- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Антиматерию заказывали? Как в ЦЕРН учатся антивещество транспортировать

Антиматерию заказывали? Как в ЦЕРН учатся антивещество транспортировать - 1

В мае 2025 года ученые ЦЕРНа завершили [1] испытания системы BASE-STEP — она позволит перевозить антиматерию в обычном грузовике на насколько километров. «Путешествие» организовали в пределах научного комплекса организации на границе Франции и Швейцарии: капсула с частицами находилась в пути около четырех часов. Да, пока это были протоны, не антиматерия, но эксперимент стал генеральной репетицией перед перевозкой антивещества. Давайте разбираться, что с результатами и какие у всего этого перспективы.

Антиматерия — вызов для науки

Кампус ЦЕРН. Источник

Кампус ЦЕРН. Источник [2]

Антиматерия состоит из античастиц, которые отличаются от частиц обычной материи в том числе зарядом, барионным числом [3] и направлением магнитного момента. Создание антиматерии — сложный и затратный процесс. В ЦЕРН антипротоны получают, направляя высокоэнергетический пучок протонов на металлическую мишень — например, из иридия. Полученные частицы высоких энергий порядка 3 500 МэВ (миллионов электронвольт) потом замедляются в Антипротонном замедлителе [4]. Дополнительно их «успокаивают» в кольце комплекса Extra Low Energy Antiproton до энергий порядка 90 КэВ (килоэлектронвольт). Это уже показатель, позволяющий проводить дальнейшие эксперименты.

Экспериментальный зал AD. Источник

Экспериментальный зал AD. Источник [5]

Вот только эффективность этого процесса крайне низка. Даже при полной загрузке ускорителей ЦЕРН можно производить [6] не более одного нанограмма антиматерии в год. За всю историю работы ЦЕРН было создано менее 10 нг. При аннигиляции всего этого количества можно получить объем энергии, достаточного для питания лампочки мощностью 60 Вт в течение четырех часов. И это все.

Почему не создать больше? Стоимость производства антиматерии оценивается [7] в десятки триллионов долларов за грамм. Это самое дорогое вещество на Земле. Такая высокая цена обусловлена не только сложностью производства, но и необходимостью хранения антиматерии в особых условиях. 

В обычных не получится — она аннигилирует. Поэтому для ее хранения [8] нужен сверхвысокий вакуум, что минимизирует вероятность столкновений даже с остаточными молекулами газа. Ну а сверхнизкая температура (всего 4 Кельвина) нужна для поддержания сверхпроводимости магнитов, используемых в ловушках Пеннинга [9]. А еще — для снижения тепловых флуктуаций, которые могут привести к утрате античастиц.

Тем не менее какое-то количество антиматерии ЦЕРН производит, но для всестороннего ее изучения требуется помощь других научно-исследовательских организаций. Поэтому ученые решили разработать технологию перевозки антивещества.

Преодолевая невозможное

Зачем вообще его перевозить? Антивещество может помочь понять, почему Вселенная состоит преимущественно из материи, хотя после Большого взрыва материя и антиматерия должны были возникнуть в равных количествах. Чтобы изучить такие свойства, как взаимодействие с гравитацией и симметрия по отношению к обычному веществу, нужны сложные эксперименты, которые невозможно провести в одной лаборатории. Перевозка антиматерии в другие организации позволяет изучать ее, расширяя спектр экспериментов и участников.

Но как это сделать? Хранить антивещество научились — причем, кроме вакуума и криогенных температур, нужны магнитные ловушки. Они удерживают античастицы [10] в вакууме с помощью мощных магнитных полей. Такой способ минимизирует искажения электростатического поля и делает частоты различных режимов движения частиц максимально независимыми друг от друга. На электроды этой системы подается напряжение, создающее квадрупольное поле [11]. Оно удерживает частицы вдоль оси, совпадающей с направлением магнитного поля.

Частицы совершают осевые колебания [10] с частотой около 383 кГц при напряжении -2,950 В. Движение фиксируется сверхпроводящей системой, улавливающей слабые токи без прямого контакта с частицами. Помимо этого, частички вращаются в поперечной плоскости: быстрое циклотронное вращение происходит с частотой от 2 до 15 МГц, а медленное магнетронное — от 40 до 5 кГц, в зависимости от силы поля (от 136 мТл до 1 Тл).

До недавнего времени такие ловушки были стационарными. Идея транспортировки антиматерии казалась почти невыполнимой из-за вибраций, перепадов температуры и других внешних факторов, которые могли нарушить стабильность системы. Но выход нашелся. Ученые из проекта BASE (Baryon Antibaryon Symmetry Experiment) в ЦЕРН разработали уникальное решение для транспортировки антиматерии — портативную магнитную ловушку [10]. Там все тот же вакуум и 4 Кельвина.

