- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Руководство: как выбрать электровелосипед на примере Twitter — говорим о рамах

Рассказываем о велорамах — материалах, из которых их делают, и форм-факторах.

Руководство: как выбрать электровелосипед на примере Twitter — говорим о рамах - 1 [1]
Изображение: Gemma Evans [2] / Unsplash

Материал

Материал рамы влияет на цену велосипеда и его характеристики: внешний вид, вес, прочность. Чаще всего используют сталь, алюминий, титан и карбон.

  • Сталь

Стальные рамы начали использовать еще в конце XIX века [3]. Велосипеды с такими рамами прочные, но тяжелые. Постепенно сталь начали вытеснять другие, более легковесные материалы — алюминий и карбон. Однако стальные рамы не исчезли насовсем и встречаются до сих пор.

Чаще всего производители используют два типа стали: углеродистую (Hi-Ten) и хромомолибденовый сплав (Cro-Moly). Углеродистая сталь — один из самых простых и дешевых материалов. Она не содержит легирующих добавок и встречается на велосипедах начального уровня. Cro-Moly имеет в составе молибден, он придает стали мелкозернистую структуру и повышает прочность.

Плюсы: Главное достоинство стальной рамы — прочность. Её сложно погнуть при ударен или падении. Такая рама редко ломается внезапно — появившиеся по какой-либо причине трещины развиваются постепенно, давая о себе знать скрипом. Если поломка все же случилась, то стальную конструкцию легко ремонтировать. В некоторых случаях погнутые трубы можно выпрямить, а треснувшие швы переварить. Из стали в основном делают велосипеды начального уровня и утилитарные аппараты, на которых можно перевозить грузы.

Минусы: Как мы уже говорили, сталь тяжелее других материалов — разница в весе может достигать килограмма. Например, вес стальной рамы вплотную подбирается к двум килограммам, в то время как карбоновая рама (о которых мы поговорим позже) может быть легче 950 граммов. Производители применяют технологии, призванные облегчить стальную раму велосипеда, например баттирование (конструкцию собирают из труб с переменной геометрией).

Интересно, что не так давно предпринимались попытки вернуть стальные рамы на профессиональную арену. Английская команда Madison-Genesis — прошлогодний победитель Национального чемпионата Великобритании по шоссейному велоспорту — несколько лет назад использовала стальные байки [4] Volare во время соревнований.

Однако стальная рама все равно проигрывала в весе конструкциям из других материалов. В конце концов, команда вернулась к карбону.

Еще один недостаток стали — подверженность коррозии. Если за такой рамой не ухаживать, то на местах сколов (где повреждено лакокрасочное покрытие) может довольно быстро появиться ржавчина.

  • Алюминиевые сплавы

Алюминиевые рамы — наиболее популярный тип в современной индустрии. Используют два сплава – 6061 и 7005. Первый содержит примеси меди и железа, что делает его более податливым. В результате производство рамы из 6061 обходится дешевле. Основными легирующими элементами второго сплава являются цинк и магний, поэтому он более устойчив к нагрузкам и ударам.

Ранние алюминиевые рамы западные велосипедисты называли «ватными» (noodly). Они строились из труб такого же диаметра, что и стальные. В расчет не бралось изменение жесткости материала, поэтому рамы гнулись и «играли» при езде.

Современные алюминиевые байки имеют трубы больших размеров — разница по сравнению со сталью может достигать 20–30%.

Плюсы: Главные достоинства алюминия — он легче стали и лучше сопротивляется коррозии. При контакте с кислородом на нем появляется оксидная пленка, которая защищает металл от ржавчины. Однако если этот защитный слой все же нарушить (это может сделать царапина и даже соль, которой посыпают дороги), то алюминий начнёт корродировать.

Алюминиевые рамы относительно доступны. Например, цена на электровелосипед Twitter VS7.0-ER100 [5] с алюминиевой рамой составляет 54 тыс. рублей. Карбоновая модель Twitter TW-E9L [6] обойдется в 150 тыс. Разумеется, стоит учитывать и разницу в навесном оборудовании, но общий тренд понятен.

Руководство: как выбрать электровелосипед на примере Twitter — говорим о рамах - 2
На фото: Twitter VS7.0-ER100 [5]

Минусы: Алюминий со временем «устает», особенно если на его поверхности имеются вмятины. Некоторые велосипедисты рекомендуют регулярно проверять состояние [7] деформированной алюминиевой рамы и по возможности не затягивать с её заменой. Для повышения прочности конструкции производители, как и в случае со сталью, используют баттирование (двойное или тройное), однако это приводит к удорожанию рамы.

Ремонт алюминиевой рамы тоже нелегкий процесс. Из-за химических особенностей материала его сложно варить. Алюминий обладает высоким коэффициентом линейного расширения [8], поэтому сильно деформируется при нагреве.

