- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -
Один мой приятель, который уже достаточно давно переехал в Канаду, написал интересную статью для поиска работы, а точнее для успешного поиска заказов. Если вам понравится статья, пришлите ему пожалуйста инвайт, его эккаунт blazzer [1].
Эта статья может быть интересна разработчикам, желающим зарабатывать существенно выше «среднерыночной» почасовой ставки на рынке фриланса. Я хотел бы поделиться своим опытом работы на площадках вроде elance.com с коллегами из экс-СССР, и дать конкретные рекомендации по входу на рынок, позиционированию услуг, конкуренции с демпингом из Южной Азии, а также дать ликбез по общей профессиональной подготовке. Кроме того, я делюсь некоторыми ноу-хау в области ценообразования и продаж.
Я никогда не был профессиональным фрилансером, т.е. тем кто живет на деньги с продажи фриланс услуг. Однако в силу случая в 2010 году я начал всерьез заниматься фрилансом как побочным видом деятельности, приносящим существенный доход (порядка $50K в год). Вместо того, чтобы конкурировать по цене с другими офшорными программистами, я использовал позиционирование, в том числе и ценовое позиционирование. Кроме того, в силу своей деятельности я общаюсь с профессиональными фрилансерами из Северной Америки.
Итак, что нужно для того, чтобы начать хорошо и за дорого продавать свои услуги.
Английский хотя бы письменный, уметь читать и писать без ошибок. Без этого ничего не будет иметь смысла. Так что надо выучить, пройти курсы, нанять репетитора, пообщаться с носителями языка, посмотреть фильмы.
Фриланс — это не удаленная работа. Чтобы успешно заниматься фрилансом, Вам понадобится продавать свои услуги. Лучше всего к этому подготовиться, прочитав толковую книжку про продажу сложных решений (это не то же самое, что продажа готового продукта). Я рекомендую SPIN selling (в русском переводе «Продажи по методу SPIN», или «Технология продаж SPIN») от Niel Rackham, и буду ссылаться на эту книгу.
Вы собираетесь продавать свои услуги, а это означает, что Вам надо будет работать с клиентом. Довольно много технических специалистов работать с клиентами не умеют и не хотят, считают это напрасной тратой времени. Во фрилансе обычно полезно приобрести и использовать базовые навыки работы с клиентом. Вы можете начать работать над этим задолго до начала фрилансерской карьеры.
Не путайте escrow с предоплатой. Предоплату не надо требовать никогда, на ряде площадок это прямо запрещено.
Я предпочитаю договариваться с заказчиком на размещении полного (100%) escrow до начала проекта и получении также 100% по завершении проекта, без промежуточных платежей (milestones) — такой подход часто сокращает нервотрепку. Milestones, безусловно, имеют смысл на контрактах >$10K, но такие контракты крайне редки — заказчики обычно управляют рисками и попросту бьют крупные контракты на более мелкие перед тем, как предложить их фрилансерам, даже тем, с кем они работают постоянно. Мой средний контракт (счет заказчику) — тысяча — полторы тысячи долларов; заказ, состоящий из 3-5 последовательных контрактов — не редкость.
Стратегия — это то, как Вы собираетесь работать против других людей, которые предоставляют свои услуги на рынке сейчас. Чтобы продать услугу, Вам не надо быть лучшим продавцом на рынке или иметь самое лучшее предложение. Надо, чтобы оно было лучше, чем другие предложения, которые клиент мог получить. Для этого надо представить себя в хорошем свете, сразу подчеркнуть свои сильные стороны, и по возможности сфокусировать внимание клиента на этих сторонах.
Заодно выпишите на листке бумаги вообще все, что Вы умеете делать. Потом к этому списку будете возвращаться опять.
Для этого можно зарегистрироваться на площадках в своей области, попастись там, посмотреть как спрос так и предложение, попытаться наудачу вломиться в несколько проектов, после чего провести анализ того, что получилось. Методом SWAT analysis, например.
Помните — Вы позиционируете свои услуги против конкретных других людей, которые есть на рынке сейчас. Например, Вам могут довольно часто попадаться на глаза объявления, где требуются адресно кодеры из Восточной Европы, или где явно не хотят никаких выходцев из Южной Азии. В моей области Восточная Европа — это хороший бренд, и выходец из Восточной Европы имеет конкурентное преимущество над выходцем из Южной Азии. У Вас это может быть не так, но обращайте внимание на то, что хотят заказчики и какие конкуренты бывают конкретно у Вас в интересующих Вас проектах.
Азбука позиционирования — Вы должны всегда занимать большую долю рынка. Рынок офшорных услуг огромный, поэтому Вы дожны определить узкие ниши и занять хорошие позиции в этих нишах, и не отвлекаться на все остальное.
