- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили

В прошлый раз мы говорили о Fidelipac [1], который стал первым коммерчески успешным плёночным форматом. Сегодня поговорим о его наследнике — Stereo-Pak, который проложил магнитной ленте дорогу в автомобильные проигрыватели. Короткий рассказ о его истории — под катом.

Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили - 1 [2]
Фото Leonard Nevarez [3] / CC BY

Как появился Stereo-Pak

В середине 50-х годов формат с «бесконечной» лентой Fidelipac стали использовать на радиостанциях, в первую очередь для воспроизведения джинглов [4] и рекламных роликов. Дело в том, что, помимо стереопары, пленка в картридже Fidelipac имела служебную дорожку для тонов-индексов. Они управляли работой магнитофона во время эфира — останавливали воспроизведение, перематывали ленту и выполняли другие функции. Но дальше радиостанций кассеты Fidelipac не ушли. Отчасти этот факт связан с тем, что они хранили всего десять минут музыки. Слушать такие записи было не очень удобно, так как приходилось часто менять картриджи в проигрывателе.

Исправить ситуацию и популяризировать кассеты взялся американский предприниматель Эрл Мюнц [5] (Earl Muntz), который владел автокомпанией Muntz Car Company. Его фирма выпустила почти четыре сотни спортивных родстеров Muntz Jet [6], среди владельцев которых числились звезда немого кино Клара Боу [7], певец Вик Дамон [8] и саксофонист Фредди Мартин [9].

В середине 1950-х годов в руки Мюнца попали кассеты Fidelipac с записанными рекламными роликами фирмы Echomatic (она производила и до сих пор производит бытовую химию). Он связался с автором Fidelipac — Джорджем Эшем (George Eash) — и предложил доработать картридж, увеличив его ёмкость. Для этого инженеры заключили в пластиковый корпус ленту шириной 6,35 мм с четырьмя [10] звукозаписывающими дорожками и скоростью протягивания в 3,75 дюйма за секунду. Такой подход незначительно ухудшил [11] качество звучания, но увеличил время воспроизведения до часа.

Модифицированный формат, который назвали Stereo-Pak, получил широкое распространение. В основном его слушали в автомобилях (подробнее об этом поговорим далее), где из-за большого числа посторонних шумов небольшая потеря в качестве звучания не играло особой роли.

Запустив производство новых кассет, Мюнц основал фирму MEC (Muntz Electronics Corporation). На Stereo-Pak выходили [12] песни The Beatles, The Beach Boys, работы Фрэнка Заппы и Джими Хендрикса. Многие композиции в Stereo-Pak'е предлагал лейбл Columbia Records.

Рынок автомагнитол

80 лет назад автопроизводители устанавливали в свои машины только радиоприемники. Тогда о прослушивании собственных записей за рулем не могло идти и речи. Ситуация начала меняться [13] в середине 1950-х, когда в Chrysler поставили аудиопроигрыватель пластинок [14] — Highway Hi-Fi.

Для него даже разработали специальный формат винила:

Но проигрывателю было не суждено получить массовое распространение. Во-первых, он был доступен только владельцам автомобилей Chrysler. Во-вторых, система была «капризной» в плане обслуживания, а в случае поломки владельцу приходилось обращаться к дилеру — автомеханики, как правило, не могли помочь с новым устройством. Также имелся третий очевидный недостаток: при езде по кочкам игла проигрывателя соскакивала, что мешало наслаждаться музыкой и управлять машиной.

Эрл Мюнц решил, что Stereo-Pak гораздо лучше подходит для прослушивания в автомобиле, и спроектировал соответствующую автомагнитолу. Предприниматель сам подготовил техническую документацию и развернул производство проигрывателей кассет. На плеерах Мюнца было небольшое количество органов управления, чтобы лишний раз не отвлекать водителя. При этом «бесконечная пленка», которая лежала в основе Stereo-Pak, позволяла воспроизвести весь музыкальный альбом в стереоформате, не вынимая и не переворачивая картридж.

Но у системы были свои проблемы — например, переключать дорожки все же приходилось вручную, с помощью специального рычага на плеере. При этом из-за особенностей механизма, наматывающего пленку, кассету нельзя было перематывать вперед — это приводило к разрыву ленты. Сам проигрыватель также был довольно дорогим — $130 в 1963 году (для сравнения, в то время четыре литра молока стоили [15] чуть больше 80 центов, а два килограмма сахара — 43 цента [16]).

Несмотря на недостатки, системы Мюнца неплохо продавались вплоть до 1970 года — среди клиентов были даже крупные звезды. Фрэнк Синатра поставил проигрыватель в свой Buick Riviera [17]. Его примеру последовали коллеги из группы «Крысиная стая [18]» — Дин Мартин, Сэмми Дэвис и Питер Лоуфорд.

Stereo-Pak оставался одним из самых популярных пленочных форматов с середины 50-х до начала 70-х годов. Но на рынок вышел новый формат — 8 Stereo. И перехватил инициативу. Он предложил еще большее число дорожек, а, следовательно, и большую емкость. Несмотря на тот факт что формат уступал по качеству звукозаписи своим конкурентам, он быстро закрепился не только в автомобилях американцев, но и их жилых домах. Как это произошло, мы расскажем в следующем материале.


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили - 2 Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях [19]
Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили - 3 «Highway Hi-Fi»: с чего началась история проигрывателей пластинок для автомобилей [13]
Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили - 4 Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным [20]
Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили - 5 «Между винилом и кассетой»: история тефифона [21]


Автор: Audioman

Источник [22]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/342094

Ссылки в тексте:

[1] мы говорили о Fidelipac: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/481970/

[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/482852/

[3] Leonard Nevarez: https://www.flickr.com/photos/39440343@N02/14384031722/

[4] для воспроизведения джинглов: https://www.youtube.com/watch?v=-m9WfAJMMa8&feature=youtu.be&t=808

[5] Эрл Мюнц: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D0%BD%D1%86,_%D0%AD%D1%80%D0%BB

[6] Muntz Jet: https://ru.wikipedia.org/wiki/Muntz_Jet

[7] Клара Боу: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D1%83,_%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B0

[8] Вик Дамон: https://en.wikipedia.org/wiki/Vic_Damone

[9] Фредди Мартин: https://en.wikipedia.org/wiki/Freddy_Martin

[10] четырьмя: https://obsoletemedia.org/stereo-pak-4-track-cartridge/

[11] ухудшил: https://www.audiomania.ru/content/art-6234.html

[12] выходили: https://www.discogs.com/label/641738-Muntz-Stereo-Pak

[13] начала меняться: https://www.audiomania.ru/content/art-5679.html

[14] аудиопроигрыватель пластинок: https://arstechnica.com/gadgets/2016/03/highway-hi-fi-car-vinyl-player/

[15] стоили: https://www.tasteofhome.com/article/heres-the-price-of-milk-the-year-you-were-born/

[16] 43 цента: http://www.thepeoplehistory.com/50sfood.html

[17] Buick Riviera: https://en.wikipedia.org/wiki/Buick_Riviera

[18] Крысиная стая: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%8B%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%8F

[19] Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях: https://www.audiomania.ru/content/art-5866.html

[20] Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным: https://www.audiomania.ru/content/art-6053.html

[21] «Между винилом и кассетой»: история тефифона: https://www.audiomania.ru/content/art-5854.html

[22] Источник: https://habr.com/ru/post/482852/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=482852