- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

[По докам] Flutter. Часть 2. Для iOS разработчиков

После длительного перерыва я продолжу рассказывать о популярном фреймворке Flutter в формате «вопрос — ответ». Первую статью для Android-разработчиков вы можете найти здесь [1], а сегодня будет полезный материал для разработчиков под iOS.

Если у вас мало времени для самостоятельного и глубокого изучения документации, но вы хотите понять, чем хорош Flutter и как его использовать, загляните под кат.

[По докам] Flutter. Часть 2. Для iOS разработчиков - 1

Flutter. Часть 1. Для Android-разработчиков [1]
Flutter. Часть 2. Для iOS-разработчиков
Flutter. Часть 3. Для React-Native-разработчиков
Flutter. Часть 4. Для Web-разработчиков
Flutter. Часть 5. Для Xamarin.Forms-разработчиков

Содержание:

  1. Views [2]

  2. Navigation [11]

  3. Threading & asynchronicity [15]

  4. Структура проекта и ресурсы [20]

  5. ViewControllers [23]

  6. Layouts [26]

  7. Жесты и обработка touch event [31]

  8. Стилизация приложения [34]

  9. Форма ввода [38]

  10. Плагины Flutter [42]

  11. Базы данных и локальное хранилище [48]

  12. Уведомления [51]

Views

Вопрос:

Какой аналог у UIView [53] во Flutter?

Ответ:

Widget [54]

Отличия:

UIView [53] — фактически то, что будет на экране. Для отображения изменений вызывается setNeedsDisplay().

Widget [54] — описание того, что будет на экране. Для изменения создаётся заново.

Дополнительная информация:

Flutter включает в себя библиотеку Cupertino Widgets [55]. В ней собраны виджеты, которые реализуют гайдлайны Apple Design [56].

Вопрос:

Как обновлять отображение виджетов?

Ответ:

Используя StatefulWidget [57] и его State [58]. Во Flutter есть 2 вида виджетов: StatelessWidget [59] и StatefulWidget [57]. Они работают одинаково, отличие только в состоянии при рендеринге.

Отличия:

StatelessWidget имеет неизменное состояние. Подойдёт для отображения текста, логотипа и т.д. Т.е. если элемент на экране не должен изменяться за всё время отображения, значит, он вам подходит. Его можно использовать и как контейнер для виджетов с изменяемым состоянием.

StatefulWidget имеет состояние State, в котором хранится информация о текущем состоянии. Если вы хотите изменить элемент на экране при выполнении какого-то действия (пришёл ответ с сервера, пользователь нажал на кнопку и т.д.) — это ваш вариант.

Пример:

1) StatelessWidget — Text

Text(
  'I like Flutter!',
  style: TextStyle(fontWeight: FontWeight.bold),
);

2) StatefulWidget — при нажатии на кнопку (FloatingActionButton) текст в виджете Text меняется с I Like Flutter на Flutter is Awesome!

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // Этот виджет корневой в приложении.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  // дефолтный текст
  String textToShow = "Мне нравится Flutter";

  void _updateText() {
    setState(() {
      // обновление текста
      textToShow = "Flutter крутой!";
    });
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: Center(child: Text(textToShow)),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        onPressed: _updateText,
        tooltip: 'Обновить текст',
        child: Icon(Icons.update),
      ),
    );
  }
}

Вопрос:

Как верстать экран с виджетами? Где Storyboard [60]?

Ответ:

Во Flutter нет Storyboard [60]. Всё верстается в дереве виджетов прямо в коде.

Пример:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Scaffold(
    appBar: AppBar(
      title: Text("Sample App"),
    ),
    body: Center(
      child: CupertinoButton(
        onPressed: () {
          setState(() { _pressedCount += 1; });
        },
        child: Text('Hello'),
        padding: EdgeInsets.only(left: 10.0, right: 10.0),
      ),
    ),
  );
}

Все дефолтные виджеты во Flutter можно посмотреть в widget catalog [61].

Вопрос:

Как добавить или удалить компонент в вёрстке во время работы приложения?

Ответ:

Через функцию, которая будет возвращать нужный виджет в зависимости от состояния.

Отличия:

В iOS можно сделать addSubview() или removeFromSuperview(). Во Flutter так нельзя, т.к. виджеты неизменны. Может изменяться только их состояние.

Пример:

Меняем Text на Button по нажатию на FloatingActionButton.

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  // Default value for toggle
  bool toggle = true;
  void _toggle() {
    setState(() {
      toggle = !toggle;
    });
  }

  _getToggleChild() {
    if (toggle) {
      return Text('Toggle One');
    } else {
      return CupertinoButton(
        onPressed: () {},
        child: Text('Toggle Two'),
      );
    }
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: Center(
        child: _getToggleChild(),
      ),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        onPressed: _toggle,
        tooltip: 'Update Text',
        child: Icon(Icons.update),
      ),
    );
  }
}

Вопрос:

Как анимировать виджеты?

Ответ:

Используя класс AnimationController [62], который является наследником абстрактного класса Animation<T> [63]. Кроме запуска анимации он может ставить её на паузу, перематывать, останавливать и проигрывать в обратную сторону. Работает с помощью Ticker [64], который сообщает о перерисовке экрана.

