- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Поразительный факт. Руководитель бизнеса максимально придирчиво выбирает офис, с любовью и особым вниманием покупает автомобиль, лютует на собеседованиях и ищет второго Джобса по цене Васи Иванова с 4 курса политеха, закупает мощное оборудование — то есть продуманно обеспечивает себя средствами производства. Но как дело касается автоматизации бизнеса, начинается какое-то раздолбайство: «а, вот эта CRM известная, купим её», «о, смотри, а тут всё бесплатно», «хм, а зачем нам, всё в Excel сделаем» и т.д. При том, что хорошо проведённое внедрение CRM/ERP увеличивает и эффективность труда, и размер капитала. Причина такого поведения — загадка. Одна из возможных отгадок — страх перед программным обеспечением и непониманием, что оно должно стоить денег, особенно если речь идёт об уровне ERP. Ведь обесценивание программного обеспечения дрейфует от того, что компьютер нельзя скопировать на ксероксе, а ПО — пожалуйста, хакнул рег.ключ и готово. Мы сегодня — охотники за страхами и подготовили небольшой, но ценный (вроде бы) ликбез.
Лучше один раз прочитать, чтобы потом за один день долететь (не за один конечно, но полететь ровнее)
Мы уже не раз говорили о внедрении CRM-систем, и знаем, что статьи принесли практическую пользу. Кажется, что шаблон применим и к ERP. Однако это не так. В ходе многочисленных внедрений нашей «почти ERP», точнее, гипер CRM RegionSoft CRM Enterprise Plus [1] мы накопили список особых моментов (добавочных к особенностям внедрения CRM [2]), которые нужно учесть, чтобы проект внедрения не стал факапом внедрения — цена ошибки в случае ERP слишком велика. Сохраняйте в закладки — список получился минималистичным и весьма полезным для того, чтобы всё встало по полочкам.
Прежде всего, у вас должно быть чёткое представление о том, что вы ищете, какие задачи должно помочь решить новое ПО и каковы цели его внедрения. Это точно не тот случай, когда сойдёт аргументация «все побежали и я побежал». ERP-система (для простоты будем так называть и те самые гипер CRM, то есть класс серьёзных функционально навороченных систем для бизнеса) — это союзница стратегии компании. Соответственно, если есть вопросы к стратегии, к ERP их будет ещё больше.
Правильно сформируйте и ранжируйте список требований. В отличие от ситуации с CRM-системой, требования для ERP вас заставит составить ваша же ИТ-служба — они точно знают, что бывает, если требований нет. Однако список нужно разделить на две части: большая (чаще всего вообще подавляющая) часть списка — это тот набор, который поставляется вендором в системе изначально. Вы можете ориентироваться на эту часть при выборе поставщика. А вот меньшая часть — самая ценная, это те требования, которые выделяют ваш бизнес из массы компаний и по которым может потребоваться доработка. Тщательно продумайте, что вам необходимо для полной и грамотной автоматизации (например, кому-то необходима интеграция с биллингом, кто-то хочет прикрутить специфические функции и отчёты для работы с персоналом, проектами или бизнес-процессами).
ERP не должна определять бизнес, бизнес должен выбирать и использовать ERP как инструмент
Мы уже говорили, что о CRM лучше судить по её демо-версии, но верить до конца своим глазам не стоит. С ERP дела обстоят опять же строже: демку качать обязательно, тестировать в компании (а не одному руководителю!) строго обязательно, а вот верить показателям стоит не всегда. И вот почему.
При этом обязательно потратьте время на все формы демонстрации, которые вам предлагает вендор.
На сегодняшний день ERP можно разделить на группы по нескольким признакам, но нам и вам важна только одна группировка: проектно-ориентированные ERP и производственные ERP. Это не значит, что в первых нет функциональности производства, а вторая обходит вниманием проектный подход. Однако проектно-ориентированная ERP более универсальна и подойдёт компаниям, которые не имеют сложного производства. Зато гораздо больше внимания будет уделено планированию, организации работ, управлению задачами и проектами, финансам, отчётности и контролю показателей.
Мы уже говорили про демо-версию, которую вы у себя устанавливаете, чтобы выбрать наилучший вариант. Обычно тестирование демо-версии ограничивается тем, что часть сотрудников считают задачу необязательной и отписываются «всё ок, мне понравилось», а часть нажимают основные кнопки, смотрят меню и опять же отписываются «всё ок, мне понравилось» (максимум — 2-3 примечания). Так вот, тестировать выбранные решения нужно исходя из выполняемых каждым задач — это не значит, что нужно сразу работать работу прямо в системе, но посмотреть путь основных задач и процессов обязательно.
