- PVSM.RU - https://www.pvsm.ru -

Чемпионат заслуженных вещей

Позвольте представить вам, уважаемые читатели, мой телефон!
Чемпионат заслуженных вещейУдостоить его такой чести решаюсь не только потому, что мое почтение к этому труженику коммуникаций растет от года к году уже… почти 10 лет. Или больше. Точно сказать не могу, поскольку паспорт его канул в этом море лет безвозвратно, а память мне подсказывает, что обзавелся я им в первые годы тысячелетия. Зовут его Alcatel 411 — опять же, если мне не изменяет память.

Было бы странно утомлять внимание уважаемых читателей описанием теплого отношения к телефону, если бы из этой истории ничего не следовало — это я понимаю. Но позвольте мне продолжить начатый рассказ под клятвенное обещание чуть ниже все объяснить и поделиться идеей нового хорошо монетизируемого сервиса. Он может работать и самостоятельно, но мои надежды связывают его с возможностями первого этапа материализации замыслов «Солярисом» — «новым общественным институтом», представленном в хабратопике «Физика инноваций» [1].

… все это время он служит мне верой и правдой, не обращая внимания на случающиеся с ним неприятности как то падения на пол с полной саморазборкой на корпус, крышку и аккумулятор или намокание в кармане где-нибудь в походе. В тех же походах он последний из своих современнейших коллег перестает принимать сигнал и первый этот сигнал находит. Ту же стойкость он обнаруживает в подземельях. В молодости, зарядки аккумулятора ему хватало на неделю, но годы дают о себе знать, и теперь приходится подзаряжать его каждые три дня. Ну и ладно.
Помню, что в его руководстве по эксплуатации заявлялась способность выходить в интернет, но несколько моих праздных попыток реализовать эту возможность не увенчались успехом, а необходимость заняться этим делом серьезно ни разу не возникла. У него нет камеры. А для чего? Цена нового телефона с камерой всегда была примерно равна цене приличного фотоаппарата с 3-4 кратным оптическим увеличением и таким же превосходством по количеству пикселей. Что еще? Аудиоплеер? Радиоприемник? Этого в нем тоже нет. Но помилуйте, зачем мне эти удовольствия всегда при себе? Вполне хватает 10-15 минут, чтобы умиротвориться перед сном, слушая любимого БГ, или получаса «Эха» вместе с утренней зарядкой, чтобы окончательно не отстать от жизни. Эти удовольствия в полной мере предоставляются стационарными кухонными и комнатными девайсами. Прочие периоды вынужденной деловой пассивности дают мне самые приятные минуты упражнений с собственными мыслями.
Короче говоря, — старый верный помощник — мой Alcatel. Что с ним делать? Просто взять и выбросить? Только потому, что «морально устарел»?

О, нетерпеливый читатель! Позволь мне еще одно лирическое отступление на тему моральной старости и я оправдаю твои надежды на практическую пользу от этого поста.
Еще более древний обитатель моего жилища — бумбокс по имени SONY. Изготовлен он около 20 лет назад. А через 10 лет после его рождения возникло у меня желание подарить кому-то аналогичное устройство. Естественно, подбирая подарок, я ориентировался на технические характеристики своего SONY. К огромному моему удивлению оказалось, что за 10 лет техническая мысль в этой области не только не продвинулась, но и деградировала. Одни «морально молодые» аналоги моего старичка принимали сигнал только в FM диапазоне, не обращая внимания на популярный в нашей стране УКВ, другие не умели сами выключаться или включаться, третьи… Не буду утомлять подробностями. Устройства, хотя бы повторяющего функциональные характеристики моего морально старичка, я так и не нашел.

Кому нужна надежность?

Все чаще приходится слышать, что производители намеренно снижают надежность своих изделий, чтобы повысить частоту продаж. Более того, время от времени возникают жуткие версии всемирного заговора производителей, как например, «Тайная история запланированного устаревания вещей!» [2]. Я не доверяю конспирологическим теориям, а серьезные исследования динамики продолжительности жизни вещей мне не встречались. Тем не менее, готов согласиться, что современные гаджеты и девайсы служать меньше, чем их предки. Но никогда не соглашусь с тем, что производители не стремятся всеми доступными средствами повышать надежности своих изделий. Более того, каждый производитель мечтает закрепить за своей продукцией репутацию надежной и долговечной.
Например, ведущие производители LCD мониторов заявляют о 100000 часов ресурса своих изделий. «Какой в таком случае срок службы плазмы?… 12–17 лет — таков мой краткий ответ» [3] — утверждает эксперт. Аналогичные примеры можно отыскать по любым другим товарным темам. Но предоставим это занятие тем, кого я не убедил, а пока резюмируем: производители заинтересованы в репутации надежности и долговечности своих товаров.