Как можно найти свои ниши: когда у вас есть бизнес на миллиард долларов, концентрируйтесь на этом бизнесе; когда продаж нет, не концентрируйтесь вообще. То, чем я занимался до захода во фриланс, не имело достаточного спроса на рынке фриланса, поэтому я потыкался в разных направлениях и нащупал несколько прибыльных ниш. Этот метод проб и ошибок занял несколько месяцев.
Как определить желаемый уровень цен на услуги? Могу порекомендовать такой метод: для начала, составьте реальный альтернативный план — оцените, какую максимальную почасовую ставку Вы можете получить, занимаясь тем, чем Вы занимаетесь сейчас, через полгода — с учетом профессионального роста, повышения по слубже и т.д. Если Вы хотите заниматься фрилансом для того, чтобы иметь хороший побочный доход, умножьте то, что получилось, на два. Вот столько Вы хотите получить, занимаясь фрилансом — иначе как Вы собираетесь отбить вложение времени и сил на раскрутку и поиск ниши?
Для начала, определите, какую часовую ставку Вы хотите называть для клиентов Это совсем не та же самая ставка, за которую Вы хотите работать; это инструмент Вашего позиционирования. Цифра «я стою XX долларов в час» будет стоять в Вашем профиле, и исходя из этой цифры потенциальные клиенты будут определять Ваше позиционирование на рынке и оценивать Вашу квалификацию. Чтобы продавать свои услуги максимально дорого, надо выставить эту ставку достаточно высоко, но не сильно высоко. Высокая цифра в профиле помогает продавать услуги за высокую фиксированную цену, но мешает продавать часы.
Если Вы предоставляете premium услуги, не бойтесь смотреть максимальную цену конкурента и умножать на два. Более подробно гуглите «price positioning», «value-based pricing». Изменяя уровень цен, Вы перемещаетесь в другую часть рынка, где будут другие покупатели. Будет ли спрос на Ваши услуги у данных покупателей — кроме Вас, никто выяснить не может. Пробуйте!
Важно помнить, что все это определяется относительно конкурентов — людей, которые присутствуют на данной площадке здесь и сейчас. Или на других площадках, где может быть клиент. Меняется состав конкурентов — меняется Ваше предложение. Постоянно проигрываете тендеры одному и тому же конкуренту — задумайтесь, возможно ниша не очень хорошая.
Немного конкретики. Попробуйте следующие элементы стратегии.
Поздравляю, теперь у Вас есть стратегия работы на рынке. Протестировать ее можно только одним способом — практикой. Одна и та же стратегия может работать совершенно по разному на разных площадках, поэтому попробуйте ее везде; или адаптируйте ее к конкретным площадкам. Площадки тоже «конкурируют» между собой, то есть пытаются уклониться от конкуренции и работать каждая в своей нише, и условия везде разные. Например, я не работал и не работаю на ODesk вообще, но я неплохо продаю свои услуги на Elance.
Да, и будьте готовы пройти этот процесс несколько раз. Все делают ошибки. На нахождение ниши могут уйти недели, месяцы или годы.
Довольно просто понять, опытный заказчик или нет. Большинство заказчиков не очень опытны.
С неопытным заказчиком крайне важно быть в числе первых 2-3 человек, которые дадут предложение. Лучше всего быть вообще самым первым, потому что в этом случае Вы можете сформировать его ожидания. В тендеры, где уже сотня заявок, лучше вообще не ввязываться, мало кто будет их читать.
Теме работы с заказчиком и важности первого контакта посвящена целая глава SPIN Selling от Niel Rackham.
Большинство заказчиков приходят решать проблемы в своих компаниях. Найдя клиента, который готов давать повторные заказы, Вы срываете куш. Однако гораздо больший куш, особенно для начинающего фрилансера, можно сорвать, найдя человека, который ищет заказы для своих клиентов. То есть профессионального агента. Такие люди довольно часто имели плохой опыт работы с офшорными программистами из южной азии в прошлом, ценят восточных европейцев за надежность, предсказуемость и качество работы, и могут продать эти услуги конечным клиентам.
Если Вы даете скидку, сразу запрашивайте увеличение срока исполнения заказа, даже если Вам это увеличение срока не нужно. В этом случае клиент видит, что изначальная высокая цена была оправдана сроком. В крайнем случае делайте скидку «просто так», из уважения к клиенту.
Избегайте конкуренции. Все искусство позиционирования заключается в этом. Избегайте конкуренции всеми силами. Иногда для того, чтобы поднять или запустить продажи, надо поднять цену, а не опустить. Вот моя история из начала 10х годов, когда я жил в Восточной Европе и работал по номинальной ставке в 50 долларов в час:
Дизайн площадки содержал логическую ошибку: у них было понятие «среднего размера проект», клиенту при этом не говорили размер возможной ставки, а она была ограничена снизу, 500 долларов.