Отличия:

В iOS можно анимировать view с помощью animate(withDuration:animations:). Во Flutter анимацию нужно писать в коде с помощью AnimationController.

Дополнительная информация:

Более подробно можно изучить в Animation & Motion widgets [65], Animations tutorial [66] и Animations overview [67].

Пример:

Fade-анимация лого Flutter.

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Fade Demo',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: MyFadeTest(title: 'Fade Demo'),
    );
  }
}

class MyFadeTest extends StatefulWidget {
  MyFadeTest({Key key, this.title}) : super(key: key);

  final String title;

  @override
  _MyFadeTest createState() => _MyFadeTest();
}

class _MyFadeTest extends State<MyFadeTest> with TickerProviderStateMixin {
  AnimationController controller;
  CurvedAnimation curve;

  @override
  void initState() {
    controller = AnimationController(duration: const Duration(milliseconds: 2000), vsync: this);
    curve = CurvedAnimation(parent: controller, curve: Curves.easeIn);
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text(widget.title),
      ),
      body: Center(
        child: Container(
          child: FadeTransition(
            opacity: curve,
            child: FlutterLogo(
              size: 100.0,
            )
          )
        )
      ),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        tooltip: 'Fade',
        child: Icon(Icons.brush),
        onPressed: () {
          controller.forward();
        },
      ),
    );
  }

  @override
  dispose() {
    controller.dispose();
    super.dispose();
  }
}

Вопрос:

Как использовать CoreGraphics [68]?

Ответ:

Flutter вместо CoreGraphics использует Canvas API на низкоуровневом движке Skia [69]. В Android используется аналогичный Canvas API.

Дополнительная информация:

У Flutter есть два класса для рисования на Canvas: CustomPaint [70] и CustomPainter [71]. Второй реализует ваш алгоритм отрисовки.

Подробнее тут: StackOverflow [72]

Пример:

class SignaturePainter extends CustomPainter {
  SignaturePainter(this.points);

  final List<Offset> points;

  void paint(Canvas canvas, Size size) {
    var paint = Paint()
      ..color = Colors.black
      ..strokeCap = StrokeCap.round
      ..strokeWidth = 5.0;
    for (int i = 0; i < points.length - 1; i++) {
      if (points[i] != null && points[i + 1] != null)
        canvas.drawLine(points[i], points[i + 1], paint);
    }
  }

  bool shouldRepaint(SignaturePainter other) => other.points != points;
}

class Signature extends StatefulWidget {
  SignatureState createState() => SignatureState();
}

class SignatureState extends State<Signature> {

  List<Offset> _points = <Offset>[];

  Widget build(BuildContext context) {
    return GestureDetector(
      onPanUpdate: (DragUpdateDetails details) {
        setState(() {
          RenderBox referenceBox = context.findRenderObject();
          Offset localPosition =
          referenceBox.globalToLocal(details.globalPosition);
          _points = List.from(_points)..add(localPosition);
        });
      },
      onPanEnd: (DragEndDetails details) => _points.add(null),
      child: CustomPaint(painter: SignaturePainter(_points), size: Size.infinite),
    );
  }
}

Вопрос:

Как изменять прозрачность виджетов?

Ответ:

Обернуть в виджет Opacity [73].

Отличия:

В iOS у всех view есть .opacity или .alpha. Во Flutter этот параметр заменяет виджет-обёртка.

Вопрос:

Как создавать кастомные виджеты?

Ответ:

Компоновать виджеты внутри одного (вместо наследования).

Отличия:

В iOS можно наследоваться от интересующей нас view и дописать свою логику. Во Flutter виджет всегда наследуется от StatelessWidget или StatefulWidget. Т.е. нужно создать новый виджет и использовать в нём набор нужных вам виджетов в качестве параметров или полей.

Пример:

class CustomButton extends StatelessWidget {
  final String label;

  CustomButton(this.label);

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return RaisedButton(onPressed: () {}, child: Text(label));
  }
}

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Center(
    child: CustomButton("Hello"),
  );
}

Navigation

Вопрос:

Как реализовывать навигацию между экранами во Flutter?

Ответ:

Для навигации между экранами используются классы Navigator [74] и Route [75].

Отличия:

Во Flutter нет таких понятий, как UIViewController и UINavigationController. Есть Navigator (навигатор) и Routes (маршруты). Navigator похож на UINavigationController по принципу работы. Он может сделать push() [76] или pop() [77] указанному вами маршруту. Route — это своего рода UIViewController, но во Flutter его принято сравнивать с экраном или страницей.

Во Flutter есть два способа навигации:

  • описать Map с именами Route;
  • напрямую навигировать к Route.

Пример:

void main() {
  runApp(CupertinoApp(
    home: MyAppHome(), // becomes the route named '/'
    routes: <String, WidgetBuilder> {
      '/a': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page A'),
      '/b': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page B'),
      '/c': (BuildContext context) => MyPage(title: 'page C'),
    },
  ));
}

Navigator.of(context).pushNamed('/b');

Вопрос:

Как навигировать в стороннее приложение?

Ответ:

Либо взаимодействуя с iOS-слоем приложения через MethodChannel [78], либо используя плагин URL launcher [79].