Как это сделать, если у вас не было автоматизации? Описать порядок действий по основным процессам, на каждом этапе прописать, что особенно нужно, какие ресурсы необходимы — исходя из этого проверьте, есть ли это в ERP-системе. Это может выглядеть даже так:
Средний и крупный бизнес недолюбливает облачные CRM-системы из-за проблем с безопасностью и негибкого функционала (как правило, SaaS-системы в облаке поставляются с самыми минимальными возможностями доработки), и вряд ли захочет иметь облачную ERP и передавать на сторону не только клиентскую базу, но и все показатели компании. Соответственно, нужно обговорить с вендором системные требования ERP — те конфигурации сервера, которые необходимы для стабильной работы на вашем объёме данных.
Выбирая ERP-систему, невозможно не зациклиться на бюджете внедрения. Это самая распространённая причина неудачи — выбирать систему исключительно по ценовому фактору опрометчиво (ну это равносильно тому, как выбирать машину исключительно по цене, хотя, еще вопрос, сколько будет стоить этот Трабант с автографом Путина [4], и если его цена будет космической, то явно не из-за тех.характеристик Трабанта). Совет простой: запланируйте бюджет и приступайте к изучению функциональности выбранных вами решений, при переборе которых нужно также оценить все возможные преимущества для бизнеса.
Вроде очевидный совет, но в компаниях как-то по инерции формируется зоопарк «полузаброшенного» программного обеспечения. Есть две важных причины отказаться от существующего дублирующего софта:
Вообще, первая мысль, которую стоит транслировать персоналу — это то, что любая автоматизация вводится исключительно в их интересах, для облегчения рутины и продуктивного решения сложных задач. Корпоративный софт, насаженный сверху в директивной манере, обречён на бойкот. Поэтому важно вовлечь сотрудников в процесс внедрения ERP-системы:
Вообще это очень удобно — перевесить внедрение на системного администратора (в маленькой компании) или техническую службу (в компании побольше). Однако здесь есть ряд минусов, которые сведут все старания на нет:
Есть ещё несколько причин, почему CIO/CTO — не лучший человек для выбора ERP-системы. Например, человек слаб и может сыграть в откатную схему, а соответственно будет экономически ангажирован и пристрастен. Впрочем, не будем обобщать и обсуждать эту тему — думается, читатели знают немало таких примеров. Ну а мы надеемся, что это несчастливые исключения.
Обратите внимание на качество работы сотрудников вендора, их внимательность и стремление / не-стремление побыстрее втюхать и отвязаться. Задавайте максимум вопросов и не стесняйтесь спрашивать даже то, что вам кажется глупым или нелепым — вы имеете полное право не разбираться в автоматизации бизнеса, а вот сотрудники вендора обязаны доходчиво и полно ответить на ваши вопросы.
Если вы пришли к внедрению ERP-системы, то скорее всего, в вашей компании уже начали происходить, происходят или будут происходить изменения. Они должны быть управляемыми — то есть происходить обоснованно, постепенно, опираясь на автоматизацию и лучшие практики. Не забывайте, что существует три уровня управления изменениями: индивидуальный, коллективный и организационный. Точно так же и ERP-система должна охватывать интересы всех трёх уровней.
ERP — несомненно, полезная программа, если в ней есть потребность. Откладывать внедрение не стоит: чем раньше вы начнёте, тем быстрее ощутите, что такое интенсивный рост и прогрессивные отличия от конкурентов. Идущий пешком человек никогда не обгонит человека, управляющего мощным и надёжным автомобилем. Даже на Трабанте получится быстрее :). Так зачем давать себя обгонять как стоячего?
→ Потихоньку пишем видео с обзором функциональности [7]
Автор: Axelus
Источник [8]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/erp/290037
Ссылки в тексте:
[1] RegionSoft CRM Enterprise Plus: http://www.regionsoft.ru/loader.php?src=crm_redactions
[2] особенностям внедрения CRM: https://habr.com/company/regionsoft/blog/335336/
[3] мозг: http://www.braintools.ru
[4] с автографом Путина: https://strana.ua/img/forall/u/0/36/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2018-08-18_%D0%B2_17.44__.54__.png
[5] писали, сколько это стоит: https://habr.com/company/regionsoft/blog/343632/
[6] Наша новая флагманская RegionSoft CRM 7.0 : http://www.regionsoft.ru
[7] Потихоньку пишем видео с обзором функциональности: https://www.youtube.com/watch?v=KtqzFNIde80&list=PLqlF-KSlcmZ3ot5t2F0T5ov3jwhUkazF1
[8] Источник: https://habr.com/post/420903/?utm_campaign=420903
Нажмите здесь для печати.