Типичный сценарий получения заказа с высокой премией:
Как вариант, я мог в некоторых случаях мог поставить 790, поскольку это от 500 на глаз сильно не отличается, если клиент сильно ориентирован на цену (посредник) — разница в 290 в данном случае суть плата за отсутствие риска, которую любой посредник рад заплатить.
То есть в данном случае «выбиться из толпы» — это поставить цену выше остальных. Моя эффективная почасовая ставка на таких проектах обычно болталась между 100 и 200 долларами в час, и в этой нише я зарабатывал несколько десятков тысяч долларов в год при минимальных усилиях с моей стороны.
Приведу подробный разбор конкретных примеров из моей практики: как составить хорошее предложение клиенту.
Немного теории: Шапка должна быть короткой, это elevator pitch. Представьте себе, что Вы едете в лифте с потенциальным заказчиком, и у Вас есть время только до открытия дверей лифта. 15 секунд на шапку. Если шапка не заинтересует клиента, он не перейдет к следующей секции. Поэтому упоминайте только то, что имеет отношение к делу. Не пытайтесь впечатлить клиента длинным перечнем регалий — вместо того допишите в конце Please see my profile for details. Кроме того, попытайтесь избежать проблемы слишком высокой квалификации (overqualification).
После шапки, сразу переходите к деталям проекта. Я обычно задаю несколько вопросов по методологии SPIN. Если тендер не содержит никакой информации, по которой можно задать вопросы, то я обычно игнорирую такой тендер, или говорю что я с удовольствием обсужу детали проекта. В ряде случаев я могу сразу (!) выслать прототип решения, необязательно рабочий.
Последний абзац — приглашение обсудить детали.
Не забывайте про оформление письма, включая вежливые профессиональные обороты; пройдите курс business writing, если это необходимо.
Пример 1 — простая задача на интеграцию, клиент пригласил конкретных исполнителей. 2 заявки из индии и пакистана, одна из австралии, одна из восточной европы (моя), моя цена была немного больше цены исполнителя из Австралии. Я делаю акцент на высокую техническую квалификацию как программиста-интегратора.
I am Microsoft Certified professional developer with over 15 years of experience in software development. I do not do much business on this website but I have been doing business on XXX / with ZZZ where I am one of top YYY providers/have CCC certification, and I have very extensive experience in (...).
You didn't specify your development platform but based on information from your job description it seems to me that you use ASP.NET. Is it so? ZZZ exposes very simple xml-post API, so it's not a problem to use their core API in your application. I wonder if you do use ASP.NET and also what is the exact scope of the application. Are you just interested in a single page to collect user's data, send that to ZZZ, visualize error processing (if any) and/or display confirmation/ thank you page?
Комментарий: шапка должна быть короткой, но MCPD и 15 лет опыта подходят практически ко всем ситуациям, поэтому я всегда начинаю с них. Я перечисляю свои степени и дипломы только когда это плюс для данного проекта (см примеры ниже), в этом случае они очевидно не были нужны. На момент выставления этого предложения мой рейтинг был небольшой, я сослался на подтверждение своей высокой квалификации иным способом. Клиент не упомянул платформу в явном виде, хотя это было более-менее очевидно, но я все равно уточнил. Я задал уточняющие вопросы по размеру проекта. Вопросов не было слишком много — клиент ответил мне, я задал следующие вопросы и получил в итоге контракт. По технике задавания вопросов см. SPIN.
Пример 2 — клиент запросил нишевое (для меня) решение. Был заявлен конкретный бюджет. Клиент дал подробное техническое задание, и в явном виде запросил весь исходный код. Я делаю акцент на том, что я специализируюсь на таких решениях, которые являются для меня стандартными и относительно простыми, т.е. предлагаю клиенту заплатить мне премию за отсутствие риска.
I am Microsoft Certified professional developer with over 15 years of experience. I have created literally dozens of various XXX of any flavor, including solutions for for large corporations like (...) and many mission-critical solutions for companies like (....). My solution in this area won ZZZ award in YYYY.
For your budget, I will implement it with support for (....). The solution will be packaged as single EXE file (for distribution via individual dowloads) and MSI file (for distribution via GPO).
I will also provide consultations on its use.
NB: The solution will use 3rd party commercial royalty free components, I have source code for them, but source code for those components will not be provided (you can buy subscriptions including source code of those components from their vendors). Source code for my solution will be provided.