Вопрос:

Как сделать pop back в iOS ViewController?

Ответ:

Вызовом SystemNavigator.pop().

Дополнительная информация:

SystemNavigator.pop() из Dart-кода вызывает следующий код в iOS:

UIViewController* viewController = [UIApplication sharedApplication].keyWindow.rootViewController;
  if ([viewController isKindOfClass:[UINavigationController class]]) {
    [((UINavigationController*)viewController) popViewControllerAnimated:NO];
  }

Если это не то, что вам нужно, то вы можете сделать свою реализацию через MethodChannel [78].

Threading & asynchronicity

Вопрос:

Как писать асинхронный код во Flutter?

Ответ:

В Dart реализована однопоточная модель исполнения, которая работает на изоляциях (Isolates [80]). Для асинхронного выполнения используется async/await, с которым вы, возможно, знакомы из C#, JavaScript или Kotlin coroutines.

Пример:

Выполнение запроса и возврата результата для обновления UI:

loadData() async {
  String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
  http.Response response = await http.get(dataURL);
  setState(() {
    widgets = json.decode(response.body);
  });
}

Когда ответ на запрос получен, нужно вызвать метод setState() [81] для перерисовки дерева виджетов с новыми данными.

Пример:

Загрузка и обновление данных в ListView [82]:

import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();

    loadData();
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView.builder(
          itemCount: widgets.length,
          itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
            return getRow(position);
          }));
  }

  Widget getRow(int i) {
    return Padding(
      padding: EdgeInsets.all(10.0),
      child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}")
    );
  }

  loadData() async {
    String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    setState(() {
      widgets = json.decode(response.body);
    });
  }
}

Вопрос:

Как выполнить код в фоновом потоке?

Ответ:

Как было сказано выше — с помощью async/await и изоляций (Isolate).

Отличия:

«Из коробки» в iOS можно использовать Operation с возможным переопределением методов. Во Flutter «из коробки» вам просто нужно использовать async/await, об остальном позаботится Dart.

Пример:

Здесь метод dataLoader() изолирован. В изоляциях вы можете запускать тяжелые операции, такие как парсинг больших JSON-ов, шифрование, обработка изображений и т.д.

loadData() async {
  ReceivePort receivePort = ReceivePort();
  await Isolate.spawn(dataLoader, receivePort.sendPort);

  // The 'echo' isolate sends its SendPort as the first message
  SendPort sendPort = await receivePort.first;

  List msg = await sendReceive(sendPort, "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts");

  setState(() {
    widgets = msg;
  });
}

// The entry point for the isolate
static dataLoader(SendPort sendPort) async {
  // Open the ReceivePort for incoming messages.
  ReceivePort port = ReceivePort();

  // Notify any other isolates what port this isolate listens to.
  sendPort.send(port.sendPort);

  await for (var msg in port) {
    String data = msg[0];
    SendPort replyTo = msg[1];

    String dataURL = data;
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    // Lots of JSON to parse
    replyTo.send(json.decode(response.body));
  }
}

Future sendReceive(SendPort port, msg) {
  ReceivePort response = ReceivePort();
  port.send([msg, response.sendPort]);
  return response.first;
}

Полноценный запускаемый пример:
import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
import 'dart:async';
import 'dart:isolate';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    loadData();
  }

  showLoadingDialog() {
    if (widgets.length == 0) {
      return true;
    }

    return false;
  }

  getBody() {
    if (showLoadingDialog()) {
      return getProgressDialog();
    } else {
      return getListView();
    }
  }

  getProgressDialog() {
    return Center(child: CircularProgressIndicator());
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        appBar: AppBar(
          title: Text("Sample App"),
        ),
        body: getBody());
  }

  ListView getListView() => ListView.builder(
      itemCount: widgets.length,
      itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
        return getRow(position);
      });

  Widget getRow(int i) {
    return Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}"));
  }

  loadData() async {
    ReceivePort receivePort = ReceivePort();
    await Isolate.spawn(dataLoader, receivePort.sendPort);

    // The 'echo' isolate sends its SendPort as the first message
    SendPort sendPort = await receivePort.first;

    List msg = await sendReceive(sendPort, "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts");

    setState(() {
      widgets = msg;
    });
  }

// the entry point for the isolate
  static dataLoader(SendPort sendPort) async {
    // Open the ReceivePort for incoming messages.
    ReceivePort port = ReceivePort();

    // Notify any other isolates what port this isolate listens to.
    sendPort.send(port.sendPort);

    await for (var msg in port) {
      String data = msg[0];
      SendPort replyTo = msg[1];

      String dataURL = data;
      http.Response response = await http.get(dataURL);
      // Lots of JSON to parse
      replyTo.send(json.decode(response.body));
    }
  }

  Future sendReceive(SendPort port, msg) {
    ReceivePort response = ReceivePort();
    port.send([msg, response.sendPort]);
    return response.first;
  }
}

Вопрос:

Как делать запросы к сети во Flutter?

Ответ:

Во Flutter есть свой HTTP package [83].