Первенство ветеранов

Если производители заинтересованы в поддержке репутации надежности и долговечности, они готовы будут за это платить. Они и сейчас это делают средствами PR, но, по большей части, от своего имени (LG) [4], в то время как наибольшее доверие вызывает информация из так называемых вторичных коммуникаций — от человека к человеку. Инструмент, утверждающий надежность и долговечность доводами самих потребителей, я и предлагаю создать, учредив «чемпионат заслуженных вещей».

На соответствующем интернет-ресурсе можно будет разместить фото своего «ветерана» с небольшим описанием «истории любви», аналогичной той, с которой я начал этот хабратопик. Заслуженные вещи будут соревноваться по продолжительности жизни и сохранению работоспособности, их хозяева — по искренности и душещипательности рассказов, а вместе — претендовать на призы производителей, которым принадлежат торговые марки с именами ветеранов. Для поддержания позиции нейтралитета по отношению к производителям сам ресурс будет награждать победителей в абсолютных зачетах (надеюсь, мы с моим Алкателем будем одни из первых в номинации «сотовые телефоны»). Кстати, призы в абсолютных зачетах могут учреждать компании, не связанные с производителями, но имеющие отношение к надежности и долговечности — например, банки или страховые компании.
Ветеранский статус вещей — вовсе не значит, что шансы будут только у владельцев раритетов. Пока пишу эту статью, начитался отзывов, во многих из которых уже 2-3 летние телефоны называют ветеранами. Но даже если кто-то имеет обыкновение (или несчастье) менять телефон ежегодно, ветераном у него вполне может оказаться холодильник, телевизор или еще какая-нибудь заслуженная техника. Да что техника? А что-нибудь неубиваемое из Adidas или ECCO? Без преувеличения, «заслуженная вещь» найдется у каждого!
Чтобы не лишать шансов посетителей сервиса, которые обнаружили среди уже выставленных кандидатов более возрастные вещицы, чем их собственные, в расчете общей оценки должны участвовать оценки за силу рассказа о вещи, полноту использования функций, сохранение работоспособности и может что-то еще. Стремление повысить свою оценку за рассказ может быть хорошим мотивом для приглашения на сервис друзей и знакомых. Аудитория должна получиться обширной.

Аналогов такого сервиса я не нашел. Если кто подскажет, буду премного благодарен. Известные места интернет-шопинга (Яндекс-Маркет, Имхонет, Irecommend.ru и т.п.) используются только в периоды подготовки к покупке и не создают сильных мотивов для возвращения пользователя, когда он уже совершил покупку или остыл от первых впечатлений о приобретении. Поскольку производителям мало толку от рейтингов и разношерстных описаний достоинств и недостатков вещей, способ монетизации существующих ресурсов один — реклама.

Привлекательности «чемпионата» уже будет достаточно, чтобы монетизировать проект за счет взносов производителей. Но предложение к последним будет гораздо убедительнее, если сервис будет предоставлять статистику востребованности потребительских свойств.
Для получения статистики, пользователям сервиса надо будет распределить 100% ценности своего вещного блага между полным набором свойств — колонка «Используемость» в кратком примере на тему «телефоны»

Потребительское свойство Используемость Необходимость
Голосовая связь 90% 70%
Будильник 6% 10%
Текстовые сообщения 4% 0%
Калькулятор 0% 0%
Свойство «X» 0% 20%

О назначении колонки «Необходимость» — чуть ниже.

Для получения данных о распределении потребительской ценности по набору свойств продукта проводятся дорогостоящие маркетинговые исследования. Наш сервис сможет давать данные для функционально-стоимостного анализа самым естественным образом.

Общественное проектирование

По этой функции мои представления еще не слишком определенные. Ясно, что для целей «Соляриса» пользователей сервиса необходимо занять формулированием проблем, которые могут быть решены предполагаемыми инновациями. Но как это занятие сделать интересным и увлекательным, ясно не совсем.
Например, решается задача изобретения будильника, который бы не был извергом [5], но и не давал проспать. Требования к будущему изделию заявляются, оцениваются по определенной процедуре так, чтобы их совокупность придавала будильнику сочетание нежности новобрачной с настойчивостью сержанта, но отвечала запросам не менее, скажем, 75% участников обсуждения (доля может быть переменной в зависимости от количества участников). В результате процесса должна появляться хорошо сформулированная изобретательская задача. Как сделать, чтобы занятие это было увлекательнее игрушек в сетях?

Второй задачей будет потребительская экспертиза свойств предлагаемых инноваций. В этом месте моего сознания начинается еще бОльшая неясность. Никак не доберусь до подробного изучения технологии QUIRKY [6], а интегральная оценка «купил бы по такой-то цене» — то, что увидел на поверхности — недостаточно универсальна. Она хороша для простейших изделий, а «Солярис», если не забыли, должен уметь организовать проектирование всего, включая жуть, подобную Аэро ГЭС. Приблизительное представление состоит в объединении оценок в формате колонки «Необходимость» таблицы с форматом данных для функционально-стоимостного анализа и постановки задачи в формате методов ТРИЗ… типа что-то сказал (не убивайте вопросами).