Я продемонстрировал высокую компетентность в моей нише, внимание к деталям и пожеланиям заказчика, а также уважение к условиям лицензирования и интеллектуальной собственности третьих лиц; я заранее предупредил о лицензионных особенностях предлагаемоего мной решения (при использовании сторонних компонентов, всегда подробно расписывайте в своем предложении условия их использования). В данном случае я получил контракт без дальнейших вопросов и до сих пор получаю заказы от этого клиента.
Пример 3 — встроить криптографический алгоритм в существующий продукт, алгоритм не указан явно, запрошен относительно небольшой бюджет. Я делаю акцент на высокую квалификацию как инженера, способного качественно разработать сложное решение (поскольку в противном случае клиент купит услуги недорогого программиста из Южной Азии, которые собственно и были запрошены изначально).
I am Microsoft Certified professional developer with over 15 years of experience in custom solution development and Master of Science degree in Applied Mathematics. I have implemented cryptography algorithms like XXX.
In your circumstances, at this point I would suggest picking algorithm from XXX suite, because of…
Are you flexible on budget? I am not quite comfortable with providing fixed price for this type of job at this moment because research is involved and cost may vary depending on results of that research. However I am quite comfortable with splitting the job into two phases, and giving you firm quote on the research phase. Upon completion of research phase, you will have Software Development Document that describes the picked algorithm and documents its implementation, including proof-of-concept client-side implementation. At that moment I will be able to give you firm quote on the implementation itself.
Этот случай я хочу разобрать более подробно.
В первом абзаце (elevator pitch) я указываю свою степень, имеющую отношение к проекту. Обратите внимание, что я не указываю университет, поскольку за пределами экс-СССР он никому ни о чем не говорит. В других обстоятельствах можно было бы указать one of top schools of ex-USSR, но в данном случае я посчитал это неважным. Опыт в криптографии, на который я ссылаюсь, имел место во время моего обучения. В некоторых подобных случаях я ссылался на свой опыт, полученный при выполнении дипломной работы. Я не указываю степени и награды, не относящиеся к данному проекту.
Во втором абзаце я демонстрирую, что изучил документацию клиента и провел предварительную оценку его ситуации, и даю ему freebie — бесплатную экспертную рекомендацию по использованию конкретной библиотеки. Эту же бесплатную рекомендацию клиент мог бы получить на профильном Q/A сайте.
Во третьем абзаце я перехожу к вопросам и сразу же задаю вопрос о бюджете. В данном случае бюджет был явно меньше того, что я хотел бы взять с заказчика (он был увеличен по ходу переговоров и я получил этот проект), и я не хотел работать в запрошенном бюджете, поэтому в данном случае я ничего не терял. Обычно не стоит переходить к обсуждению бюджета до выяснения деталей.
Но в данном случае я акцентирую внимание на бюджете, подвожу клиента к мысли, что за предложенный бюджет я работать не смогу, и советую разбить проект на две фазы, причем в первой фазе создать SDD. Это довольно универсальный прием, позволяющий кардинально снизить риски для фрилансера и заказчика, а также увеличить стоимость проекта. Шаблоны SDD смотрите в гугле, их довольно много, и они разные. Смысл в том, что Вы обязуетесь за какую-то фиксированную стоимость, не сильно обременяющую заказчика (из Восточной Европы я брал порядка тысячи долларов за день работы, но запрашивал как минимум втрое больше времени, чтобы не быть в спешке и создать иллюзию невысокой почасовой ставки) провести исследование, найти необходимые ресурсы, произвести proof of concept и выяснить, сколько будет стоить реальная разработка и/или интеграция.
Финансовая модель очень благоприятна для исполнителя — стоимость фазы SDD плюсуется к фазе самой разработки (то есть это всегда идет поверх изначально заявленного бюджета), поскольку этот документ позволяет Вам и Вашему заказчику четко договориться о бюджете следующей фазы, и таким образом заказчик снижает свой риск. Кроме того, имея перед глазами документ на 20 страниц с диаграммами и детальными фазами выполнения проекта, а также уже опыт работы с Вами, заказчик будет куда более готов пойти на увеличение бюджета.
Помните: cоглашаясь на SDD, которого не было в изначальном задании, заказчик уже знает, что идет на дополнительные расходы, чтобы получить более профессиональный сервис. Старайтесь не испортить впечатление.
Рекомендуемая литература: SPIN Selling от Niel Rackham, также ликбез (на уровне статей в вики) по business writing, price positioning, strategic positioning.
Автор: binom248
Источник [3]
Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru
Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/frilans/84928
Ссылки в тексте:
[1] blazzer: http://megamozg.ru/users/blazzer/
[2] мозги: http://www.braintools.ru
[3] Источник: http://megamozg.ru/post/11088/
Нажмите здесь для печати.