Пример:

Чтобы использовать HTTP package, добавьте его как зависимость в pubspec.yaml:

dependencies:
  ...
  http: ^0.11.3+16

Для выполнения запроса вызовите await в async функции http.get():

import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;
[...]
  loadData() async {
    String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    setState(() {
      widgets = json.decode(response.body);
    });
  }
}

Вопрос:

Как показывать прогресс выполнения?

Ответ:

С помощью виджета ProgressIndicator [84].

Пример:

import 'dart:convert';

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:http/http.dart' as http;

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    loadData();
  }

  showLoadingDialog() {
    return widgets.length == 0;
  }

  getBody() {
    if (showLoadingDialog()) {
      return getProgressDialog();
    } else {
      return getListView();
    }
  }

  getProgressDialog() {
    return Center(child: CircularProgressIndicator());
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
        appBar: AppBar(
          title: Text("Sample App"),
        ),
        body: getBody());
  }

  ListView getListView() => ListView.builder(
      itemCount: widgets.length,
      itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
        return getRow(position);
      });

  Widget getRow(int i) {
    return Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row ${widgets[i]["title"]}"));
  }

  loadData() async {
    String dataURL = "https://jsonplaceholder.typicode.com/posts";
    http.Response response = await http.get(dataURL);
    setState(() {
      widgets = json.decode(response.body);
    });
  }
}

Структура проекта и ресурсы

Вопрос:

Где хранить ресурсы разного разрешения?

Ответ:

В assets.

Отличия:

В iOS у графических ресурсов есть Images.xcasset, которые находятся в папке assets. Во Flutter есть только assets. Папка ресурсов может располагаться в любом месте проекта, главное, прописать путь к ней в файле pubspec.yaml.

Дополнительная информация:

Размеры графических ресурсов в iOS и Flutter идентичны и следуют density-based формату.

Расположение ресурсов:

images/my_icon.png       // Base: 1.0x image
images/2.0x/my_icon.png  // 2.0x image
images/3.0x/my_icon.png  // 3.0x image

Путь в pubspec.yaml файле:

assets:
 - images/my_icon.png

Использование AssetImage [85]:

return AssetImage("images/a_dot_burr.jpeg");

Использование asset напрямую:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Image.asset("images/my_image.png");
}

Вопрос:

Где хранить строки? Как их локализовать?

Ответ:

Хранить в статичных полях. Локализовать с помощью intl package [86].

Пример:

class Strings {
  static String welcomeMessage = "Welcome To Flutter";
}

Text(Strings.welcomeMessage)

Вопрос:

Какой аналог CocoaPods? Как добавлять зависимости?

Ответ:

pubspec.yaml.

Дополнительная информация:

Flutter делегирует сборку нативным Android и iOS-сборщикам. Посмотреть список всех популярных библиотек для Flutter можно в Pub [87].

ViewControllers

Вопрос:

Какой аналог у ViewController [88] во Flutter?

Ответ:

Во Flutter всё — виджеты. Роль ViewController для работы с UI выполняют виджеты. А роль навигации, как было сказано в пункте про навигацию, — Navigator и Route.

Вопрос:

Как обрабатывать события жизненного цикла?

Ответ:

С помощью WidgetsBinding [89] и метода didChangeAppLifecycleState() [90].

Дополнительная информация:

Во Flutter используется FlutterAppDelegate в нативном коде, и движок Flutter делает обработку изменений состояния максимально незаметной. Но если вам всё же необходимо выполнить какую-либо работу в зависимости от состояния, то жизненный цикл немного отличается:

  • inactive — приложение находится в неактивном состоянии и не получает пользовательский ввод. Это состояние есть только в iOS, в Android нет аналога;
  • paused — приложение в данный момент невидимо для пользователя, не отвечает на ввод пользователя, но работает в фоновом режиме;
  • resumed — приложение видимо и отвечает на ввод пользователя;
  • suspending — приложение в процессе остановки. Это состояние есть только в Android, в iOS нет аналога.

Более подробно это описано в AppLifecycleStatus documentation [91].

Пример:

import 'package:flutter/widgets.dart';

class LifecycleWatcher extends StatefulWidget {
  @override
  _LifecycleWatcherState createState() => _LifecycleWatcherState();
}

class _LifecycleWatcherState extends State<LifecycleWatcher> with WidgetsBindingObserver {
  AppLifecycleState _lastLifecycleState;

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    WidgetsBinding.instance.addObserver(this);
  }

  @override
  void dispose() {
    WidgetsBinding.instance.removeObserver(this);
    super.dispose();
  }

  @override
  void didChangeAppLifecycleState(AppLifecycleState state) {
    setState(() {
      _lastLifecycleState = state;
    });
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    if (_lastLifecycleState == null)
      return Text('This widget has not observed any lifecycle changes.', textDirection: TextDirection.ltr);

    return Text('The most recent lifecycle state this widget observed was: $_lastLifecycleState.',
        textDirection: TextDirection.ltr);
  }
}

void main() {
  runApp(Center(child: LifecycleWatcher()));
}

Layouts

Вопрос:

Какой аналог у UITableView [92] и UICollectionView [93]?

Ответ:

ListView [94].

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView(children: _getListData()),
    );
  }

  _getListData() {
    List<Widget> widgets = [];
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(Padding(padding: EdgeInsets.all(10.0), child: Text("Row $i")));
    }
    return widgets;
  }
}

Вопрос:

Как узнать, на каком элементе списка был клик?

