- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

«Как экран стал говорящим»: история шоринофона

Ранее мы рассказывали [1] об истории немецких аудиопроигрывателей 50-х и причинах их популярности. Сегодня поговорим о советском изобретении, предшественнике магнитофона и одном из первых переносных устройств звукозаписи — шоринофоне.

«Как экран стал говорящим»: история шоринофона - 1 [2]
Фото Pxhere [3] PD

Как выглядел любительский шоринофон

Шоринофон, реже «шорифон» (назван по имени изобретателя Александра Фёдоровича Шорина [4]) — это записывающее и воспроизводящее звук устройство, популярное в СССР в 30-х и 40-х годах прошлого века. Метод записи был схож с тем, что применяется при изготовлении обычных граммофонных пластинок: механическая звукозапись, при которой звуковая бороздка вырезалась на поверхности плёнки твёрдым корундовым или рубиновым резцом. Устройство состояло из механизма, движущего плёнку, и рекордера, резец можно было заменить на иглу и слушать записи (изображение шоринофона вы найдете по ссылке [5]).

К портативному шоринофону можно было подсоединить микрофон или ламповый приемник — это позволяло вести запись радиоэфира, перезаписывать пластинки или просто писать голос с микрофона (схемы работы шоринофона при воспроизведении и записи звука можно увидеть на стр. 125 сборника [6] «Радиовещание: прошлое, настоящее, будущее»). По этой причине шоринофон был распространён среди радиолюбителей и использовался в домашних условиях: на него записывали музыку и голос передач.

Обычную 35-миллиметровую киноплёнку для записи можно было разрезать вдоль на две части при помощи специального режущего приспособления. Готовая плёнка укладывалась в специальные кассеты, похожие на бобины от киноаппаратов. Если скрутить плёнку в виде ленты Мёбиуса [7], записать звук возможно было на обеих сторонах.

Такой способ записи имел три основных преимущества:

  • Удобство использования. Запись можно было прослушать сразу же, без дальнейшей проявки и обработки плёнки.
  • Простота и относительная лёгкость конструкции. Любительский шоринофон весил около 12 кг.
  • Низкая стоимость материала — шоринифон позволял при записи использовать брак съемочных кинофабрик.

«Любительский» шоринофон активно использовался и профессионалами-радийщиками. Возможность без предварительной обработки передавать записи привела к увеличению количества радиоконцертов, опер и спектаклей в сетке вещания — не обязательно было вести передачу в прямом эфире, как это делалось раньше.

Однако связь шоринофона с теле- и радиовещанием на этом не ограничивается — у «профессиональной» (стационарной) версии этого аппарата богатая «медийная» история.

«Звук записан по методу профессора Шорина»

Предшественником переносных аппаратов для массового производства (серийное производство шоринофона стартовало в 1940 и продолжалось всего год) был стационарный шоринофон, разработанный также под руководством Шорина и названный по его имени. Такой тип шоринофона активно использовался в начале 1930-х на киностудиях и радиоцентрах — одним из первых был Ленинградский радиоцентр. Принцип работы у устройства также электромеханический.

В стационарном варианте использовалась киноплёнка шириной 35 мм с 50-ю дорожками на ней. Это позволяло [8] вести запись длительностью 8 часов при длине дорожки в 300 метров. Скорость записи на плёнку составляла 465 мм в секунду, так же, как и на других устройствах звукового кино того времени. Поскольку модель была рассчитана на длительную эксплуатацию, её конструкция была более громоздка (по сравнению с портативным шоринофоном), но надёжна.

Киноплёнка помещалась на двух фрикционных барабанах, процесс наматывания и сматывания контролировали [9] направляющие вилки. Резец рекордера использовался для нарезания звуковых бороздок вдоль движения киноплёнки. «Для передвижения рекордера в поперечном направлении использовался специальный суппорт с винтовой подачей от руки», который позволял переводить резец или иглу адаптера с одной дорожки на другую, а нумератор автоматически указывал номер бороздки. В комплект входил мощный усилитель, позволяющий записывать качественный (по тем временам) звук с микрофона.

Для записи опер и длинных концертов было важно постоянство оборотов, у шоринофона оно обеспечивалось запуском от трехфазного синхронного мотора с асинхронным пуском. Количество оборотов составляло 1500 в минуту.

Посмотреть [10] как устройство выглядело в 1935 году, можно на страницах 21 номера научно-популярного журнала «Радиофронт». Журнал выходил в Москве с середины 1920-х годов (в 20-х он назывался «Радио всем»), знакомил читателя с новинками радиотехники, устройством электронных приборов, особенностями механической звукозаписи, а также публиковал справочные материалы для радиолюбителей. С 1946 года и до сих пор журнал выходит под названием «Радио» [11].

Шоринофон не раз становился темой для колонки. В номере 7–8 от 1940 года выходит заметка под названием «Любительский шоринофон — как звукозаписывающая передвижка». В ней рассказывается об усовершенствованном варианте портативного шоринофона. Лентопротяжный механизм в «репортажном шоринофоне» [12] был улучшен, устройство активно использовалось редакциями на радио.