  • Титановые сплавы

Такая рама легче стальной, но тяжелее алюминия. По прочности она также оказывается где-то посередине.

Плюсы: Есть мнение [9], что титановая рама — это рама на всю жизнь. Она устойчива к повреждениям, практически не изнашивается и не корродирует. Такие рамы часто оставляют без покраски. Титан хорошо поглощает высокочастотные колебания при езде на неровной поверхности, поэтому велосипеды с рамой из этого материала считаются более комфортными.

Минусы: Производство титановой рамы — тяжелый процесс. Инструменты во время нарезки труб быстро изнашиваются (из-за твердости сплава), а для варки титана требуются особые условия. Эти особенности отрицательно сказываются на стоимости рамы — она в два раза дороже, по сравнению со стальной или алюминиевой.

  • Карбон

Популярность (как материал для рам) карбон начал набирать на заре 90-х. Тогда его стали использовать профессиональные велосипедисты по понятным причинам (карбоновые рамы были значительно легче популярных в то время стальных). В 1999 году американский шоссейный велогонщик Лэнс Армстронг [10] выиграл Тур де Франс на велосипеде Trek. Это был первый случай [11], когда гонщик проехал весь маршрут на карбоновом байке.

Руководство: как выбрать электровелосипед на примере Twitter — говорим о рамах - 3
Изображение: Markus Spiske [12] / Unsplash

Высокая стоимость и сложные методы производства препятствовали широкому распространению карбоновых рам. Специальные ткани из нитей углерода укладывают слоями в формы, каждый раз меняя угол направления плетения для придания прочности. Затем слои скрепляются эпоксидными смолами. Изначально этот процесс был абсолютно не автоматизирован. Со временем техпроцессы улучшились, но ручной труд в производстве карбоновых рам используется до сих пор [13].

Плюсы: Главное достоинство карбона — легкость. Для сравнения, в линейке Twitter есть два карбоновых электровелосипеда TW-E9L [14] и E9W [15] — их вес составляет 18 килограммов (с учетом веса батареи). В то время как вес электровелосипедов с алюминиевой рамой достигает 20 килограммов [16].

Карбону легко придать любую форму, что открывает большие возможности для дизайнеров. Отсюда его популярность при производстве кастомных байков. Такие бюро, как Filament Bikes или Argonaut Cycles, занимаются [17] созданием карбоновых рам на заказ.

Минусы: Помимо высокой стоимости, среди недостатков можно отметить хрупкость. Если целостность карбона нарушена, то рама может переломиться в любой момент. И в большинстве случаев сломанные карбоновые рамы не подлежат ремонту — их приходится менять целиком.

В сети можно найти сайт — Busted Carbon [18] — автор которого выкладывал фотографии внезапно треснувших карбоновых рам, присылаемые читателями. Аналогичный тред есть и на Reddit [19].

Форм-фактор

  • Ригидная

Ригидная рама имеет жесткую переднюю вилку и не имеет задней подвески. Первые прототипы современных велосипедов имели именно такую конструкцию. Примером современного ригидного байка может быть Airwheel R8 [20] — его рама и передняя вилка выполнены из высокопрочной алюминиевой трубы.

Руководство: как выбрать электровелосипед на примере Twitter — говорим о рамах - 4
На фото: Airwheel R8 [20]

Плюсы: Низкий вес — стальная ригидная вилка весит полтора килограмма, алюминиевая примерно один килограмм, вес карбоновой и того меньше. Вес вилки с амортизацией приближается к двум килограммам.

С ригидной вилкой проще ехать, так как энергия от педалирования уходит прямо в колеса (не расходуется на амортизацию). Обслуживать такие вилки тоже не нужно: в них нечего смазывать и чистить. Плюс ригидная конструкция не имеет движущихся компонентов, что снижает риск поломки.

Минусы: Сильная вибрация руля — на высокой скорости при попадании в ямы или выбоины есть вероятность потерять контроль над велосипедом. Эксперты отмечают [21], что повысить комфорт от езды можно, установив карбоновый руль. Он будет гасить вибрации. Также поможет толстая покрышка, шириной 2,3 дюйма.

  • Хардтейл

Это байк с цельной рамой, но имеющий переднюю подвеску. Пожалуй, наиболее распространенный тип велосипеда сегодня.

Плюсы: Амортизированная вилка смягчает небольшие толчки, ехать с ней комфортнее. При этом рама типа хардтейл все еще имеет довольно простую конструкцию, что повышает надежность.

Минусы: Хотя этот вид рамы приспособлен для езды по пересеченной местности, поездка может быть жесткой. Мы тестировали электровелосипед Twitter TW-E9L [14] с хардтейлом в условиях бездорожья и даже провели небольшой краш-тест [22].