Ответ:

Виджет, который является элементом списка, должен сам обрабатывать нажатие на него.

Отличия:

В iOS за это отвечает отдельный метод tableView:didSelectRowAtIndexPath:. Во Flutter элемент списка должен быть обёрнут в виджет, обрабатывающий клики, например GestureDetector [95].

Вопрос:

Как динамически обновить ListView [94]?

Ответ:

Обновить список данных и вызвать setState().

Отличия:

В iOS для этого необходимо обновить данные и вызвать метод reloadData. Во Flutter после setState() виджет будет перерисован заново.

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(getRow(i));
    }
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView(children: widgets),
    );
  }

  Widget getRow(int i) {
    return GestureDetector(
      child: Padding(
        padding: EdgeInsets.all(10.0),
        child: Text("Row $i"),
      ),
      onTap: () {
        setState(() {
          widgets = List.from(widgets);
          widgets.add(getRow(widgets.length + 1));
          print('row $i');
        });
      },
    );
  }
}

Дополнительная информация:

Для формирования списка рекомендуется использовать ListView.Builder [96].

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';

void main() {
  runApp(SampleApp());
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  List widgets = [];

  @override
  void initState() {
    super.initState();
    for (int i = 0; i < 100; i++) {
      widgets.add(getRow(i));
    }
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: ListView.builder(
        itemCount: widgets.length,
        itemBuilder: (BuildContext context, int position) {
          return getRow(position);
        },
      ),
    );
  }

  Widget getRow(int i) {
    return GestureDetector(
      child: Padding(
        padding: EdgeInsets.all(10.0),
        child: Text("Row $i"),
      ),
      onTap: () {
        setState(() {
          widgets.add(getRow(widgets.length + 1));
          print('row $i');
        });
      },
    );
  }
}

Вопрос:

Какой аналог у UIScrollView [97]?

Ответ:

ListView [82] с виджетами.

Пример:

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return ListView(
    children: <Widget>[
      Text('Row One'),
      Text('Row Two'),
      Text('Row Three'),
      Text('Row Four'),
    ],
  );
}

Дополнительная информация:

Более подробно тут [98].

Жесты и обработка touch event

Вопрос:

Как добавить слушатель onClick для виджета во Flutter?

Ответ:

Если виджет поддерживает клики, то в onPressed(). Если нет, то в onTap().

Пример:

В onPressed():

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return RaisedButton(
    onPressed: () {
      print("click");
    },
    child: Text("Button"),
  );
}

В onTap():

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      body: Center(
        child: GestureDetector(
          child: FlutterLogo(
            size: 200.0,
          ),
          onTap: () {
            print("tap");
          },
        ),
      ),
    );
  }
}

Вопрос:

Как обрабатывать другие жесты на виджетах?

Ответ:

Используя GestureDetector [99]. Им можно обрабатывать следующие действия:

Tap

Double tap

Long press

Vertical drag

Horizontal drag

Пример:

Обработка onDoubleTap:

AnimationController controller;
CurvedAnimation curve;

@override
void initState() {
  controller = AnimationController(duration: const Duration(milliseconds: 2000), vsync: this);
  curve = CurvedAnimation(parent: controller, curve: Curves.easeIn);
}

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      body: Center(
        child: GestureDetector(
          child: RotationTransition(
            turns: curve,
            child: FlutterLogo(
              size: 200.0,
            )),
          onDoubleTap: () {
            if (controller.isCompleted) {
              controller.reverse();
            } else {
              controller.forward();
            }
          },
        ),
      ),
    );
  }
}

Стилизация приложения

Вопрос:

Как использовать тему (Theme) в приложении?

Ответ:

Используя виджет MaterialApp или WidgetApp как корневой в приложении.

Пример:

class SampleApp extends StatelessWidget {
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
        textSelectionColor: Colors.red
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

Вопрос:

Как использовать кастомные шрифты?

Ответ:

Файл шрифтов нужно просто положить в папку (название придумайте сами) и указать к ней путь в pubspec.yaml.

Пример:

fonts:
   - family: MyCustomFont
     fonts:
       - asset: fonts/MyCustomFont.ttf
       - style: italic

@override
Widget build(BuildContext context) {
  return Scaffold(
    appBar: AppBar(
      title: Text("Sample App"),
    ),
    body: Center(
      child: Text(
        'This is a custom font text',
        style: TextStyle(fontFamily: 'MyCustomFont'),
      ),
    ),
  );
}

Вопрос:

Как стилизовать текстовые виджеты?

Ответ:

С помощью параметров:

  • color;
  • decoration;
  • decorationColor;
  • decorationStyle;
  • fontFamily;
  • fontSize;
  • fontStyle;
  • fontWeight;
  • hashCode;
  • height;
  • inherit;
  • letterSpacing;
  • textBaseline;
  • wordSpacing.

Форма ввода

Вопрос:

Как получить результат пользовательского ввода?

Ответ:

С помощью TextEditingController [112].