Серийное производство шоринофонов прекратилось в годы войны и после не возобновилось. На смену им пришли магнитофоны. Лёгкость копирования и тиражирования, а также простота в эксплуатации делали магнитофоны более удобными устройствами для записи и воспроизведения звука.

«Как экран стал говорящим»: история шоринофона - 2
Фото Pxhere [13] PD

Шоринофон и кино: великий немой должен заговорить

А. Ф. Шорин работал над своим изобретением совместно с Совкино [14], а после его ликвидации — с Ленфильмом. Первый раз оно было представлено [15] в 1929 году, когда в Ленинграде открылся первый кинотеатр со звуком. Изобретатель перечисляет в своих воспоминаниях [16] вопросы, которые решались в его лаборатории при работе с записью: «Что это за странное явление — «фотогеничность звука?» Почему звуки гитары и балалайки всегда выходят хорошо и звучат естественно, а рояль почти всегда звучит плохо? Почему речь иногда понятна и ясна, а иногда она бубнит и бубнит?».

Изначально, когда Шорин только получил задачу создания звуковых фильмов, среди специалистов активно обсуждалось, что должно преобладать в фильме — голос или звук, многими считалось, что не диалоги людей, а индустриальные шумы должны быть главными в кино. Однако идея эта не получила своего продолжения.

Одним из первых режиссёров, с которым работала лаборатория А. Ф. Шорина, был А. М. Роом [17], который использовал устройство в документальном фильме «Пятилетка». Технология применялась в полнометражном фильме «Энтузиазм: Симфония Донбасса» [18] Дзиги Вертова, при съемках снимали «натуральные звуки»: шумы цехов, телеграфных аппаратов, шум работы печатной машинки, звуки площадей и улиц, гудки заводов и машин. При помощи шоринофона записывались звуки к фильму Александра Довженко «Иван» [19]. Система А. Ф. Шорина использовалась [20] и при записи музыки Дмитрия Шостаковича к фильму «Одна» [21], снятого Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом.

Образцы раритетных шоринофонов и сейчас можно посмотреть в Центральном музее связи имени А. С. Попова, а экспонаты, хранящиеся в закрытом фонде Музея кино, иногда выставляются во время проведения культурных событий [22].

За свои изобретения в области звукозаписи в 1941 году А. Ф. Шорин получил Сталинскую премию.


Материалы для дополнительного чтения из нашего «Мира Hi-Fi»:


Автор: Audioman

Источник [27]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/280128

Ссылки в тексте:

[1] рассказывали: https://geektimes.com/company/audiomania/blog/299977/

[2] Image: https://geektimes.com/company/audiomania/blog/300849/

[3] Pxhere: https://pxhere.com/ru/photo/951078

[4] Александра Фёдоровича Шорина: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD,_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

[5] ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD.jpg

[6] сборника: http://www.rustelecom-museum.ru/data/books/6%20%D0%9D%D0%A7%20%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%BE%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B5%20%D0%B8%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D1%83%D1%89%D0%B5%D0%B5%202013.pdf

[7] ленты Мёбиуса: https://en.wikipedia.org/wiki/M%C3%B6bius_strip

[8] позволяло: http://padaread.com/?book=443&pg=6

[9] контролировали: http://records.su/image/pubcomment/413

[10] Посмотреть: http://records.su/image/publication/698

[11] «Радио»: http://www.radio.ru/archive/

[12] «репортажном шоринофоне»: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD

[13] Pxhere: https://pxhere.com/en/photo/1067196

[14] Совкино: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE

[15] представлено: https://polymus.ru/ru/pop-science/news/magnitofon-voyny/

[16] воспоминаниях: https://books.google.ru/books?id=9HNNnQEACAAJ

[17] А. М. Роом: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D0%BE%D0%BC,_%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

[18] «Энтузиазм: Симфония Донбасса»: https://www.imdb.com/title/tt0021375/

[19] «Иван»: https://www.imdb.com/title/tt0023071/

[20] использовалась: https://books.google.ru/books?id=Q15eCwAAQBAJ

[21] «Одна»: https://www.imdb.com/title/tt0022215/

[22] культурных событий: https://www.mos.ru/calendar/event/35179088/

[23] 30 материалов о производстве, практических вопросах и истории винила: https://geektimes.com/company/audiomania/blog/300807/

[24] Советская легенда: история завода «Радиотехника»: https://www.audiomania.ru/content/art-5403.html

[25] Непотопляемый SoundCloud: самая полная история аудиостартапа: https://www.audiomania.ru/content/art-5640.html

[26] История бренда Ortofon: от звукового кино к головкам звукоснимателей: https://www.audiomania.ru/content/art-5375.html

[27] Источник: https://geektimes.com/post/300849/?utm_campaign=300849