- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
В Orbiter есть приключения, от которых веет чем-то неуловимо домашним. В самом деле, что может быть привычнее полёта на «Союзе» к МКС, если это событие происходит в реальности четыре раза в год? Отличное качество аддонов, которые сделали энтузиасты, обещает множество позитивных эмоций, а архивы ЦУПа с информацией о реальном полёте позволяют глубже погрузиться в атмосферу современной космонавтики.
Этот полёт сложен для начинающих. Если у вас нет опыта полётов в Orbiter и понимания терминологии, рекомендую сначала потренироваться на ПТК НП:
Для полёта нам потребуются:
Аддоны устанавливаются в следующем порядке: первым Soyuz FG/U, вторым ISS. Архивы просто распаковать в папку Orbiter.
Если вы хотите установить текстуры Байконура и сделать старт более красивым:
Убедитесь, что во вкладке Parameters установлена опция Limited fuel (ограниченное топливо).
Orbiter будет показывать окно ошибки программы после выхода из сценария. Если это раздражает — во вкладке Extra — Debugging options — Orbiter shutdown options выберите режим Respawn Orbiter process.
Для того, чтобы «Союз» не срывался при посадке в баллистический спуск, откройте в папке OrbiterScenariosInternational Space Station2006 52. Soyuz TMA — 8 единственный находящийся там файл в любом текстовом редакторе и удалите строку ALLOW_BALLISTIC. Иначе из-за бага «Союз» будет всегда при посадке переходить в баллистический спуск вместо управляемого.
Я выбрал сценарий полёта «Союза ТМА-8», главным образом потому, что он один из последних в сборнике сценариев (МКС уже достаточно большая), и старт происходит днём. В принципе, никто не мешает вам выбрать любой другой сценарий «Союза».
«Союз ТМА-8» стартовал 30 марта 2006 года с экипажем из космонавта Роскосмоса Павла Виноградова, астронавта NASA Джеффри Уильямса и первого бразильского космонавта Маркоса Понтеса (страница с краткими биографиями [8]):
Старт рано утром, поэтому на этой фотографии ещё ночь
Старт и выведение происходят полностью автоматически. Единственное замечание — во избежание глюков не советую на выведении ставить ускорение времени больше х10, а во всем последующем полёте больше х100.
Реальный старт
И Orbiter
А такие кадры пока только в симуляторе. Третья ступень после отделения дренирует баки, удаляясь от только что выведенного «Союза»
Рекомендую сохранить сценарий по Ctrl-S. Ну и можно включить какой-нибудь космический эмбиент, для пущей атмосферности:
Итак, мы на орбите, солнечные батареи и антенны раскрыты, начинаем путь к МКС. Прежде всего, необходимо отметить особенности корабля «Союз» в симуляторе:
У корабля есть четыре экрана дополнительной информации, которые переключаются кнопкой U:
Экран движения:
На этом экране отображается:
Экран электросистемы и управления
На этом экране отображаются:
Экран стыковки
Содержит полезные данные об ориентации и скорости вращения корабля, а также о состоянии стыковочного штыря.
Пустой экран
В этом режиме дополнительная информация не выводится и не может помешать другим МФД.
Общее правило полётов на «Союзе» — никуда не торопимся, не злоупотребляем автоматическими режимами поддержания ориентации, экономим топливо.
Лучше развернуться за две-три минуты парой импульсов, чем потратить несколько килограмм топлива на автоматическом развороте.
Импульсный режим очень необычен для Orbiter'а, у других кораблей он практически не встречается, поэтому к нему надо привыкнуть.
Также в клавишах управления есть очень неэргономичная и мешающая ролевой составляющей клавиша — разгерметизация бытового отсека (в норме производится перед разделением отсеков на этапе посадки) — кнопка A без каких-либо модификаторов. Неосторожное нажатие (а по Shift-A вызывается МФД совмещения орбит) — и разгерметизация бытового отсека делает невозможным нормальное ролевое продолжение дальнейшего полёта.