Пример:

class _MyFormState extends State<MyForm> {
  // Create a text controller and use it to retrieve the current value.
  // of the TextField!
  final myController = TextEditingController();

  @override
  void dispose() {
    // Clean up the controller when disposing of the Widget.
    myController.dispose();
    super.dispose();
  }

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text('Retrieve Text Input'),
      ),
      body: Padding(
        padding: const EdgeInsets.all(16.0),
        child: TextField(
          controller: myController,
        ),
      ),
      floatingActionButton: FloatingActionButton(
        // When the user presses the button, show an alert dialog with the
        // text the user has typed into our text field.
        onPressed: () {
          return showDialog(
            context: context,
            builder: (context) {
              return AlertDialog(
                // Retrieve the text the user has typed in using our
                // TextEditingController
                content: Text(myController.text),
              );
            },
          );
        },
        tooltip: 'Show me the value!',
        child: Icon(Icons.text_fields),
      ),
    );
  }
}

Более подробно написано здесь: Retrieve the value of a text field [113].

Вопрос:

Какой аналог у hint в TextInput [114]?

Ответ:

Подсказку можно показать с помощью InputDecoration [115], передав его в качестве параметра конструктора в виджет.

Пример:

body: Center(
  child: TextField(
    decoration: InputDecoration(hintText: "This is a hint"),
  ),
)

Вопрос:

Как показать ошибки валидации?

Ответ:

Всё так же — с помощью InputDecoration [115] и его состояния.

Пример:

class SampleApp extends StatelessWidget {
  // This widget is the root of your application.
  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return MaterialApp(
      title: 'Sample App',
      theme: ThemeData(
        primarySwatch: Colors.blue,
      ),
      home: SampleAppPage(),
    );
  }
}

class SampleAppPage extends StatefulWidget {
  SampleAppPage({Key key}) : super(key: key);

  @override
  _SampleAppPageState createState() => _SampleAppPageState();
}

class _SampleAppPageState extends State<SampleAppPage> {
  String _errorText;

  @override
  Widget build(BuildContext context) {
    return Scaffold(
      appBar: AppBar(
        title: Text("Sample App"),
      ),
      body: Center(
        child: TextField(
          onSubmitted: (String text) {
            setState(() {
              if (!isEmail(text)) {
                _errorText = 'Error: This is not an email';
              } else {
                _errorText = null;
              }
            });
          },
          decoration: InputDecoration(hintText: "This is a hint", errorText: _getErrorText()),
        ),
      ),
    );
  }

  _getErrorText() {
    return _errorText;
  }

  bool isEmail(String emailString) {
    String emailRegexp =
        r'^(([^<>()[]\.,;:s@"]+(.[^<>()[]\.,;:s@"]+)*)|(".+"))@(([[0-9]{1,3}.[0-9]{1,3}.[0-9]{1,3}.[0-9]{1,3}])|(([a-zA-Z-0-9]+.)+[a-zA-Z]{2,}))$';

    RegExp regExp = RegExp(emailRegexp);

    return regExp.hasMatch(emailString);
  }
}

Плагины Flutter

Вопрос:

Как получить доступ к GPS?

Ответ:

С помощью плагина geolocator [116].

Вопрос:

Как получить доступ к камере?

Ответ:

С помощью плагина image_picker [117].

Вопрос:

Как авторизоваться через Facebook?

Ответ:

С помощью плагина flutter_facebook_login [118].

Вопрос:

Как использовать Firebase?

Ответ:

Firebase поддерживает Flutter first party plugins [119]:

Вопрос:

Как делать нативные (платформенные) вставки кода?

Ответ:

Flutter использует EventBus для взаимодействия с платформенным кодом. Подробно тут: developing packages and plugins [128].

Базы данных и локальное хранилище

Вопрос:

Как получить доступ к UserDefault?

Ответ:

С помощью Shared_Preferences plugin [129] (для Shared Preferences в Android тоже).

Пример:

import 'package:flutter/material.dart';
import 'package:shared_preferences/shared_preferences.dart';

void main() {
  runApp(
    MaterialApp(
      home: Scaffold(
        body: Center(
          child: RaisedButton(
            onPressed: _incrementCounter,
            child: Text('Increment Counter'),
          ),
        ),
      ),
    ),
  );
}

_incrementCounter() async {
  SharedPreferences prefs = await SharedPreferences.getInstance();
  int counter = (prefs.getInt('counter') ?? 0) + 1;
  print('Pressed $counter times.');
  prefs.setInt('counter', counter);
}

Вопрос:

Какой аналог у Core Data [130]?

Ответ:

SQFlite [131].

Уведомления

Вопрос:

Как показать push-уведомление?

Ответ:

С помощью плагина Firebase_Messaging [132].

Заключение

Новые языки программирования и фреймворки появляются практически постоянно. И на старте трудно понять, что выстрелит и будет долго жить, а что забудут уже через год. Боб Мартин в своей книге «Идеальный программист» призывает нас изучать новые языки программирования и фреймворки. Чед Фаулер в книге «Программист-фанатик» советует всегда быть на острие технологий. Но как понять, что ты не ошибся с выбором? В 2016 году я обратил внимание на Kotlin, но из-за высокой загруженности не смог уделить ему достаточно времени до второй половины 2017. На старте многие относились к нему скептически, а сейчас это один из самых популярных языков программирования, и огромное количество разработчиков создают на нём свои продукты. Я чувствую, что за те полтора года мог бы получить более глубокое понимание тонкостей языка.
В том же 2016 году появился фреймворк Flutter на языке Dart. Но рост его популярности был не такой стремительный, и только в 2018 году о нём заговорили громко. Тогда мне тоже захотелось попробовать его в действии. И мне понравилось! Время покажет, какое будущее ждёт этот фреймворк, но кажется, он очень перспективный. (И если Google Fuchsia выстрелит, то, без сомнений, Flutter не останется позади). Изучать его или нет — решать вам! В любом случае, изучение нового — отличная разминка для мозга [133]. На этом у меня всё. Да не сломает Apple ваш Store!