Итак, предлагаемый сервис состоит из двух технологически и идеологически связанных блоков: «первенство ветеранов» и «общественное проектирование». Но первый блок можно запускать, не дожидаясь полной определенности по недодуманным вопросам второго. До его запуска будет достаточно времени, чтобы продумать все детали и не останавливаясь приняться за достройку чемпионата заслуженных вещей до фабрики общественного проектирования.

Первый принцип «Соляриса»

Предвижу недоумение: с какой стати автор расписывает замечательные перспективы вместо того, чтобы тихо-мирно запустить проект самому? Попробую объяснить, начав с отступления.
Windows — не первая операционная система и, как говорят специалисты, — не лучшая. Google — далеко не первый и не единственный поисковый сервис (Яндекс многие вещи в РФ находит лучше). Fasebook — не первая социальная сеть и, добавлю уже от себя, — не лучшая. Но они — самые популярные. Почему?
Если бы рациональный и исчерпывающий ответ на это «почему?» существовал, упомянутые сервисы были бы уже вторыми после тех, которые были бы построены в соответствии с этим ответом. К одной и той же цели стремятся тысячи, а лучше всех получается у кого-то одного. Более того, замечу, что первопроходцы редко оказываются отмечены общественным вниманием и одарены благами. Так есть. Но из этого не следует, что иначе и быть не может.

Принцип «победитель получает все» мне не кажется продуктивным. Формула «талант × возможности = результат» не работает. По крайней мере, мне не известен ни один случай, когда однажды «получивший все» продемонстрировал бы в следующих начинаниях еще больший успех, пропорциональный выросшим возможностям. Это значит, что все таланты и расширившиеся возможности победившей команды впоследствии тратятся на удержание статус-кво или, в лучшем случае, — на благотворительность. Также не слышал, чтобы кто-то из победителей был успешен в поддержке других перспективных начинаний.

Большие системы по определению не могут создаваться малыми силами одиночек. Кто изобрел университеты, железные дороги, космонавтику, интернет, наконец? За каждым из этих суперпроектов история числит разное количество имен и фактов, но общие между ними свойства — параллельность развития и взаимообогащение. «Солярис» — проект не менее грандиозный. Более того, он — мегапроект, миссия которого заключается в ускорении запуска других проектов, в том числе и с приставкой «супер». Запускать проект «тихо-мирно» не вижу смысла, поскольку за таким способом нет никаких перспектив. Но вижу замечательные перспективы в совместной работе самых разных профессионалов, которые объединятся вокруг принципа:

Всё получают все, принявшие цель проекта как свою собственную, и двинувшиеся к ней путем, который им кажется наиболее верным.

Чемпионат заслуженных вещейРазрядите напряжение ума, взгляните на живописную картинку! Каждая из ветвей этой яблони выбрала свой путь. Кто-нибудь скажет, какой из них лучший?
Только один путь приведет к самой высокой точке, и пусть команда этот путь выбравшая станет формальным победителем и получит свое по заслугам. Но и работа всех остальных команд принесет не менее ценные плоды. Каждый из путей приведет к результатам, которые будут оценены и приняты как вклад в достижение общей цели. Это, если хотите, философия дерева. Ствол — самая толстая и высокая ветка, но без других ветвей, веток и веточек жизнь дерева невозможна.
И как, спросите вы, мы будем учитывать все наши ветки и веточки?

Еще не знаю. Точнее, нет простого и «единственно верного» ответа на этот вопрос. Более того, у меня самого много вопросов, требующих обсуждения:

  • Имеются ли более близкие аналоги предлагаемому сервису, чем упомянутые?
  • На какой открытой площадке можно организовать разработку?
  • Где быстро найти специалистов по функционально-стоимостному анализу и ТРИЗ?
  • Кто может быстро и содержательно проанализировать технологию общественного проектирования QUIRKY [6]?
  • Стремиться к созданию унифицированной экспертной формы или создавать разные?
  • ...

Предлагаю искать ответы вместе!

Автор: arais


Сайт-источник PVSM.RU: https://www.pvsm.ru

Путь до страницы источника: https://www.pvsm.ru/gadzhety/8089

Ссылки в тексте:

[1] «Физика инноваций»: http://habrahabr.ru/post/143537

[2] «Тайная история запланированного устаревания вещей!»: http://www.pravda-tv.ru/2012/04/19/14262

[3] «Какой в таком случае срок службы плазмы?… 12–17 лет — таков мой краткий ответ»: http://plasmatvbuyingguide.com/plasmatv/plasmatv-lifespan.html

[4] от своего имени (LG): http://www.lg.com/ru/home-appliances/buyer-guide/lg-inverter-direct-drive.jsp

[5] извергом: http://f5.ru/planktonmanagich/post/9577

[6] QUIRKY: http://quirky.com