Посмотрим параметры орбиты реального полёта [9]:
Параметр | Реальное значение | Значение в симуляторе |
---|---|---|
Апоцентр | 242 (±42) км | 245 км |
Перицентр | 200 км (+7/-22) км | 195 км |
Наклонение орбиты | 51,67° ±0,058° | 51,60° |
Если бы не ошибка по наклонению, выведение было бы практически идеальным. А так нам придётся сначала совместить плоскости орбит «Союза» и МКС:
Целых полградуса. Многовато, но деваться некуда. Предлагаю выполнить коррекцию на первом витке (в реальности [9] первый маневр выполнялся через четыре часа после старта). Следующий узел восходящий, значит, надо будет развернуть корабль «вниз» от плоскости орбиты. Не забудьте открыть крышку КТДУ за несколько минут до узла — во первых, она блокирует запуск двигателя, во-вторых, МФД с закрытой крышкой не может посчитать длительность импульса. Вспомним эмпирическое правило — двигатель запускается в момент, когда до узла остается половина расчетного времени работы двигателя:
Начало маневра
Результат
В конце маневра стоит подработать маневровыми двигателями для максимального совмещения орбит. Обратите внимание, что мы потратили целых 20% топлива.
После маневра рекомендую перевести ДПО на минимальный импульсный режим, включить автоматическую систему поддержания солнечной ориентации (она достаточно экономная) кнопкой K и сохранить сценарий.
Смотрим параметры орбиты «Союза» и МКС по МФД «Орбита»:
Между нами и МКС почти половина оборота (т.н. фазовый угол). Это сделано специально, чтобы за двое суток полёта (напомню, на дворе 2006 год, о шестичасовой схеме стыковки и речи пока не идёт) «Союз» мог не торопясь догнать МКС.
Как мы будем синхронизировать орбиту? Предлагаю разделить это на следующие этапы:
Ждём уменьшения фазового угла.
Терпение — одно из необходимых качеств настоящих космонавтов. Полёта в космос ждёшь и готовишься несколько лет (особо невезучие астронавты [10] ждали своего полёта 19 лет!), подождать пару дней на орбите — это ерунда. Планируем маневр в МФД «Переход»:
30 марта, 03:52 UTC, заканчивается первый виток
30 марта, 19:40 UTC, пора готовиться к маневру
Небольшой совет: подготовиться к маневру будет легче, если не торопясь сориентировать корабль на противоположной стороне орбиты против вектора орбитальной скорости (на торможение). Спустя пол-витка «Союз» «сам» займет практически верное положение, которое останется только слегка подкорректировать.
Результата маневра по МФД «Переход» толком не видно — линии сливаются. Переключаемся на МФД «Синхронизация орбит»:
Неплохо, у нас ещё четыре орбиты на то, чтобы подготовиться к синхронизации орбит. Снова включаем режим ориентации на Солнце и ждём:
Наша задача — поднимая перицентр уменьшить параметр DTmin до нуля:
Сближение и стыковка — через виток. Забавно, счетчик времени показывает, что вместо реальной двухсуточной схемы получилась односуточная — так когда-то «Союзы» летали к орбитальным станциям «Салют». Схема не очень удачная — к концу первых суток ярче всего проходит период адаптации к невесомости, и 40-60% экипажа (по статистике) страдают от тошноты. Но нам в виртуальном полёте это не грозит, так что смело идём на стыковку.
Необходимые операции по подготовке стыковки:
Узнать, к какому узлу мы стыкуемся. Исторически, «Союз ТМА-8» стыковался к надирному узлу модуля «Заря», в нумерации сценария это узел номер 1.
Настроить МФД «Стыковка». Включаем МФД «Стыковка», выбираем целью первый стыковочный узел и выводим данные на ИЛС.
Выключить систему ориентации МКС. Нажатием F3 открываем меню кораблей и выбираем ISS. Нажатием кнопки End над блоком курсорных клавиш выключаем систему ориентации. Переключая экраны аналогично «Союзу» по U убеждаемся, что система выключена:
Теперь МКС перестала медленно поворачиваться вокруг своей оси, и мы можем спокойно стыковаться.
Рассчитать дальность начала торможения. С одной стороны, мы не хотим врезаться в МКС. Но, с другой стороны, мы не хотим затормозить слишком далеко, чтобы не пришлось снова тратить топливо на разгон, торможение и ориентацию. Используя только школьные формулы ускорения, скорости и пройденного расстояния, не учитывая расход топлива и уменьшение массы корабля, получаем следующую простую табличку, которая говорит нам, на каком расстоянии надо начинать торможение для данной скорости сближения:
Обратите внимание, что при разнице в скоростей 100 м/с хватит всего 6 км, а при разнице скоростей 200 м/с нужно уже 23 км! Поэтому мы всячески старались уменьшить разницу скоростей ранее в сценарии.
Вот схема реального сближения и стыковки «Союза ТМА-8» отсюда [9]:
У нас, конечно же, другие параметры полёта, потому что мы выполняли другие маневры. Но из этой картинки есть один полезный совет — стыковаться удобнее днём.
А мы тоже приближаемся к МКС:
Дальность 30 км, пора разворачиваться против вектора скорости относительно МКС.
Дальность 3 км, скорость сближения 20 м/с. Если вы снова посмотрите на схему реальной стыковки, мы идем со скоростью того же порядка, ЦУП не будет нас штрафовать за превышение скорости и опасные маневры.
Дальность 1,2 км. МКС ясно различима и приближается просто с пугающей быстротой. Единственное, что успокаивает — видно, что мы немного промахиваемся и пролетим чуть в стороне, а не врежемся в станцию.
Я начал тормозить с 400 м, пусть будет небольшой запас. Расстояние 200 м, относительная скорость 0. Если у вас ночь, лучше подождать выхода из тени Земли — удобнее стыковаться будет.
А где, собственно говоря, надирный стыковочный узел модуля «Заря»? Вот фото МКС от июля 2006 года с миссии STS-121 «Спейс шаттла»:
Эта фотография сделана с противоположной стороны МКС относительно предыдущей картинки. Таким образом, нам надо теперь сместиться назад и вниз (где у МКС верх, низ, право и лево [11]), повернуть корабль стыковочным узлом вверх и приступить к стыковке. Напоминаю, что топлива у нас не так уж и много, поэтому стоит маневрировать аккуратно и не спешить.
МКС сильно меньше сегодняшней, но все равно впечатляет.
Выключаем МФД кнопкой PWR на экране, переводим экран дополнительной информации в режим стыковки, по Ctrl-O выбираем цель стыковки (ISS), нажатием кнопки O выбираем порт 0 (явно айтишники сценарий делали, раз нумерацию с нуля начинают :) ) и выпускаем стыковочный штырь кнопкой Y.
Надирный узел модуля «Заря» обозначен стрелкой. Но наша задача прицелиться не непосредственно в него, а в мишень для ручной стыковки [12]. Дело в том, что точка, из которой мы смотрим, расположена на месте перископа, и мы видим картинку, как если бы смотрели в ВСК (визир специальный космический). «Точка взгляда» перископа находится чуть в стороне от узла, поэтому и целиться мы должны в специальную мишень. Главная неприятность — мишень может быть не видна, и даже включенная фара её не освещает. Если вы не понимаете, как и куда целиться, включите снова МФД «Стыковка», с ним всё становится понятней. Вот правильное положение:
Внешний вид
Есть стыковка! Что особенно приятно — топлива ещё 513 кг, целых 58%!
Для успешного и комфортного возвращения на Землю нам нужно совпадение следующих параметров:
На МФД «Карта» выглядит это примерно вот так:
Отстыковываемся от МКС по Ctrl-D.
Смотрим схему посадки реального «Союза ТМА-8» и координаты этапов посадки [13]:
Для нас важно, что долгота начала торможения 324°, т.е. 36° западной долготы. Долгота места посадки 67°, таким образом, «Союз» начинает тормозить за ~100° градусов до места посадки.
Готовимся к посадке. Включаем МФД «Аэродинамическое торможение», выбираем как цель «Soyuz Landing Site» и переключаем его в режим карты. Ориентируем корабль против вектора орбитальной скорости (кормой вперед). Ждём 36° западной долготы и начинаем торможение. Тормозим до тех пор, пока расчетный недолёт не составит примерно 100 км.
На высоте примерно 150 км разгерметизируем бытовой отсек (кнопка A) и двумя нажатиями J производим разделение отсеков:
После разделения отсеков выбираем как цель место посадки заново. Спускаемый аппарат в реальности управляется только по крену и тангажу, в симуляторе есть ещё и рыскание. Занимаем положение «кормой вперед» и на первых порах не вмешиваемся в управление — корабль в атмосфере сориентируется самостоятельно:
При необходимости можно выполнять небольшие маневры креном, управляя подъемной силой. Необходимо отметить, что пространство для маневра весьма ограничено, можно исправить только небольшие ошибки:
Парашюты и двигатели мягкой посадки вводятся автоматически:
Ошибка в 15 км, максимальная перегрузка 4,7 g — для ручной посадки отличный результат!
Маркос Понтес вернулся на Землю на «Союзе ТМА-7», третьей на «Союзе ТМА-8» приземлилась Ануше Ансари — уроженка Ирана, гражданка США и четвертый космический турист.
Переведённый на русский язык мануал [14].
Вся серия публикаций по Orbiter [15].
По реальным пилотируемым пускам и посадкам практически всегда бывает трансляция по NASA TV [16], текстовые и видеотрансляции также можно ожидать, например, в группе Роскосмоса ВК [17] или искать ссылки на трансляции на форуме «Новостей космонавтики» [18].
Автор: lozga
Источник [19]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/fizika/71489
Ссылки в тексте:
[1] Полёт к МКС и стыковка: http://habrahabr.ru/post/215197/
[2] Управляемая посадка: http://habrahabr.ru/post/217503/
[3] Orbiter: http://orbit.medphys.ucl.ac.uk/download.html
[4] Soyuz FG/U v1.2: http://www.orbithangar.com/searchid.php?ID=4545
[5] International Space Station v.3.2: http://orbithangar.com/searchid.php?ID=3737
[6] Aerobrake MFD: http://orbithangar.com/searchid.php?ID=2139
[7] Baikonur Surface Tiles v1.1: http://www.orbithangar.com/searchid.php?ID=4247
[8] страница с краткими биографиями: http://www.mcc.rsa.ru/www_old/tma8/ekip.htm
[9] параметры орбиты реального полёта: http://www.mcc.rsa.ru/www_old/tma8/start.htm
[10] невезучие астронавты: http://en.wikipedia.org/wiki/Don_L._Lind
[11] где у МКС верх, низ, право и лево: https://en.wikipedia.org/wiki/File:ISS_configuration_2011-05_en.svg
[12] мишень для ручной стыковки: http://rsc-etestpilot.blogspot.ru/2014/01/blog-post.html
[13] координаты этапов посадки: http://www.mcc.rsa.ru/www_old/tma8/shema.htm
[14] Переведённый на русский язык мануал: http://www.kulch.spb.ru/Files/Orbiter2010_rus.pdf
[15] Вся серия публикаций по Orbiter: http://habrahabr.ru/search/?target_type=posts&q=[Orbiter]%20&order_by=date
[16] по NASA TV: http://www.nasa.gov/multimedia/nasatv/
[17] группе Роскосмоса ВК: http://vk.com/fka_roskosmos
[18] форуме «Новостей космонавтики»: http://novosti-kosmonavtiki.ru/forum/forum10/
[19] Источник: http://geektimes.ru/post/240103/
Нажмите здесь для печати.