Автор: Дмитрий Васильев

Источник [134]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/framework/338547

Ссылки в тексте:

[1] здесь: https://habr.com/ru/company/funcorp/blog/442432/

[2] Views: #views

[3] Какой аналог у UIView во Flutter?: #view_analog

[4] Как обновлять отображение виджетов?: #widget_update

[5] Как верстать экран с виджетами? Где Storyboard?: #widget_layout

[6] Как добавить или удалить компонент в вёрстке во время работы приложения?: #widget_remove_add

[7] Как анимировать виджеты?: #widget_animation

[8] Как использовать CoreGraphics?: #core_graphics

[9] Как изменять прозрачность виджетов?: #opacity

[10] Как создавать кастомные виджеты?: #widget_custom

[11] Navigation: #navigation

[12] Как реализовывать навигацию между экранами во Flutter?: #navigation_impl

[13] Как навигировать в стороннее приложение?: #outer_apps

[14] Как сделать pop back в iOS ViewController?: #native_pop_back

[15] Threading & asynchronicity: #async_ui

[16] Как писать асинхронный код во Flutter?: #async_code

[17] Как выполнить код в фоновом потоке?: #background_thread

[18] Как делать запросы к сети во Flutter?: #network

[19] Как показывать прогресс выполнения?: #progress

[20] Структура проекта и ресурсы: #project

[21] Где хранить ресурсы разного разрешения?: #resources

[22] Где хранить строки? Как их локализовать?: #strings

[23] ViewControllers: #view_controllers

[24] Какой аналог у ViewController во Flutter?: #viewcontrollert_analog

[25] Как обрабатывать события жизненного цикла?: #lifecycle

[26] Layouts: #layouts

[27] Какой аналог у UITableView и UICollectionView?: #table_and_collection_view

[28] Как узнать, на каком элементе списка был клик?: #list_item_click

[29] Как динамически обновить ListView?: #dynamic_listview_update

[30] Какой аналог у UIScrollView?: #scrollview

[31] Жесты и обработка touch event: #gestures

[32] Как добавить слушатель onClick для виджета во Flutter?: #on_click

[33] Как обрабатывать другие жесты на виджетах?: #widget_gestures

[34] Стилизация приложения: #themes

[35] Как использовать тему (Theme) в приложении?: #theme

[36] Как использовать кастомные шрифты?: #custom_fonts

[37] Как стилизовать текстовые виджеты?: #text_widgets_style

[38] Форма ввода: #input

[39] Как получить результат пользовательского ввода?: #text_retrieve

[40] Какой аналог у hint в Input?: #hint

[41] Как показать ошибки валидации?: #validation_error

[42] Плагины Flutter: #plugins

[43] Как получить доступ к GPS?: #gps

[44] Как получить доступ к камере?: #camera

[45] Как авторизоваться через Facebook?: #facebook

[46] Как использовать Firebase?: #firebase

[47] Как делать нативные (платформенные) вставки кода?: #native_code

[48] Базы данных и локальное хранилище: #database

[49] Как получить доступ к UserDefault?: #user_default

[50] Как аналог у Core Data?: #coredata

[51] Уведомления: #notifications

[52] Как показать push-уведомление?: #push

[53] UIView: https://developer.apple.com/documentation/uikit/uiview

[54] Widget: https://flutter.dev/docs/development/ui/widgets-intro

[55] Cupertino Widgets: https://flutter.dev/docs/development/ui/widgets/cupertino

[56] гайдлайны Apple Design: https://developer.apple.com/design/resources/

[57] StatefulWidget: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/StatefulWidget-class.html

[58] State: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/State-class.html

[59] StatelessWidget: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/StatelessWidget-class.html

[60] Storyboard: https://developer.apple.com/library/archive/documentation/General/Conceptual/Devpedia-CocoaApp/Storyboard.html

[61] widget catalog: https://flutter.io/docs/development/ui/widgets/layout

[62] AnimationController: https://docs.flutter.io/flutter/animation/AnimationController-class.html

[63] Animation<T>: https://docs.flutter.io/flutter/animation/Animation-class.html

[64] Ticker: https://docs.flutter.io/flutter/scheduler/Ticker-class.html

[65] Animation & Motion widgets: https://flutter.io/docs/development/ui/widgets/animation

[66] Animations tutorial: https://flutter.io/docs/development/ui/animations/tutorial

[67] Animations overview: https://flutter.io/docs/development/ui/animations

[68] CoreGraphics: https://developer.apple.com/documentation/coregraphics

[69] Skia: https://skia.org/

[70] CustomPaint: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/CustomPaint-class.html

[71] CustomPainter: https://docs.flutter.io/flutter/rendering/CustomPainter-class.html

[72] StackOverflow: https://stackoverflow.com/questions/46241071/create-signature-area-for-mobile-app-in-dart-flutter

[73] Opacity: https://api.flutter.dev/flutter/widgets/Opacity-class.html

[74] Navigator: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/Navigator-class.html

[75] Route: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/Route-class.html

[76] push(): https://docs.flutter.io/flutter/widgets/Navigator/push.html

[77] pop(): https://docs.flutter.io/flutter/widgets/Navigator/pop.html

[78] MethodChannel: https://docs.flutter.io/flutter/services/MethodChannel-class.html

[79] URL launcher: https://pub.dev/packages/url_launcher

[80] Isolates: https://docs.flutter.io/flutter/dart-isolate/Isolate-class.html

[81] setState(): https://docs.flutter.io/flutter/widgets/State/setState.html

[82] ListView: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/ListView-class.html

[83] HTTP package: https://pub.dartlang.org/packages/http

[84] ProgressIndicator: https://docs.flutter.io/flutter/material/ProgressIndicator-class.html

[85] AssetImage: https://docs.flutter.io/flutter/painting/AssetImage-class.html

[86] intl package: https://pub.dartlang.org/packages/intl

[87] Pub: https://pub.dartlang.org/flutter/packages/

[88] ViewController: https://developer.apple.com/documentation/uikit/uiviewcontroller

[89] WidgetsBinding: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/WidgetsBinding-mixin.html

[90] didChangeAppLifecycleState(): https://docs.flutter.io/flutter/widgets/WidgetsBindingObserver/didChangeAppLifecycleState.html

[91] AppLifecycleStatus documentation: https://docs.flutter.io/flutter/dart-ui/AppLifecycleState-class.html

[92] UITableView: https://developer.apple.com/documentation/uikit/uitableview

[93] UICollectionView: https://developer.apple.com/documentation/uikit/uicollectionview

[94] ListView: https://api.flutter.dev/flutter/widgets/ListView-class.html

[95] GestureDetector: https://api.flutter.dev/flutter/widgets/GestureDetector-class.html

[96] ListView.Builder: https://api.flutter.dev/flutter/widgets/ListView/ListView.builder.html

[97] UIScrollView: https://developer.apple.com/documentation/uikit/uiscrollview

[98] тут: https://flutter.dev/docs/development/ui/widgets/layout

[99] GestureDetector: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector-class.html

[100] onTapDown: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onTapDown.html

[101] onTapUp: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onTapUp.html

[102] onTap: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onTap.html

[103] onTapCancel: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onTapCancel.html

[104] onDoubleTap: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onDoubleTap.html

[105] onLongPress: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onLongPress.html

[106] onVerticalDragStart: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onVerticalDragStart.html

[107] onVerticalDragUpdate: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onVerticalDragUpdate.html

[108] onVerticalDragEnd: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onVerticalDragEnd.html

[109] onHorizontalDragStart: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onHorizontalDragStart.html

[110] onHorizontalDragUpdate: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onHorizontalDragUpdate.html

[111] onHorizontalDragEnd: https://docs.flutter.io/flutter/widgets/GestureDetector/onHorizontalDragEnd.html

[112] TextEditingController: https://api.flutter.dev/flutter/widgets/TextEditingController-class.html

[113] Retrieve the value of a text field: https://flutter.io/docs/cookbook/forms/retrieve-input

[114] TextInput: https://docs.flutter.io/flutter/services/TextInput-class.html

[115] InputDecoration: https://docs.flutter.io/flutter/material/InputDecoration-class.html

[116] geolocator: https://pub.dartlang.org/packages/geolocator

[117] image_picker: https://pub.dartlang.org/packages/image_picker

[118] flutter_facebook_login: https://pub.dartlang.org/packages/flutter_facebook_login

[119] Flutter first party plugins: https://pub.dartlang.org/flutter/packages?q=firebase

[120] firebase_admob: https://pub.dartlang.org/packages/firebase_admob

[121] firebase_analytics: https://pub.dartlang.org/packages/firebase_analytics

[122] firebase_auth: https://pub.dartlang.org/packages/firebase_auth

[123] firebase_database: https://pub.dartlang.org/packages/firebase_database

[124] firebase_storage: https://pub.dartlang.org/packages/firebase_storage

[125] firebase_messaging: https://pub.dartlang.org/packages/firebase_messaging

[126] flutter_firebase_ui: https://pub.dartlang.org/packages/flutter_firebase_ui

[127] cloud_firestore: https://pub.dartlang.org/packages/cloud_firestore

[128] developing packages and plugins: https://flutter.io/docs/development/packages-and-plugins/developing-packages

[129] Shared_Preferences plugin: https://pub.dartlang.org/packages/shared_preferences

[130] Core Data: https://developer.apple.com/documentation/coredata

[131] SQFlite: https://pub.dartlang.org/packages/sqflite

[132] Firebase_Messaging: https://pub.dev/packages/firebase_messaging

[133] мозга: http://www.braintools.ru

[134] Источник: https://habr.com/ru/post/477182/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=477182