Основной вызов заключался в том, чтобы сделать ловушку устойчивой к внешним воздействиям. Во время транспортировки грузовик сталкивается с вибрациями, ускорениями и изменениями ориентации, которые могут нарушить магнитные поля. Ученые решили эту проблему, усилив конструкцию ловушки и оптимизировав ее для работы в условиях движения. Система была протестирована на устойчивость к ускорениям, сравнимым с теми, что возникают при езде по неровной дороге. Кроме того, ловушка оснащена автономным питанием и системой контроля, чтобы поддерживать стабильные условия даже вдали от лабораторной инфраструктуры.

Как все прошло

Эксперимент [12],  проведенный в мае 2025 года в рамках BASE-STEP,  стал первым в истории практическим тестом транспортировки антиматерии вне стационарной лабораторной установки. Ученые поместили 105 протонов [1] (антипротоны — следующий этап) в портативную ловушку. А ее, в свою очередь, закрепили на борту обычного грузовика. Все параметры, включая температуру, стабильность магнитного поля и вакуум, контролировались автономной системой, независимой от внешних источников питания или охлаждения. Это позволило протестировать жизнеспособность технологии в условиях, максимально приближенных к будущей реальной транспортировке между научными центрами.

Ловушку опускают в грузовик. Источник

Ловушку опускают в грузовик. Источник [12]

Поездка проходила на закрытой территории комплекса ЦЕРН рядом с Женевой. Грузовик преодолел маршрут длиной более 3 км [10] с максимальной скоростью 42 км/ч. Но большую часть пути машина двигалась со скоростью 1 км/ч и даже ниже. Ученые проверяли устойчивость системы не только к кратковременным нагрузкам, но и к длительным вибрациям, смене ориентации и возможным изменениям температуры. Инженеры намеренно спроектировали маршрут так, чтобы он имитировал типичные дорожные условия: с поворотами, неровностями покрытия и естественным ускорением и торможением.

В итоге все получилось. Ни одна из частиц не была потеряна: все 100 протонов остались внутри ловушки. Cпособ доказал свою эффективность, перевозка антиматерии, насколько можно судить, больше не проблема. Успех эксперимента стал важным шагом на пути к созданию инфраструктуры для транспортировки антивещества за пределы ЦЕРН.

Зачем? В первую очередь для его изучения. Например, в Дюссельдорфе, Германия, строится новая лаборатория [1] для экспериментов с микрочастицами. Она расположена в 800 км от ЦЕРН. Она оснащена самым современным специализированным оборудованием и может проводить измерения с точностью, превышающей возможности ЦЕРН более чем в 100 раз.

Технология BASE-STEP может использоваться не только для транспортировки антипротонов, но и для более сложных частиц — например, ионов или антиводорода. Она открывает путь к созданию распределенной исследовательской инфраструктуры, в которой разные лаборатории смогут участвовать в экспериментах с антиматерией. Такой подход может ускорить поиск эффектов, выходящих за рамки Стандартной модели [13]. Все это поможет лучше понять происхождение и структуру макро- и микромира.

Автор: BiktorSergeev

Источник [14]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/fizika/421279

Ссылки в тексте:

[1] завершили: https://arstechnica.com/science/2025/05/cern-gears-up-to-ship-antimatter-across-europe/

[2] Источник: https://www.ixbt.com/news/2025/05/20/antimaterija-v-dorozhnom-chemodane-cern-gotovitsja-perevozit-antiprotony-po-evrope-v-gruzovike-so-sverhprovodjashim.html

[3] барионным числом: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%BE

[4] Антипротонном замедлителе: https://habr.com/ru/articles/735580/

[5] Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Antiproton_Decelerator

[6] можно производить: https://angelsanddemons.web.cern.ch/antimatter/making-antimatter.html

[7] оценивается: https://science-to-go.com/antimatter-most-expensive-substance-on-earth/

[8] для ее хранения: https://www.reddit.com/r/explainlikeimfive/comments/1i970jg/eli5_how_is_antimatter_stored_and_why_does_it/

[9] в ловушках Пеннинга: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%BE%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3%D0%B0

[10] удерживают античастицы: https://www.nature.com/articles/s41586-025-08926-y

[11] квадрупольное поле: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C

[12] Эксперимент: https://home.cern/news/news/experiments/base-experiment-takes-big-step-towards-portable-antimatter

[13] Стандартной модели: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C

[14] Источник: https://habr.com/ru/companies/ru_mts/articles/914186/?utm_campaign=914186&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss