- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками

В прошлый раз мы рассказывали о Stereo-Pak [1], проложившем магнитной ленте дорогу в автомобильные проигрыватели. Сегодня говорим о его наследнике — Stereo 8, ненадолго перехвавшем инициативу.

Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 1 [2]
Фото Leonard Nevarez [3] / CC BY / Картриджи Stereo 8 на полках тематического музея в США

Отец формата

Автор формата — конструктор-самоучка Уильям Лир (William Lear). За всю свою карьеру он зарегистрировал более 120 патентов. Среди его изобретений — один из первых радиоприёмников для автомобиля, названный Motorola. Этот радиоприёмник выпускала компания Galvin Manufacturing, позже она стала той самой Motorol'ой. Также Лир наладил производство авиационных радиокомпасов, которые помогали пилотам летать в условиях ограниченной видимости. Позже — начал проектировать и сами самолеты, открыл для этого дела отдельную фирму Learjet в 1960 году.

Но уже через три года — в 1963 году — Лиру было суждено вернуться в автомобильную тему. В его руки попал картридж Stereo-Pak [4]. Лир увидел в новом портативном формате потенциал — захотел упростить и улучшить конструкцию кассеты и вывести собственный продукт такого класса на рынок.

Лир увеличил число дорожек с четырех до восьми, убрал механизм натяжения ленты и фиксатор, предотвращающей её проскальзывание. Так он сократил количество компонентов внутри картриджа и упростил производственный процесс. Также Лир нанес на ленту специальную полоску из фольги, обозначающую конец звуковой дорожки. Она служила сигналом для магнитофона, что пора переместить магнитную головку. В случае со Stereo-Pak переключать дрожки приходилось вручную при помощи специального рычага на плеере. В итоге Лир получил восьмидорожечный картридж, на который можно было записать до 90 минут музыки — в два раза больше, чем на Stereo-Pak.

Им было удобно пользоваться: водителям не приходилось часто менять кассеты за рулем. Сперва новые картриджи назвали the CARtridge, но потом переименовали в Stereo 8.

Распространение


Формат уступал по качеству звукозаписи своим конкурентам — в первую очередь на это повлияли узкие звуковые дорожки. По мере износа точность позиционирования головки снижалась, что вызывало шумы при воспроизведении. Прижимной ролик в картридже, выполненный из резины, регулярно деформировался в процессе эксплуатации — особенно если владелец забывал вытащить кассету из проигрывателя, когда заканчивал слушать музыку. Были и другие проблемы: проигрыватель регулярно «жевал» ленту в тех автомобилях, где его корпус располагался близко к двигателю. Из-за высоких температур с ленты испарялась смазка.

Несмотря на все недостатки, формат обрел широкую популярность, особенно в Америке. Немаловажную роль в этом сыграл тот факт, что Лир входил в консорциум крупнейших автопроизводителей. Он уговорил Ford Motor Company сделать плеер Stereo 8 одной из опций, которую могли выбрать покупатели новых автомобилей.

В 1966 году возможность установить штатный проигрыватель получили покупатели трех моделей: Mustang [5], Thunderbird [6] и Lincoln [7]. Через год магнитофоны предлагали для всех автомобилей Ford. Плееры для 8-трековых картриджей ставила и корпорация AMC — в основном в Marlin [8] (на фото ниже).

Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 2
Фото CZmarlin [9] / PD

Недостатка в музыке, выпускаемой на картриджах Stereo 8, также не наблюдалось. Лиру удалось заключить партнерское соглашение с парой крупных лейблов — Ampex и RCA Victor Records. Свою музыку в этом формате выпускали Монсеррат Кабалье, Джим Ривз [10], Кейт Смит [11], а также группы The Monkees, The Youngbloods и многие другие. Формат наравне с винилом приняли в качестве стандарта для студий звукозаписи в США, Японии, Канаде, Австралии, Великобритании и других странах.

Со временем формат стал портативным и перекочевал в дома. Под него выпускали плееры [12] и Hi-Fi-установки. Подобные системы делали Telex Communications [13], Electra [14] и Panasonic [15]. Однако удержать рынок Stereo 8 не удалось.

Закат и псевдоренессанс

Уже в середине 1976 года 8-трековые картриджи начали проигрывать привычным нам компакт-кассетам от Philips. В США, даже несмотря на поддержку и рекламную кампанию [16] актёра Джимми Уокера, продажи Stereo 8 стремительно падали. Один из последних крупных релизов — альбом рок-группы Fleetwood Mac «Greatest Hits», выпущенный в 1988 году.

Сегодня Stereo 8 является не больше, чем предметом ностальгии. Однако небольшие инди-артисты предпринимают попытки дать формату вторую жизнь и выпускают на нем альбомы.

За последние несколько лет отметились группы RTB2 [17] и Melvins [18], а также коллективы Waves Crashing Piano Chords [19] и Cheap Trick [20]. Кто знает, возможно, в будущем нас ждет возрождение формата, как это случилось с винилом [21].


Дополнительное чтение из нашего «Мира Hi-Fi»:

Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 3 «Highway Hi-Fi»: с чего началась история проигрывателей пластинок для автомобилей [22]
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 4 Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным [23]
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 5 Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях [24]
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 6 Компакт-кассеты: старый/новый тренд или возрождение формата? [25]
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 7 DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты [26]
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 8 Начало эры компактного аудио или «первая смена» для бобинников [27]
Эра компактного аудио: история Stereo 8 — кассеты с восемью звукозаписывающими дорожками - 9 Эра компактного аудио: как кассеты пришли в автомобили [1]


У нас на Хабре:

Автор: Audioman

Источник [30]


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/345313

Ссылки в тексте:

[1] Stereo-Pak: https://www.audiomania.ru/content/art-7125.html

[2] Image: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/486406/

[3] Leonard Nevarez: https://www.flickr.com/photos/39440343@N02/14198777158

[4] картридж Stereo-Pak: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/482852/

[5] Mustang: https://en.wikipedia.org/wiki/Ford_Mustang

[6] Thunderbird: https://en.wikipedia.org/wiki/Ford_Thunderbird

[7] Lincoln: https://en.wikipedia.org/wiki/Lincoln_(automobile)

[8] Marlin: https://ru.wikipedia.org/wiki/AMC_Marlin

[9] CZmarlin: https://en.wikipedia.org/wiki/File:1967_Marlin_gold_ny-inf.jpg

[10] Джим Ривз: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B8%D0%B2%D0%B7,_%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BC

[11] Кейт Смит: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BC%D0%B8%D1%82,_%D0%9A%D0%B5%D0%B9%D1%82

[12] плееры: https://www.youtube.com/watch?v=CfsMB52p_9Q

[13] Telex Communications: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:NL-HaNA_2.24.01.05_0_925-9050.jpg?uselang=ru

[14] Electra: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vintage_Electra_8-Track_Cartridge_Portable_Tape_Player,_Model_TP-8_,_Made_In_Japan_(16198887775).jpg?uselang=ru

[15] Panasonic: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vintage_Panasonic_8_Track_Tape_Player,_The_Dynamite_8,_Model_RQ-830S,_Produced_In_Blue,_Red_%26_Yellow_Colors,_Made_In_Japan,_Circa_1974_(21317771872).jpg?uselang=ru

[16] рекламную кампанию: https://www.youtube.com/watch?v=S3YyoC_-nQk

[17] RTB2: https://www.dmagazine.com/arts-entertainment/2011/04/does-rtb2-sound-better-on-8-track/

[18] Melvins: https://www.discogs.com/Melvins-Live-At-Slims/release/1351867

[19] Waves Crashing Piano Chords: https://deadmediatapes.bandcamp.com/merch/waves-crashing-piano-chords-never-sorry-8-track-tape

[20] Cheap Trick: https://www.discogs.com/Cheap-Trick-The-Latest/release/5554546

[21] случилось с винилом: https://www.audiomania.ru/content/art-6883.html

[22] «Highway Hi-Fi»: с чего началась история проигрывателей пластинок для автомобилей: https://www.audiomania.ru/content/art-5679.html

[23] Аудиокассеты в поп-культуре: почему устаревший формат звукозаписи снова считают модным: https://www.audiomania.ru/content/art-6053.html

[24] Магнитолы из СССР: краткая история аудиосистем в советских автомобилях: https://www.audiomania.ru/content/art-5866.html

[25] Компакт-кассеты: старый/новый тренд или возрождение формата?: https://www.audiomania.ru/content/art-6159.html

[26] DAT-формат ни в чем не виноват: история и тесты цифровой аудиокассеты: https://www.audiomania.ru/content/art-6953.html

[27] Начало эры компактного аудио или «первая смена» для бобинников: https://www.audiomania.ru/content/art-7108.html

[28] 10 материалов про реплики звуковых карт, открытые библиотеки звуков и аудиософт: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/486514/

[29] Концерт для города с оркестром: кто и зачем записывает звуки повседневной жизни: https://habr.com/ru/company/audiomania/blog/484720/

[30] Источник: https://habr.com/ru/post/486406/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=486406