовать три вида объектов для финансирования:
Модерация. Все проекты перед публикацией должны проходить проверку на формальное соответствие их нормам законодательства, соблюдение законных прав граждан, санитарные и прочие технические нормы. Модерация непременно должна быть публичной, то есть открытой для всех, кто хочет следить за этим процессом. Все внесенные проекты должны сохраняться и быть доступны к просмотру всеми желающими вместе с информацией о том, какой модератор в какой момент времени принял то или иное решение. Любое решение модератора обязано быть мотивированным и иметь зафиксированное обоснование. Исключение должны составлять проекты призывающие к расовой и национальной розни и им подобные. История по ним также непременно должна сохраняться в системе, но должна быть доступна только людям, имеющим соответствующий допуск.
Также модераторы должны проверять сметы проектов на соответствие их содержания рыночным ценам. С одной стороны эта мера может быть избыточной, так как налогоплательщики сами выбирают, что и за какую цену они готовы получить. Но эта мера необходима для предотвращения мошеннических схем, в которых дешевый по сути проект может быть выставлен на конкурс с многократно завышенным бюджетом, а инвесторы, вкладывающие свои налоги в этот проект, могут получать “откаты”. Такие проекты должны либо блокироваться, с соответствующей отметкой в репутации лидера, ответственного за проект, либо доводиться до рыночных реалий. При этом рядовые пользователи должны быть привлечены к модерации, то есть иметь возможность “пожаловаться” на проект и возбудить публичное расследование, в случае обнаружения в нем подозрительных особенностей.
Для того, чтобы процедура модерации не создавала бюрократических барьеров, обязанностью модераторов должно быть доведение документации проекта до соответствия всем необходимым нормам. По этому критерию и должна учитываться эффективность их работы — чем больше в долевом и в абсолютном значении проектов смог подготовить к публикации модератор, тем выше его KPI.
Система поручителей. Разумеется, далеко не каждый налогоплательщик захочет тратить свое время на анализ, выбор проектов и распределение между ними своих налоговых отчислений. В данной системе должна непременно существовать функция поручительства, когда один налогоплательщик может передать право управления его налоговыми отчислениями другому — родственнику, другу или специалисту. При этом должна существовать очень простая процедура отзыва этих прав. А также система репутации, чтобы налогоплательщик мог оценить качество распределения средств и опубликовать отзыв о том, кто занимался распределением его средств. То есть государственные чиновники, которые выполняют эту функцию сегодня, могут также продолжить ее выполнять, если люди будут довольны тем, как данные чиновники с этим справляются. Финансирование ВПК и спец. служб предлагается осуществлять через поручителей.
В системе должна присутствовать возможность публичного обсуждения проектов. То есть любой человек может выступить в качестве эксперта и опубликовать свое аргументированное мнение о проекте. При этом другие пользователи могут вносить свои аргументы и контраргументы по поводу данной оценки. Это позволит налогоплательщикам более глубоко понимать плюсы и минусы реализации тех или иных программ и проектов и совершать более осознанный выбор.
В действительности данная концепция родилась из значительно более масштабной инициативы, дающей предпосылки к решению множества социальных проблем. Надеемся рассказать о ней в следующей публикации.
Автор: GreatNonentity
Источник [2]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/e-lektronnoe-pravitel-stvo/97254
Ссылки в тексте:
[1] РОИ: https://www.roi.ru/
[2] Источник: http://geektimes.ru/post/261070/
Нажмите здесь для печати.