Велосипед показал себя с лучшей стороны. Однако ехать на байке типа хардтейл по «пересеченке» приходится по большей части стоя — сказывается отсутствие заднего амортизатора.

  • Двухподвесная

Велосипеды с двумя амортизаторами — спереди и сзади — предназначены для преодоления каменистых трасс и крутых спусков. Такие байки используют профессиональные спортсмены на соревнованиях по даунхиллу [23]. Однако езда по городу на таком велосипеде тоже имеет свои плюсы.

Плюсы: Амортизация обеих колес полностью нивелирует мелкие толчки, а крупные существенно смягчает. По этой причине ехать становится комфортно по любой поверхности (в том числе по асфальту).

Минусы: Сильная раскачка от педалирования, которая отнимает большую часть мышечной энергии — ехать становится сложнее.

Есть системы, которые блокируют амортизаторы до тех пор, пока в них не появится необходимость. Инерционный клапан реагирует на удар и разблокирует подвеску.

Как только дорога снова становится ровной, амортизаторы блокируются. Но такие решения стоят не дешево и требуют регулярного обслуживания. Поэтому используются в основном спортсменами.

Вторая проблема — вес байка. Двухподвесный алюминиевый электровелосипед [24] весом 20 килограммов — это вполне нормальное явление. Для велосипедов без электромотора эта цифра немногим меньше [25] — есть модели весом в 18 или 19 килограммов.


В следующий раз мы продолжим рассказывать о компонентах электровелосипедов: типах двигателей, аккумуляторах, педалях и обвесах.


Обзоры велосипедов Twitter:

Автор: IvanPavlov

Источник [30]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/320225

Ссылки в тексте:

[1] Image: https://habr.com/ru/company/maccentre/blog/455294/

[2] Gemma Evans: https://unsplash.com/photos/LTEo69JUv7o

[3] начали использовать еще в конце XIX века: https://www.exploratorium.edu/cycling/frames1.html

[4] использовала стальные байки: https://www.madisongenesis.co.uk/2015-madison-genesis-volare-team-bike

[5] Twitter VS7.0-ER100: https://twitter-bikes.ru/product/vs70-er100

[6] Twitter TW-E9L: https://twitter-bikes.ru/product/tw-e9l

[7] рекомендуют регулярно проверять состояние: https://bicycles.stackexchange.com/questions/11160/is-it-possible-to-repair-a-dent-on-an-aluminium-frame

[8] коэффициентом линейного расширения: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%88%D0%B8%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

[9] мнение: https://www.bicycling.com/bikes-gear/a21784287/bike-frame-materials-explained/

[10] Лэнс Армстронг: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%BC%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B3,_%D0%9B%D1%8D%D0%BD%D1%81

[11] был первый случай: https://www.bikeradar.com/road/gear/article/tour-de-france-winning-bikes-34375/

[12] Markus Spiske: https://unsplash.com/photos/WUehAgqO5hE

[13] используется до сих пор: https://contenderbicycles.com/its-time-to-get-real/

[14] TW-E9L: http://twitter-bikes.ru/product/tw-e9l

[15] E9W: http://twitter-bikes.ru/product/tw-e9w

[16] достигает 20 килограммов: http://twitter-bikes.ru/product/vs70-er100%23tabSpecs

[17] занимаются: https://road.cc/content/feature/194774-great-custom-handbuilt-frames-makers-who-can-craft-your-dream-frame

[18] Busted Carbon: http://www.bustedcarbon.com/

[19] есть и на Reddit: https://www.reddit.com/r/bustedcarbon/

[20] Airwheel R8: https://airwheels.ru/product/r8

[21] отмечают: https://forums.mtbr.com/29er-bikes/steel-handlebars-rigid-627220.html

[22] небольшой краш-тест: https://habr.com/ru/company/maccentre/blog/422371/

[23] на соревнованиях по даунхиллу: https://www.youtube.com/watch?v=dBlSHIBUx7g

[24] электровелосипед: https://twitter-bikes.ru/product/compare

[25] немногим меньше: https://stelsbicycle.ru/catalog/dvukhpodvesnye-velosipedy/focus-md-26-21-sp-v010/

[26] Смарт-байк Twitter Mantis-E1 – «усилитель велосипедиста»: https://twitter-bikes.ru/review/twitter-mantis-e1-ixbt/

[27] Обзор электровелосипеда Twitter TW-E9L: https://twitter-bikes.ru/review/twitter-tw9l-habr/

[28] Обзор Twitter VS7.0-ER 17: до 120 километров от одного заряда: https://twitter-bikes.ru/review/twitter-vs70er-vilianov/

[29] Обзор электровелосипеда Twitter VS7.0-EM: по горам, по лесам: https://twitter-bikes.ru/review/twitter-vs70em-scooter777/

[30] Источник: https://habr.com/ru/post/455294/?utm_campaign=455294&utm_source=habrahabr&utm_medium=rss